Рефлексия на уроках.
презентация к уроку на тему

Брагина Любовь Константиновна

Презентация о том, как правильно и современно закончить урок.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рефлексия как важный этап на уроках по ФГОС НОО Брагина Л.К. Пивоваровкская СОШ

Слайд 2

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю , скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным!

Слайд 3

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Ребёнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств : самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Слайд 4

Что такое рефлексия? Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Reflexio – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов .

Слайд 5

Важность рефлексии на уроке. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегули-рованию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

Слайд 6

Виды учебной рефлексии Физическая (успел – не успел); Сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно); Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Слайд 7

Рефлексия бывает: а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень) б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)

Слайд 8

В психологии различают несколько видов рефлексии Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека

Слайд 9

Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Слайд 10

Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Слайд 11

Классификация приемов рефлексии

Слайд 12

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом и в конце деятельности.

Слайд 13

Гномик веселый и грустный

Слайд 14

2. Рефлексия деятельности Лесенка успеха

Слайд 15

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху. Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось. 1. «Лестница успеха»

Слайд 18

2. Техника «Рефлексивная мишень» На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

Слайд 19

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления , о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения. Карта островов вывешивается на доске и ученики выходят к карте и маркером рисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное , эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели. 3. Метод «Острова»

Слайд 20

Бермудский треугольник О-в Воодушевления О-в Грусти О-в Ожидания О-в Тревоги О-в Неопределенности О-в Недоумения О -в Радости О-в Наслаждения О-в.Удовольствия О-в Просветления

Слайд 21

Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения: - присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение; - присесть , немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение; - обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворитель­ная оценка, спокойное отношение; - поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение; - поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение . 4. Метод «Зарядка»

Слайд 22

5. Метод « Плюс-минус-интересно » Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика). Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Плюс Минус Интересно

Слайд 23

1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ. 6. Метод « Анкета »

Слайд 24

7. Метод « Благодарю » В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Слайд 25

Ничего не понял Получил удовольствие Удивился Узнал что-то новое Расстроился Научился Я 8. « Лист самооценки »

Слайд 26

Вид задания Отметка 9. « Лист самоконтроля » Лист ведется на протяжении всего урока. Фамилия, имя ученика _____________________

Слайд 27

10. «Дерево успеха» 1 ошибка 3-4 ошибки Нет ошибок

Слайд 28

11. Поезд На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика Работа со звуками Стихотворение Игра в местоимения Работа в группах

Слайд 31

Мудрые совы. «Мудрые совы»: предлагается самостоятельно поработать над содержанием текста. Читая, ученики делают пометки: « + » - знаю « - » - не знаю « ! »- узнал новое « ? » - удивило. После работы с текстом задаю вопросы: - Выберите ту информацию, которая вам знакома. - А какая информация ранее была неизвестна? - Есть ли в тексте сведения, факты, которые оказались для вас неожиданными? - У кого возник вопрос? Кто из одноклассников может его объяснить? - Что бы вы еще хотели узнать?

Слайд 32

Кластер как один из методов критического мышления на стадии рефлексии Кластер – это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением связей между ними. На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний и развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное. Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, по сторонам располагаются крупные смысловые единицы, соединённые с центральным понятием прямыми линиями (слова, словосочетания, предложения, мысли, факты, образы, касающиеся данной темы). И уже вокруг могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему. Кластер может быть оформлен на доске, на листке или в тетради. Важно использовать цветные графические средства. Достоинства метода: Позволяет обхватить большой объём информации Вовлекает всех участников образовательного процесса Дети активны и открыты, не возникает страха ошибиться. Развиваются следующие умения: Умение ставить вопросы, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения, переходить от частности к общему, сравнивать и анализировать, проводить аналогии. Развивают свободу творческой деятельности!

Слайд 33

Animals A squirrel, a frog Zoo Domestic Wild A monkey, a zebra, a giraffe Farm A sheep, a hen, a cockerrel An elephant, a tiger, a lion, a crocodile A cow, a pig, a rabbit A fox, a bear, a hare, a wolf A cat, a dog, a fish, a tortoise A hamster, a parrot

Слайд 34

Seasons Spring Summer Rainy, windy To go for a walk To skate, to ski, to toboggan Winter Warm, cool, rainy Cold, snowy To swim, to have holidays Sunny, hot, To go to school Autumn

Слайд 35

Синквейн – с фр. 5. Это стихотворение их пяти строк, которое строится по правилам: В первой строчке одним словом называется тема (сущ.) Вторая строчка – это описание темы двумя прилагательными Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя глаголами. Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Последняя строчка – это синоним, который повторяет суть темы. Дети с удовольствием пишут синквейны . Данный метод выражает эмоциональность детей, позволяет работать с лексикой, выделяя разные части речи, используя способы словообразования. Например тема « Food »: A sausage Long, tasty To taste, to cut, to eat Children like to eat sausages Breakfast

Слайд 36

Тема « Parents » : A mother Kind, smart To help, to love, to play She is the best friend A woman Тема « Great Britain » : A country Ancient, beautiful To visit, to go sightseeing, to study This country is rich in museums England Тема « Holiday » Birthday Favorite, funny To spend, to get, to invite Children like to get presents Party

Слайд 37

3. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…

Слайд 38

Вопросы , требующие многовариантные ответы: Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем уроке? Что открыли, узнали на уроке? Какие трудности возникли на уроке? Над чем заставил задуматься урок ? С каким настроением вы заканчиваете урок?

Слайд 39

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!

Слайд 40

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия урока

Данный материал описывает традиционные методы, находки коллег и собственные мини-находки автора при проведении рефлексивного этапа урока. Представленные методы и приемы универсальны и могут быть испол...

формы рефлексии на уроке

Рефлексивное пространство урока, формы рефлексии....

Реализация ФГОС: рефлексия на уроках «Искусство»

Новые формы работы по ФГОС в 1 классе...

Рефлексия на уроке. Методические рекомендации.

Одним из важнейших принципов развивающего обучения является принцип активности и сознания. Студент может быть активным, если понимает цели обучения, его необходимость, когда каждое его действие являет...

Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы

Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы...

Статья "Рефлексия на уроках физической культуры, приемы и методы организации деятельности обучающихся"

Статья "Рефлексия на уроках физической культуры, приемы и методы организации деятельности обучающихся"...