Акмеологическое сопровождение процесса обучения
проект на тему

Филиппова Галина Леонидовна

В условиях продолжающейся модернизации системы среднего профессионального образования каждый преподаватель ищет свои пути повышения качества обучения и воспитания, создает образовательные программы, разрабатывает тактику и проекты современного обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akmeologicheskoe_soprovozhdenie_podgotovki.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о методической работе преподавателя математики  ФИЛИППОВОЙ Г.Л.

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ   СОПРОВОЖДЕНИЕ   ПОДГОТОВКИ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

             В условиях продолжающейся модернизации системы среднего профессионального образования каждый преподаватель ищет свои пути повышения качества обучения и воспитания, создает образовательные программы, разрабатывает тактику и проекты современного обучения.

             В решении современных педагогических проблем именно акмеологический подход является важным методологическим направлением , помогающим совершенствовать систему современного обучения и формирования человека до уровня его высших результатов.

             Акмеология как наука о целостном развитии человека и о творческих периодах его жизни сформировалась в первой половине ХХ века и достигла своего интенсивного развития в последние  десятилетия. Термин «акмеология» происходит от древнегреческого слова «акме», что означает вершина, пик, цветущая сила и слова «логос»  понятие, учение. «Быть в акме» в переводе с древнегреческого означает «быть в полном цвете, на высшей ступени развития». В Древней Греции при составлении жизнеописания прославившихся мудрецов и философов указывались не даты начала и конца их жизни, а то время, когда они явили себя миру в качестве мудрецов и философов, т.е. время, на которое приходился высший пик их деятельности время их расцвета, «акме».  Так Диоген Лаэртский, представляя Гераклита, говорит, что  «расцвет его приходился на 69-ю олимпиаду».

           В настоящее время акмеология получила самостоятельный статус. Это комплексная и интегративная наука, объектом изучения которой является человек в динамике его развития и самоопределения в разных жизненных сферах. Акмеология исследует условия и факторы реализации творческого потенциала человека и пути достижения им образовательных и профессиональных вершин разного уровня.

         Акмеологическое  сопровождение образовательного процесса помогает сформировать индивидуальные образовательные траектории каждого студента, ориентировать его на успех и на вершину творческой самореализации.  Определенными способностями наделены все студенты,  и задача преподавателя заключается в том, чтобы научить их применять свои способности, достигая наивысших результатов.

                 Акмеологическое  сопровождение состоит именно в том, чтобы раскрыть и реализовать личностный потенциал каждого студента независимо от его  стартовых возможностей. Поэтому необходимым условием для достижения студентом «акме» в процессе обучения является постоянная активная деятельность его по  достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей. В процессе обучения происходит организованный преподавателем поиск информации, ее переработка, освоение, превращение в знания и  применение их на практике.

        Акмеология как наука о вершине творческого расцвета личности выделяет следующие критерии: творческая индивидуальность, процесс саморазвития, результат самосовершенствования.

     ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ

      Роль этого вида внеучебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда происходит переход на стандарты нового поколения, в рамках которого реализуется компетентностный подход. Именно сейчас необходимо выработать у студентов навыки и способности к самостоятельной учебной деятельности.  Работа во внеурочное время оказывает значительную помощь в реализации творческого потенциала каждого студента, в достижении дидактических целей:

- закрепление, расширение и систематизация знаний, получаемых на аудиторных занятиях;

- самостоятельное овладение новым учебным материалом;

- формирование умений и навыков умственного труда;

- развитие самостоятельности мышления;

- формирование убеждений и волевых черт характера, способностей к самоорганизации.

      Достижение поставленных целей обучения анализируется с помощью контроля знаний (тесты, контрольные работы, самостоятельные работы, проверочные работы). На уроке  у преподавателя ограничены возможности для проведения индивидуальной работы с каждым студентом. Выход из этого положения – внеаудиторная работа со студентами.

   Формы внеаудиторной работы:

- индивидуальные консультации;

- групповые консультации;

- выполнение заданий по образцу;

- составление глоссария;

- подготовка презентации;

- выполнение практических работ.

    К аспекте акмеологии современным и эффективным в преподавании математики считается стимулирование самостоятельной деятельности студентов, посредством применения акмеологических технологий.

   В течение нескольких лет я работаю над внедрением акмеологических приемов в учебный процесс. Использование акмеологических премов и технологий в организации образовательного процесса сегодня особенно актуально в связи с обострением проблемы качества современного образования и внедрением нового поколения ФГОС.

        Для создания на уроке акмеологического пространства необходимо учитывать 3 аспекта:

- педагогический;

- психологический;

- социальный.

        Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. Проблема результативности обучения, повышения качества образования – одна из актуальных и приоритетных в системе современного российского образования.

     В основе акмеологических технологий обучения  лежит принцип гуманизации образования, принцип обращения к личности и индивидуальности каждого студента. Акмеологические технологии направлены на устойчивое развитие личности, на формирование умений и навыков в достижении  успеха в сложном современном социуме.

   Акмеологическая технология особенно эффективно  «работает» в рамках определенной учебной темы. В качестве наглядного примера возьмем тему 2-го курса  по геометрии «Тела и поверхности вращения», рассчитанную на 12 часов.

Количество

уроков,

тема уроков

Стадии саморазвития студентов

Задачи

Методы и приемы работы

Рефлексия

Результат

У-1,2,3

«Цилиндр»

Самоактуализация

Пробудить устойчивое желание и потребность в изучении нового материала

1.Поисковая работа

2.Подготовка презентации

3.Составление глоссария

Письменная

практическая работа  №42

Осознание роли урока в изучении данной темы, развитие интереса к предмету

У-4,5,6,7

«Конус»

Самоорганизация

Формирование устойчивых навыков в организации самостоятельной работы

1.Самостоятельная работа

2.Подготовка презентации

3.Составление глоссария

Практическая работа №43

Осознание роли урока в практической деятельности

У-8,9,10,11

Шар и сфера, их сечения

Самореализация

Формирование устойчивых навыков в организации поисковой и самостоятельной работы

1.Практическая

2.Подготовка презентации

3.Составление глоссария

Практическая работа №43

Осознание роли урока в практической деятельности

У-12

Контрольная работа

Саморазвитие

Проверка сформированности устойчивых навыков в организации самостоятельной работы

1.Самостоятельная работа

2.Подготовка презентации

3.Составление глоссария

Проверочная работа

Осознание роли урока в практической деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение процесса адаптации студентов

Статья. Психологическое сопровождение процесса адаптации студентов....

Программа психолого- педагогического сопровождения дистанционного обучения

Программа разработана для педагогов- психологов общеобразовательных организаций с целью гобеспечения эффективного психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ...

Программа психолого- педагогического сопровождения дистанционного обучения

Программа разработана для педагогов- психологов общеобразовательных организаций с целью гобеспечения эффективного психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ...

Доклад "Социально психологическое сопровождение процесса адаптации студентов первого курса"

Краткий обзор процесса адаптации и социализации студентов первого курса....

Материал для педагогического совета на тему: "Организация и методическое сопровождение производственного обучения обучающихся ГПБОУ «Сосновский агропромышленный техникум»

Учебная /Производственная практика имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений и навыков самостоятельно решат...

ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Математика одна из дисциплин, которая способствует формированию профессиональных знаний и умений, имеет большие возможности для формирования ключевых ком...

Комплекс профилактических занятий по психологическому сопровождению процесса социализации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Оказание психологической помощи воспитанникам в приобретении необходимых социальных компетенций для успешной социализации  в обществе....