ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
статья

Чугунова Ольга Сергеевна

Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Математика одна из дисциплин, которая способствует формированию профессиональных знаний и умений, имеет большие возможности для формирования ключевых компетенций специалиста. Знания, которые студенты приобретают в процессе обучения математики являются базой для овладения специальными знаниями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Чугунова Ольга Сергеевна

ГПОУ МПТ

г. Мариинск

Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Математика одна из дисциплин, которая способствует формированию профессиональных знаний и умений, имеет большие возможности для формирования ключевых компетенций специалиста. Знания, которые студенты приобретают в процессе обучения математики являются базой для овладения специальными знаниями.

Как показывает опыт работы, в техникум приходят обучающиеся с низкой математической подготовкой, но у многих из них интересы в определенной степени уже сформированы: они направлены на выбранную профессию или специальность. Поэтому, необходимо стимулировать интерес к изучению курса математики посредством связи с окружающим миром и современным производством.

Способность применять математические знания в конкретных ситуациях формируется в процессе педагогического взаимодействия. Необходимо строить обучение таким образом, чтобы студент умел переносить основы учебно-познавательной деятельности на будущую профессиональную деятельность. Именно математические знания позволяют решать многие задачи в области профессиональной деятельности. Целесообразно сочетание индивидуальной, групповой, коллективной и фронтальной форм организации учебной деятельности обучающихся.

 Для того, чтобы студенты усвоили математический смысл вводимых понятий, возможности их использования в смежных дисциплинах, необходимо достаточное количество заданий, способствующих формированию профессиональных знаний и умений будущего специалиста. Важно, чтобы задания соответствовали программе курса и содержали термины доступные и понятные обучающимся. Необходимо   при составлении заданий использовать жизненные ситуации. Использование в обучении математике профессиональных понятий, иллюстрация математического материала позволит улучшить качество подготовки специалистов.

 В заданиях должны присутствовать не только формулировки производственного содержания, также, необходимо, чтобы они способствовали развитию умения переводить ситуацию на математический язык. Приведу примеры некоторых заданий, которые я использую на своих уроках.

Например, задача на применение интеграла. Пусть f(x)- скорость прямолинейного движения точки в момент времени х. Записать в виде интеграла перемещение s точки за промежуток времени 1≤х≤3.

Задача на вычисление производительности труда с применением производной. Объем продукции U, выпускаемой рабочим в течение дня, выражается формулой U(t)=, t-время ч, причем 1≤t≤8. Вычислить производительность труда через 1 час после начала работы и за 1 час до окончания рабочего дня.

Задача по теме единичная окружность. Шестеренка на автомобильный компрессор имеет 32 зубца. Выразить в градусах угол при повороте на 120 зубцов.

Полезно использовать иллюстрацию понятий и задач с профессиональным содержанием. Иллюстрацию к задачам целесообразно размещать вместе с условием, либо на экране с помощью мультимедийного проектора. Простейшие примеры: иллюстрация понятия производной скоростью движения материальной точки или линейной плотностью стержня. Интеграла-работой сил.  

При изучении темы «Графы» я даю задание студентам в группах (по 3-4 человека) изобразить с помощью графа маршрут движения автобусов Мариинского района.

Задача по теме «Конус».

Трансмиссионный вал применяется для передачи вращательного движения. Определить диаметр наименьшего основания усеченного конуса, зная, что площадь поверхности равна 25 π2 см, радиус наибольшего основания 7 см, длина 20 см.

Рис.1. Трансмиссионный вал.

Задача по теме «Объем цилиндра».

Рассчитать объем двигателя внутреннего сгорания ВАЗ 2114, если диаметр цилиндра 82 мм, ход поршня 75,6 мм. Количество илиндров-4 штуки.

https://carfrance.ru/wp-content/uploads/2016/11/dvs-650x604.jpg

Рис. 2. Схема ДВС ВАЗ 2114

H-длина хорда поршня

R-радиус поршня

Можно предложить студентам устные задания по теме «Измерения в геометрии»:

  1. По какой формуле можно найти площадь полной поверхности клапана двигателя внутреннего сгорания ЯМЗ-236?

  1. Запишите формулу, с помощью которой можно вычислить объём конического роликоподшипника?

Группа товаров: Ступицы колес и колесные подшипники Оригинальное название

  1. Какая формула понадобится для того, чтобы найти вместимость кузова самосвала МАЗ-205?

Схема самосвала МАЗ-205 с кузовом ковшового типа (1953 г.) из книги М.А. Гусятинского и И.С. Овэса «Эксплуатация автомобилей-самосвалов МАЗ-205». 1953–1954 гг.

  1. Смотровая яма имеет форму правильной четырехугольной призмы. По какой формуле можно вычислить ее объем?

Решение таких задач способствует развитию мотивации обучающихся к познанию окружающего мира; актуализации предметных знаний.

 Так как учащиеся видят практическое применение изучаемых тем непосредственно в своей профессиональной деятельности, то новый материала становится более интересным. Поэтому необходимо составлять такие задачи и определять их место на уроках математики.

Кроме этого, в кабинете математики имеется наличие справочного материала, непосредственно связанного с профессией. Он расположен на стенде «Связь математики с окружающим миром и профессиями»

Реализовать профессиональную направленность преподавания математики возможно с помощью проектной деятельности. Например, написать проект по теме: «Применение тел вращения в устройстве двигателя», «Использование графов при построении системы управления автомобильным транспортом».   Индивидуальный проект выполняется обучающимися под руководством преподавателя по выбранной теме.  

Вывод. Задача преподавателя состоит в том, чтобы вооружить обучающихся математическими знаниями в том объеме, который необходим для сознательного усвоения спецдисиплин.

Систематическое применение форм и методов обучения, способствующих формированию профессиональных знаний и умений позволяет создать у обучающихся убежденность в полезности и необходимости математических знаний и их применения в профессии.

Список использованных источников: 

  1. Башмаков, М. И. Математика.  [Текст]: учебное пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / М. И. Башмаков. – 2-е изд., испр. -  М.: Академия, 2013. – 208с.
  2. Математика в профессии автомеханика [Электронный ресурс] : – Режим доступа: https://school-science.ru/9/7/44879/ , свободный. – Загл. с экрана.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Web-портфолио студентов, как форма промежуточной аттестации по изучению МДК профессионального модуля, учебной практики будущих специалистов рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

Одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучения студентов, согласно интегративно-компетентностному подходу, стандартизации требований «на входе и выходе» ...

Использование активных форм и методов обучения при формировании ключевых компетенций у студентов

В данной статье процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия студентов и преподавателя с целью формирования у студентов ключевых компетенций, необходимых конкурентноспособному специалис...

Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»

  В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в п...

Доклад на педагогическом совете школы на тему: «Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе обучения»

     Вопрос о том, как научить человека творить, издавна волновал умы ученых. Являясь жизненной необходимостью, творчество преобразует, развивает и обогащает человека, формирует ...

Формирование предметных знаний и умений дисциплины Русский язык при реализации профессиональной образовательной программы профессии 29.01.25 Переплетчик. (опыт работы)

   Почти 10 лет назад появившийся образовательный стандарт для средней школы предлагал проверять не знания, а то, что должен уметь делать человек, прошедший курс предметной подготовки...