Web-портфолио студентов, как форма промежуточной аттестации по изучению МДК профессионального модуля, учебной практики будущих специалистов рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»
статья по теме

Смирнова Ирина Петровна

Одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучения студентов, согласно интегративно-компетентностному подходу, стандартизации требований «на входе и выходе» на разных уровнях обучения стал web-портфолио, как альтернативный способ формирования и оценивания профессиональной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_studenta.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО СПб КИТ

Web-портфолио студентов, как форма промежуточной аттестации по изучению МДК профессионального модуля, учебной практики будущих специалистов рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

Смирнова И.П.

Определений Web-портфолио существует много, в каждом подчеркиваются свои детали, но в целом можно сказать, что речь идет о персонализованных онлайновых коллекциях работ некоего автора и связанных с ними комментариев и оценок. Web-портфолио основано на гипертекстовых технологиях, позволяющих реализовать связи между компонентами перекрестных ссылок, дающих возможность студенту хранить в Интернете большой объем информации, находящейся в свободном доступе. При создании web-портфолио студент получает навыки работы с Интернет технологиями, осваивает новые для себя программы и приемы, гипертекстовые технологии, что способствует развитию медиакомпетентности. Анализ современных on-line изданий показал, что одним из неотъемлемых преимуществ данного метода можно считать - возможность демонстрации результатов образовательно-профессиональных достижений студентов в виртуальном пространстве перед потенциальным работодателем. Данная технология давно и успешно используется в американских и европейских университетах. В Западной педагогике принято выделять три основных вида «web-портфолио»: развития, размышлений, репрезентационный.

Web-портфолио - современная эффективная форма оценивания, помогающая решать следующие важные педагогические задачи:

поддерживать высокую учебную мотивацию студентов;

поощрять самостоятельность, расширять возможности самообучения;

развивать навыки рефлексивной и самооценочной деятельности студентов;

формировать умение учиться, строить собственную учебную деятельность;

содействовать индивидуализации образования;

закладывать предпосылки и возможности для успешной социализации;

прослеживать индивидуальный прогресс студента;

оценить его образовательные достижения.

При подготовке по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» метод web-портфолио успешно применяется, как форма промежуточной аттестации по изучению МДК профессионального модуля, учебной практики будущих специалистов. На основе портфолио можно формировать рейтинги студентов, проводить анализ активности и контролировать развитие в профессиональной деятельности, защита материалов (индивидуальная, групповая) может быть составной частью экзамена или эффективной формой итоговой аттестации.

Структура электронного портфолио может быть следующей (рекомендуется по рабочей профессии):

- приветствие (фото, несколько слов автора);

- резюме;

- философия образования (профессиональные позиции, обоснование выбора профессии, индивидуальный учебный план, ожидания от предметов спецподготовки);

- личное (жизненные принципы, автобиография, фотоальбом);

- достижения (образовательные, профессиональные, личные);

- рефлексия;

- ресурсы (полезные ссылки), контакты.

При подведении итогов по окончании семестра проводится организованная защита портфолио. Каждый документ портфолио оценивается отдельно на основании качественных характеристик критериев, разработанных для каждого вида документов заранее. Общую оценку портфолио составляют следующие оценки:

количественная оценка вариативной и инвариантной частей портфолио, полученная на основе качественных характеристик критериев;

количественная оценка по уровню самостоятельности выполнения;

качественная оценка за отчет о групповой работе[2,с.37].

Одним из самых распространенных способов оценивания является модель «Итог», которая может заполняться как индивидуально, так и в группе.

И

Интересные моменты портфолио. Что понравилось в нем особенно?

Т

Темы, которые были раскрыты лучше всего (полнее, доказательнее, глубже)

О

Оценка портфолио на основании собственных критериев

Г

Главный вывод по всему портфолио

Безусловно, на преподавателя возлагается большая ответственность за организацию формирования портфолио. Контроль над ведением и своевременностью пополнения материалами, систематическая проверка и оценка, помощь студентам в оформлении – это сложная, требующая времени работа. По мнению самих студентов, технология web-портфолио способствует формированию критического мышления к учебной деятельности, расширяет возможности обучения и исследования, включает студентов в понимание процесса внешней оценки и развивает их заинтересованность во внутренней самооценке, позволяет анализировать индивидуальные затруднения и найти пути их преодоления, мотивирует планирование карьеры. Метод web-портфолио поможет получить новые качественные данные об образовательных и личностных притязаниях студентов по рабочей профессии, усилить их личностную мотивацию на включенность в свое образование и ответственность за образовательный результат, дает новый толчок к развитию проблемы оценки и как нельзя лучше отвечает задачам организации обучения в информационно-образовательном пространстве.

В условиях модернизации системы среднего профессионального образования, опираясь на интегративно-компетентностный подход, необходимо активно использовать кроссдисциплинарные педагогические технологи на основе информационно – образовательной среды курса производственного обучения при подготовке операторов ЭВМ. Рассмотренные современные педагогические технологии расширяют возможности обучения и исследования, способствуют формированию критического мышления, правильной самооценке, усиливают мотивацию к получению знаний, помогают студенту выстраивать свою личностную траекторию обучения, мотивируют планирование карьеры.

Литература:

Грибова Л.Н. Проектирование содержания среднего профессионального образования нового поколения: монография, ВГИПУ, 2011, -18с.

Григорьева О.Ю. Реализация технологии «портфолио» в процессе подготовки мастера профессионального обучения// Среднее Профессиональное Образование, №5, 2010, -С 36-37.

Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская.- М.: Просвещение, 2011, -С.132-152

Иванова Л.А. Педагогические возможности WEB-портфолио как форма оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей // Инновации в образовательном пространстве: Сборник научных статей /отв. И научный ред. Проф. В.А. Адольф: Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2010. -С.19 – 23.

Коршунова В.В. Организация исследовательской деятельности по информатике при создании Е-портфолио: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Москва, 2009. –15с.

Мухаметзянова Г.В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике // Среднее Профессиональное Образование, №10, 2010, -С. 2-7.

Смолянинова О.Г. Технология электронного портфолио студента //Профессиональное образование, №12, 2010,- С.11-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

В статье описываются особенности применения различных видов проектирования, которые рассматриваются как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельности:- пр...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.01 "Ввод и обработка цифровой информации" основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

Комплект контрольно-оценочных средств по  профессиональному модулю ПМ.01 "Ввод  и обработка  цифровой информации"  основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по про...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Ввод и обработка цифровой информации Профессия 09.01.03 "Мастер по обработке цифровой информации"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01   Ввод и обработка цифровой информацииПрофессия 09.01.03 «Мастер  по  обработке  цифровой  информации»...

Комплект оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации» по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» (технический профиль)

Комплект оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 01«Ввод и обработка цифровой информации»,МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информациипо программам подготовки...

УМК по профессиональному модулю ПМ 02 Хранение, передача и публикация цифровой информации по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» (техниче

Учебно – методический комплекс по профессиональному модулюПМ 02 Хранение, передача и публикация цифровой информациипо программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии09.01.03 «Ма...

Учебно – методический комплекс по учебной практике ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации» и ПМ 02 «Публикация цифровой информации» по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»

Учебно – методический комплекс по учебной практике ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации» и ПМ 02 «Публикация цифровой информации» по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»...

КОС по профессиональному модулю ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации» по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»

Комплект оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения профессионального модуля ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации» по программам подготовки квалифицированных р...