Технологическая карта занятия
учебно-методический материал на тему

Зайцева Анастасия Витальевна

Технологическая крта занятия (с использованием технологии - развитие критического мышления через чтение и письмо)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich_karta_zanyatiya_zaytseva.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

Преподаватель:  Зайцева Анастасия Витальевна

Дисциплина: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Специальность:   44.02.01   Дошкольное образование

Группа: 26

Тема  занятия:  Строение сердца

Тип урока:  комбинированный  урок

Длительность:  90 минут

Технология  –  развитие критического мышления через чтение и письмо

Цель:

изучить сердце, его строение, топографическое расположение сердца, перикард.

Задачи:

обучающие:

 формирование представления студентов о сердце, как об одном из главном органе  человеческого организма,  формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

воспитательные:

 воспитание чувства ответственности за своё здоровье;

развивающие:

развитие внимания логического мышления и коммуникативных способностей студентов.

Формируемые ОК:

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

Формируемые ПК:

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

Оборудование: муляж «Сердце».

Учебно-методическое обеспечение: раздаточный материал «Строение сердца».

Литература:

  1. Сапин М. Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Академия, 2011.
  2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А.  Возрастная физиология. – М.: Академия, 2009.
  3. Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебное пособие. Издательско-полиграфический центр Воронежского  государственного университета, 2008.
  4. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2009.


Ход учебного занятия

Этапы учебного занятия

Содержание учебного материала

Методы обучения

Средства обучения

Ориентировочная дозировка времени

Целеполагание

Проверка явки студентов, сообщение темы занятия.

Беседа

3

Проверка знаний студентов

Заполнить кроссворд «Анализатор слуха и равновесия»

Заполнение

кроссворда

Приложение 1

«Кроссворд»

25

Вызов

Преподаватель предлагает индивидуально каждому студенту записать себе в тетрадь все, что они знают о строении сердца человека.

Затем – работа в парах – студенты дополняют список.

Затем – каждая группа студентов зачитывает свои записи, в то же время другие дополняют список.

Индивидуальная мозговая атака

Групповой

мозговой штурм

Тетрадь,

ручка

5

5

5

Осмысление

Обучающиеся знакомятся с текстом, получают новую информацию.

Выполняют маркировку текста.

Ребята, вам необходимо прочитать текст и делать пометки Insert. ("V" я это знал, "+" это для меня новое, "-" это противоречит тому что я знал, "?" я хочу знать).

Преподаватель демонстрирует муляж «Сердце» и комментирует его строение.

Затем – обсуждение:

- обучающиеся возвращаются к первоначальным предложениям,

- обучающиеся соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные из текста,

- обмениваются мнениями друг с другом, своими словами выражая новые идеи и мысли;

- поиск ответов на вопросы, отмеченные студентами в тексте.

Преподаватель все время контролирует работу студентов.

Активное чтение с пометками инсерт

Демонстрация

Приложение 2

текст

«Строение сердца»,

муляж «Сердце»

10

15

Рефлексия

Преподаватель делит всех студентов на группы и предлагает составить кластер.

Затем каждая группа представляет свою работу.

Составление кластера

Ватман,

маркеры

23

Домашнее задание

По кластеру составить конспект

2


Приложение 1

Кроссворд «Анализатор слуха и равновесия»

Анализатор слуха и равновесия

1. Ухо, включающее ушную раковину и наружный слуховой проход

2. Орган, образованный преддверием и тремя полукружными клапанами

3. Перепонка, преобразующая звуковые волны и механические колебания

4. Труба, открывающая в глотку

5. Жидкость, находящаяся в щелевидном пространстве между стенками костного лабиринта и поверхностью перепончатого лабиринта

6. Колебания воздуха

7. Одна из трех слуховых косточек

8. Одна из трех слуховых косточек

9. Жидкость находящаяся внутри перепончатого лабиринта

10. Ухо, находящееся в толще височной кости представляющее собой узкую полость, в которой располагаются три слуховые косточки

11. Самые маленькие косточки нашего тела

12. Одна из самых маленьких слуховых косточек

13. Ухо, представляющее собой сложную систему тонких изогнутых каналов и полостей, расположенных в толще височных костей

14. Орган слуха

15. Спирально закрученный костный канал

16. Ухо


Приложение 2

Строение сердца человека

У человека сердце состоит из четырех камер: двух верхних  –  тонкостенных предсердий, двух нижних  –  толстостенных желудочков. Правая половина сердца полностью отделена от левой, поэтому потоки артериальной и венозной крови в сердце человека не смешиваются.

Форма и положение сердца. Сердце  –  полый мышечный орган, имеющий форму конуса. Расширенная верхняя часть называется основанием сердца, а суженная нижняя  –  его верхушкой. Масса сердца человека составляет 250 – 300 г и зависит как от величины тела, так и от вида труда, физического развития и возраста (размер сердца соответствует в среднем сложенной в кулак кисти руки).

Сердце расположено в грудной полости позади грудины. Своим основанием сердце обращено к позвоночнику, а верхушка упирается в пятое левое межреберье.  И повернуто несколько влево (2/3 его лежит влево от передней срединной линии, а 1/3  – справа).

Сердце помещается в околосердечной сумке, наружный листок которой  –  перикард сращен с грудиной, ребрами, а внутренний  –  эпикард покрывает сердце и срастается с его мышцей. Между внутренним и наружным листками имеется щелевидная полость перикарда с небольшим количеством серозной жидкости. Эта жидкость облегчает скольжение сердца при его сокращениях.

На наружной поверхности сердца видны поперечная венозная борозда, отделяющая предсердия от желудочков, и две продольные межжелудочковые борозды  –  передняя и задняя, расположенные на границе между правым и левым желудочками. В этих бороздах лежат венечные артерии и вены сердца. Над венечной бороздой, по бокам от аорты и легочного ствола, видны выпячивания передних стенок правого и левого предсердий  –  правое и левое ушки сердца.

Камеры сердца.  Правая и левая половины сердца разделены сплошной продольной перегородкой. Правое и левое предсердия сообщаются соответственно с правым и левым желудочками через правое и левое предсердно-желудочковые отверстия. Через эти отверстия в момент сокращения предсердий кровь перегоняется в желудочки.

В правое предсердие сверху впадает:

  • верхняя полая вена, отводящая кровь от головы, шеи, верхних конечностей и грудных стенок.
  • снизу открывается нижняя полая вена, отводящая кровь от органов и стенок грудной, брюшной полостей, таза и нижних конечностей.
  • венозный синус сердца, через который от сердца оттекает венозная кровь.

Расположенное внизу предсердно-желудочковое отверстие ведет из правого предсердия в правый желудочек.

Правый желудочек. Внутренняя поверхность правого желудочка неровная, на ней выступают три конусообразные сосочковые мышцы. Вверху желудочек имеет два отверстия. Это правое предсердно-желудочковое отверстие и отверстие, ведущее в легочный ствол. 

Правое предсердно-желудочковое отверстие имеет трехстворчатый предсердно-желудочковый клапан. К свободным краям трех створок этого клапана прикрепляются тонкие сухожильные нити, начинающиеся от сосочковых мышц правого желудочка. Трехстворчатый клапан пропускает кровь из правого предсердия в правый желудочек и благодаря сосочковым мышцам перекрывает путь обратному току крови из желудочка в предсердие. Отверстие легочного ствола имеет клапан, состоящий из трех полулунных заслонок. Этот клапан пропускает кровь из желудочка в сторону легких и не пропускает кровь обратно в желудочек.

Левое предсердие вверху имеет четыре отверстия, через которые в него открываются четыре легочные вены (по две от каждого легкого). Клапанов в области этих отверстий нет, как и в отверстиях верхней и нижней полых вен. Внизу находится левое предсердно-желудочковое отверстие, ведущее из левого предсердия в левый желудочек.

Левый желудочек. На внутренней поверхности желудочка выступают две сосочковые мышцы, которые при помощи тонких сухожильных нитей соединяются со свободным краем двух створок, левого предсердно-желудочкового   (двустворчатого) клапана. Левое предсердно-желудочковое отверстие, сообщающее левое предсердие с левым желудочком, находится вверху. Через это отверстие кровь из предсердия свободно поступает в левый желудочек. Обратному ее току препятствует упомянутый выше двустворчатый клапан.

Из левого желудочка выходит аорта, отверстие которой находится также в верхней части левого желудочка. Отверстие аорты имеет клапан, состоящий из трех полулунных заслонок. Этот клапан пропускает кровь только из желудочка в аорту и препятствует обратному току крови.

Все клапаны сердца открываются пассивно под действием тока крови. При сокращении мускулатуры предсердий створки предсердно-желудочковых клапанов открываются и кровь поступает в желудочки. В сторону предсердия створкам мешают открываться сухожильные нити сосочковых мышц. При сокращении мускулатуры желудочков и их сосочковых мышц сухожильные нити натягиваются и не дают створкам клапанов выворачиваться в сторону предсердий.

Заслонки полулунных клапанов, закрывающие отверстия аорты и легочного ствола, свободно пропускают кровь из желудочков в легочный ствол и аорту, но препятствуют обратному току крови из этих сосудов в желудочки.

Строение стенок сердца.  В стенках сердца различают три оболочки: внутреннюю  – эндокард, среднюю  –  миокард и наружную  –  эпикард. Стенки полостей сердца значительно различаются по толщине. Предсердия имеют относительно тонкие стенки  –  2 – 3 мм. Стенки желудочков значительно толще. Так, у левого желудочка, выталкивающего кровь в артерии большого круга кровообращения, толщина стенок составляет 9 – 11 мм. У правого желудочка, из которого кровь поступает в сосуды легкого, стенки тоньше. Их толщина равна 4 – 6 мм.

Внутренняя оболочка сердца  –  эндокард выстилает изнутри камеры сердца. Эндокард образует створки клапанов. Средняя оболочка сердца  –  миокард образована мышечными клетками (кардиомиоцитами), имеющими поперечно-полосатую исчерченность. У предсердий мышечная оболочка тоньше. Она состоит из двух слоев. У желудочков мускулатура толще, она трехслойная. Миокард предсердий и желудочков не переходит друг в друга, поэтому сокращение стенок предсердий и желудочков происходит не одновременно.

Наружная оболочка сердца  –  эпикард представляет собой внутренний листок перикарда, плотно сращенный с мышечной оболочкой  – миокардом. Эпикард образован тонкой пластинкой соединительной ткани, покрытой со стороны полости перикарда плоскими клетками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО

Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО...

технологическая карта занятия

пример занятия по актёрскому мастерству...

технологические карты занятий

технологические карты  занятий...

Технологическая карта занятия по ФГОС по теме "Радиоактивность. Радиопротекторные свойства пищи"

Технологическая карта урока Название   предмета физика  Курс второй   Урок № 146   Дата 27.04.2015Тема   РадиоактивностьАвтор УМК Мякишев Г. Я., Бухов...

Технологическая карта занятия по ФГОС "Первый закон термодинамики"

ПРИЛОЖЕНИЕ 1Технологическая карта урока Организационная информацияТема урокаПервый закон термодинамикиПредметФизикаКласс10Автор учебникаГ.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. СотскийМетодическая...

технологическая карта занятия

поурочный план по МДК Обеспечение сохранности документов...