"Как найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?"
статья на тему

Штыко Елена Александровна

 В материале выделяются  шесть правил, которые помогают наладить и поддерживать бесконфликтную дисциплину с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kgoku1.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

КГОКУ «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без    

                      попечения родителей»

             

              Как найти пути к бесконфликтной

                           дисциплине ребенка?

     

                                                                                                                Штыко Е. А.-воспитатель

                                                               2012 г.

     Можно выделить шесть правил, которые помогают наладить и поддерживать бесконфликтную дисциплину.

 Первое правило: ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим, они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и даже отвержение. Да и в старости такие “вечно уступчивые” родители часто оказываются одинокими и заброшенными.

 Правило второе: ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.

Это правило предостерегает от другой крайности – когда воспитатели считают что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. По принципу: “Дашь ему волю, так он и на шею сядет; будет делать что хочет”. Тут они показывают сомнительный пример поведения “всегда добиваться того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого”.

 Найти золотую середину между попустительским и авторитарным стилями нам помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной:

Зеленая зона – то, что разрешается ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, какие свои игрушки отдать друзьям, в какой кружок записаться, с кем играть и дружить…

 Желтая зона – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Например, можно сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к 8 часам вечера; можно гулять, но только в своем дворе.

В этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине и бесконфликтной принятие ребенком требований и ограничений должны быть предметом особенной родительской заботы. Постарайтесь в каждом случае спокойно (но коротко!) объяснить, чем вызвано ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку, для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения.

 Оранжевая зона действия – ребенка, которые, в общем, нами не приветствуются, но в виду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, малыш напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится. Не стоит бояться подобных исключений, если они действительно редки и оправданы. Дети бывают очень благодарны родителям, за готовность пойти навстречу их особенной просьбе. Тогда они даже больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.

 Красная зона – действия, не приемлемые ни при каких обстоятельствах. Нельзя бить, щипать или кусать маму, играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких … Список этот взрослеет вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

 Правило третье: воспитательское требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Детям надо много бегать, прыгать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни, все хватать, открывать, разбирать, рисовать, на чем попало … – это проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении и познании. Запрещать подобные действия – все равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить её течение в удобное и безопасное русло.

 Подростковая мода подобна ветрянке – многие ребята её подхватывают и переносят в более или менее серьёзной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но если в это время воспитатели вошли в затяжной конфликт с ребенком, согласия со своими мнениями они не добьются, а контакт и доверие могут потерять окончательно. Что же остается на долю воспитателей, кроме терпения и принятия неизбежности “ветрянки”? Нам необходимо оставаться носителями и проводниками более общих, непреходящих ценностей: честности, трудолюбия, благородства, уважения к личности другого. Многие из этих ценностей можно и обсуждать с взрослеющим ребёнком, и реализовать во взаимоотношениях с ним, а это – самый главный дар, который он в глубине души ищет и надеется получить.

Правило четвертое:  ограничения, требования, запреты должны быть согласованы взрослыми между собой.

Разногласия взрослым необходимо обсуждать без ребёнка. Не менее важна последовательность в соблюдении правил.

Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования “на прочность” и принимают, как правило, только то, что не поддается расшатыванию. Иначе приучаются настаивать, ныть, вымогать.

 Правило пятое:  тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым ил властным тоном, то становится трудным вдвойне.

Важные особенности беседы по способу активного слушания.

 Во-первых, очень важно чтобы ваши и ребёнка глаза находились на одном уровне, так как ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.

 Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребёнком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме, так как фраза оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.  Часто на вопрос “Что случилось?” огорченный ребёнок отвечает “Ничего!”, а если вы скажете “Что-то случилось…”, то ребёнку бывает легче начать рассказывать о том, что случилось.

 В-третьих, очень важно в беседе “держать паузу”. Не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Если глаза ребёнка смотрят не на вас, а в сторону “внутрь” и “вдаль”, то продолжайте молчать – в нём происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.    В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувство.

 Шестое правило поддержания дисциплины:  наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Надо заметить, что наши старания наладить мир и дисциплину в группе потребуют от нас немало терпения. Ведь нам надо переключать отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду и отчаяние) на конструктивные действия, т.е. менять себя. Но это – единственный путь воспитания нашего “трудного” ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для выпускников "Как найти работу своей мечты?"

В данной брошюре собраны материалы разных специалистов по трудоустройству молодых специалистов....

Конспект лекций "Россия на пути реформ" по дисциплинам ОГСЭ для укрупненной группы специальностей 40.00.00 Юриспруденция

Данная методическая разработка представляет конспект лекций по проблемам экономического, политического, социального развития России периода перестройки. Цель пособия – направить студента по пути поиск...

Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции.

Люди каждый день попадают в разные ситуации. И от каждой ситуации остается свое впечатление, причем оно может быть настолько ярким, что избавиться от него тяжело....

Программа для организации работы с педагогами по мотивации участия в работе службы медиации, повышению навыков бесконфликтного общения и управлению конфликтами

Цель  программы: распространение среди педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в о...

Программа по основам бесконфликтного общения для родителей (законных представителей) студентов.

Задачи программы:- ознакомить родителей (законных представителей) студентов колледжа с организацией и содержанием работы службы медиации;- информировать родителей (законных представителей) о видах и п...

Программа по основам бесконфликтного общения для студентов 1- 3 курсов

Реализация данной программы предполагает повышение компетентности в области межличностного общения у подростков....

Лекция на тему: Битумы для специальности 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения по дисциплине Строительные материалы и изделия

ull;Нефтяные (искусственные) битумы, получаемые переработкой  нефтяного сырья, в зависимости от технологии производства могут быть:Ø  остаточные, получаемые из гудрона путем дальнейшего от...