ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ
статья по теме
В данной статье описаны основные направления для формирования профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа в рамках ФГОС.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование профессиональных компетенций на уроках русского языка с методикой преподавания
В условиях модернизации системы образования основным результатом деятельности должна быть не система знаний сама по себе, а набор социально значимых личностных качеств в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах. Поэтому на предметах русского языка с методикой преподавания и литературы мы применяем личностно-ориентированное обучение, которое предполагает необходимость дифференциации, ориентацию на личность студента, его интеллектуальное и нравственное развитие.
Среди основных направлений работы в рамках обозначенной проблемы мы выделяем:
- деятельностный характер обучения, ориентацию содержания образования на формирование учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение опыта этой деятельности;
- формирование ключевых компетентностей – готовности студентов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности для решения практических задач на занятиях, а также в период практики различного вида;
- использование методов обучения и технологий исследовательского обучения:
проблемное обучение
эвристическое
метод проектов
технологии критического мышления
научно-исследовательская деятельность
конкурсы
олимпиады
научно-практические конференции
Содержание занятий нацелены на обеспечение самоопределения студентов, создание условий для развития и самореализации личности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности для достижения этой цели используются следующие продуктивные приемы:
- организация групповой и парной работы
- проблемные ситуации
- работа с опорным конспектом, таблицами, схемами
- исправление ошибок
- анализ конкретных ситуаций
- резюмирование основных вопросов темы
- творческие, вариативные домашние задания
- использование разноуровневых тестов, как для отдельных студентов, так и для всей группы, а также входящий, промежуточный, итоговый контроль в виде диктантов, контрольных работ, экспресс-контроля, экзаменов, интернет-экзаменов и, естественно, коррекция (разработка системы специальных развивающих упражнений, направленных на коррекцию общеучебных и интеллектуальных умений)
- подчеркивание важности информации для профессии, жизни, развития
С групповым подходом в преподавании органично сочетается метод проектов, который предполагает определенный результат, должным образом оформленный (альбом, газета, доклад и т.д.) Работу в сотрудничестве и метод проектов можно сочетать на одном уроке.
Элементы этого метода можно использовать и при составлении опорных схем. Ведь по закодированному конспекту легко восстановить весь ход мыслей.
Использовать групповую и парную работу можно и при проверке домашнего задания. Аналогичным образом можно организовать подготовку студентов к тестированию по пройденной теме или дать задание самостоятельно подготовить тест по пройденному материалу. Такие тесты будут носить развивающий и познавательный характер, а, следовательно, ориентированы на творческую реализацию личности студента.
Таким образом, метод проектов позволяет реализовать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, творческого мышления, умения работать в коллективе.
Исследовательская деятельность студентов на уроках предполагает выполнение практических заданий с элементами исследования, подготовку аннотаций, рефератов и эссе, составление тезисов, сообщений, докладов, самостоятельное выполнение аудиторных заданий с элементами исследовательской деятельности, применение теоретических знаний, нахождение профессионально грамотных путей решения проблем и вопросов в период педагогической практики, а также написание и защиту курсовых и выпускных квалификационных работ опытно-экспериментального характера.
Такая работа позволяет студентам выработать умение самостоятельно добывать знания, прививает навыки самоорганизации, учит речевой культуре: написанию текста, произнесению монолога, ведения беседы, дискуссии и других форм коммуникативного взаимодействия. Студенты учатся оформлять результаты исследования, которые могут быть представлены в виде плана, конспекта, аннотации, рецензии, доклада, сообщения, тезиса к выступлению на научно-практических конференциях, проводимых в ГБПОУ «Курганский педагогический колледж».
Ведь в соответствии с ФГОС формирование исследовательских умений студента рассматривается как важный фактор подготовки специалиста и играет большую роль в формировании личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющий ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Несомненно, что характер решения исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков по предмету, имеющихся у студентов, но и от уровня их общего развития. Следовательно, сотрудничая со студентами в процессе обучения, необходимо уделять пристальное внимание развитию их общей культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе
Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...

Вариант выполненной самостоятельной работы по МДК 01.02«Русский язык с методикой преподавания» профессионального модуля ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования
Учебная презентация к уроку литературного чтения на тему «И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»Практическая значимость ресурса заключается в том, что его с успехом могу...

Раработка урока по МДК "Русский язык с методикой преподавания" по теме "Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения"
Интерактивная лекция включает проблемные вопросы, составление таблиц, опорных схем, ментальной карты, выполнение упражнений. Разнообразны формы организации учебной деятельности (коллективная, парная, ...

Конспект занятия «Методика преподавания русского языка» по дисциплине «Русский язык с методикой преподавания»
Методика преподавания рус. яз. — это пед. наука, изучающая закономерности обучения школьников рус. яз., включая: содержание и методы взаимодействия учителя и учащихся; процессы усвоени...

Конспект занятия «Русский язык как учебный предмет в начальных классах» по дисциплине «Русский язык с методикой преподавания»
Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человек, во-первых, средством оформления и выражения мыслей, во-вторых, коммуникативным средств...

Конспект занятия «Содержание предмета русского языка. Изучение рабочей программы НОО (1-4 кл.)» по дисциплине «Русский язык с методикой преподавания»
Изучение рус. яз. направлено на достижение определённых целей....

Конспект занятия «Требования к современному уроку русского языка. Подготовка и проведение урока рус. яз. в нач. школе» по дисциплине «Русский язык с методикой преподавания»
Требования к современному уроку русского языка. Подготовка и проведение урока русского языка в начальной школе....
