Современный урок иностранного языка
статья по теме

Федотьева Татьяна Анатольевна

Текст выступления о современном уроке иностранного языка на областном методическом объединении преподавателей иностранного языка СПО 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Современный урок иностранного языка

преподавателя иностранного языка Федотьевой Т.А.

         

Модернизация содержания образования в России на современном этапе  развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам где ведущее место занимает личностный потенциал.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Сегодня в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основная цель современного  учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

В связи с этим выделяют ряд требований, предъявляемых к современному уроку иностранного языка:

1. Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и окончание.

2. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.

3. Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и учащимися.

4. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.

5. Вывод делают сами учащиеся.

6. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.

7. Здоровьесбережение.

8. В центре внимания урока – учащиеся.

9. Учет уровня и возможностей учащихся.

10. Планирование обратной связи.

На основании перечисленных требований можно определить особенности современного урока иностранного языка.

1. Практическая направленность урока. На уроке иностранного языка учитель формирует у учащихся навыки и умения использовать и.я. как средство общения. Знания  сообщаются с целью более эффективного формирования навыков и умений.

2. Атмосфера общения. Одной из ведущих черт современного урока иностранного языка является атмосфера общения. Обучение общению может успешно осуществляться только в условиях, когда учитель и ученики являются речевыми партнерами.

3. Единство целей. Урок иностранного языка должен решать целый комплекс целей одновременно.  На уроке проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и над развитием умений в различных видах речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением, письменной речью). Однако при планировании урока выделяется одна основная практическая цель. Остальные цели могут быть определены как задачи.

В качестве цели может выступать тот или иной навык, то или иное умение. В этом случае правильным будут следующие формулировки цели:

  • «Формирование лексических навыков»
  • «Развитие техники чтения»
  • «Развитие монологических умений»

Реализация цели возможна благодаря решению ряда задач. Ставя задачи, учитель намечает определенный путь достижения цели.

Например, На уроке учитель планирует научить учащихся рассказывать о том, куда они поедут на рождественские каникулы.

Цель: развитие монологических умений.

Задачи: 1) активизировать лексику по теме «Развлечения. Путешествия»;

              2) активизировать грамматический материал (будущее время);

              3) тренировать учащихся в чтении текста («Как я проведу Рождество…»);

              4) научить учащихся монологическому высказыванию типа повествование с опорой на текст.

Помимо основной практической цели, формулируются развивающая, воспитательная и образовательная цели урока.

Образовательная цель предполагает использование языка для повышения общей культуры, расширения кругозора, знаний о стране изучаемого языка. Данная цель достигается в процессе анализа используемых на занятиях текстов, бесед, обсуждения актуальных проблем и др.

Воспитательная цель, как правило, обусловлена тем материалом, который используется на уроке. Данная цель реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре его носителей.  

Примерами формулировок воспитательной цели могут быть:

  • «Воспитывать умение общаться с учащимися»
  • «Развивать умение отстаивать свою точку зрения» и др.

Реализация развивающей цели связана с развитием психических функций учащихся (памяти, мышления, внимания, воображения), эмоциональной сферы, а также с формированием навыков и умений межличностного общения.

Примерные формулировки развивающей цели могут звучать следующим образом:

  • «Развивать механизм языковой догадки»
  • «Развивать способности вступать в иноязычное общение»
  • «Развивать способности логичного изложения мыслей»

Еще одной особенностью современного урока иностранного языка является

4. Адекватность упражнений цели урока, которая означает их соответствие тому виду речевой деятельности, который развивается на данном уроке. Например, если целью урока является формирование лексического навыка в устных видах речевой деятельсти (говорении и аудировании), то упражнение на перевод с русского на иностранный язык нельзя назвать адекватным, т.к. оно способствует формированию языкового, а не речевого навыка. Адекватными в данном случае будут например, ответы на вопросы в устной форме, упражнения типа «Согласись/не согласись и другие.

5. Последовательность упражнений. Очень важно расположить упражнения таким образом, чтобы каждое предыдущее упражнение являлось опорой для следующего, планировать урок от простого к более сложному.

6. Комплексность урока. Это означает, что каждая доза речевого материала «пропускается» через четыре основных вида речевой деятельности, т.е. один и тот же материал учащиеся воспринимают на слух, используют в говорении, читают и записывают. Таким образом, комплексность – это взаимосвязь всех видов речевой деятельности.

7. Иноязычная речь – цель и средство обучения на уроке. Каждый вид речевой деятельности выступает как целевое умение, однако при обучении, например, монологическому высказыванию в качестве опоры может быть использован текст для чтения. В этом случае текст будет выступать средством обучения говорению.

8. Логика урока иностранного языка. Урок должен быть логично спланирован, что подразумевает:

  • Соразмеренность всех этапов урока по времени выполнения и подчиненность их главной цели;
  • Последовательность и поэтапность в овладении речевым материалом, когда каждое упражнение подготавливает выполнение следующего;
  • Связность урока, которая может обеспечиваться речевым материалом (лексические единицы содержаться во всех упражнениях), предметным содержанием (все компоненты урока объединены общей темой), общим замыслом (урок-дискуссия).

 

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности, то есть современный урок - это развивающий урок. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Рефлексия в переводе с латинского рефлексия означает «обращение назад». Также это понятие трактуется как размышление о своём состоянии, самоанализ.

В начале урока традиционно может проводиться рефлексия эмоционального состояния и настроения. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств – картины, музыка, разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций.  

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Часто используется такая рефлексия на этапе актуализации знаний, умений, навыков.

Ещё один вид – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.

Рефлексия в конце урока. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Они могут по цепочке высказаться о значимых для них ценностях урока:

Я узнал...
Я научился...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...

Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.



Тула

2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование урока иностранного языка как компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка

В данной стастье говорится о том, каак правильно планировать урок иностранного языка...

Самоанализ урока иностранного языка. Тема урока «Правила использования легкового автомобильного транспорта»

Данный урок был направлен на развитие устно-речевых умений на основе ранее изученных лексических единиц, а также на закрепление грамматического навыка. По типологии уроков иностранного языка данный ур...

Современный урок иностранного языка. Синтез традиционных и современных технологий.

Современный урок иностранного языка. Синтез традиционных и современных технологий. Осознание урока повышение интереса педагогов к современным технологиям осознание необходимости повышения ур...

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

В работе предложены условия проектирования современного урока иностранного языка, представлен образец технологической карты урока и методические рекомендации к ее разработке...

Статья на тему "Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС"

Тема данной статьи очень актуальна на сегодняшний день, так как переход на новый ФГОС  внедрил некоторые инновации  в структуру современного урока, где главной задачей является активизироват...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...

Выступление на педагогическом совете "СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации стандартов третьего поколения"

Выступление на педагогическом совете "СОВРЕМЕННЫЙ    УРОК  ИНОСТРАННОГО  ЯЗЫКА как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации стандартов третьего пок...