Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_refleksii.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы
Учебное занятие в профессиональной школе многогранно и многопланово по своей природе. Деятельность преподавателя и его студентов имеет строгую ориентацию на будущую профессиональную деятельность обучаемых. Кроме этого конкретное учебное занятие занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические задачи. Основной целью образования становится формирование у студента способности к активной деятельности и творческому, профессиональному труду, поэтому на занятиях воспитываются профессиональные навыки, продумываются механизмы, способствующие повышению уровня подготовки будущих специалистов, формируется готовность к переменам, ответственность, самостоятельность в принятии решений через рефлексивно-деятельностный подход. Эффективное формирование компетенций на учебных занятиях в СПО в рамках компетентностного подхода к образованию выражается через применение такого способа деятельности, посредством которого у студентов формируются не только знания и представления, а также осознание владения необходимыми умениями. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Предлагается проводить этот этап в конце учебного занятия. При этом преподаватель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают обучающиеся.
Не стоит забывать и о том, что для эффективного формирования компетенций студентов нужно, чтобы развивались уровни рефлексивной управленческой деятельности педагога. Рефлексивное управление составляет основу самосовершенствования педагогической деятельности, педагогического общения, профессионально-личностных свойств педагога. То есть, грамотно организованная обратная связь в форме рефлексии является средством повышения качества и результативности учебно-воспитательного процесса по отношению как к обучающимся, так и к преподавателям.
Итак, рефлексия учебного занятия осуществляется в двух направлениях: как рефлексия занятия студентом и как рефлексия занятия преподавателем.
Рефлексия студента – это организуемый преподавателем процесс. В нем есть несколько последовательных шагов, реализация которых подчиняется определенным требованиям.
- Предметная учебная деятельность должна быть завершена.
- Студенту дается инструкция по восстановлению последовательности выполнения учебных действий, даже тех, которые он не считает важными.
- Студенту предлагаются параметры рефлексивной деятельности или предоставляется право самостоятельного выбора.
- Осознание студентом результатов рефлексивной деятельности происходит за счет использования разнообразных методов – вербальных, невербальных. Положительный момент использования вербальных методов заключается в живом, непринужденном общении, проговаривании своих эмоций, мнений, рассуждений. Это метод свободного высказывания. Отрицательный момент состоит в том, что не все дети смогут высказаться искренне, боясь осуждения остальных членов группы. Преимущество использования невербальных методов заключаются в том, что каждый ребенок, не стесняясь мнения коллектива и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение. Невербальную технику можно провести намного быстрее, красочнее, показательнее.
- В процессе рефлексии студенту предлагается не только высказать свое отношение, выразить ощущения, но и осознать свои достижения, которые способствуют приращению знаний.
- Рефлексия студентом своей деятельности может быть двух видов: текущей, осуществляемой по ходу занятия, и итоговой, завершающей определенный замкнутый период деятельности (в конце изучения темы, раздела, семестра, учебного года).
- Для формирования рефлексивных навыков на начальном этапе студентам может быть предложен алгоритм самоанализа и самооценки.
В современной педагогике существует несколько механизмов, запускающих рефлексию учащихся:
- Самым простым приемом, актуализирующим рефлексию учащихся, являются вопросы, предложенные учителем, например: «Что нового я узнал на уроке? Как я себя чувствовал на уроке? Что на уроке мне понравилось?».
- Анализ выполненного учебного задания, например: правильность и последовательность выполнения этапов задания, способов выражения ответа в виде таблиц, схем графиков и т. п. и их обоснования.
- Предоставление ответа на вопросы в виде схемы или рисунка.
- Предварительное обсуждение разных способов решения задачи: как верных, так и неверных решений.
- Составлять граф-схемы для анализа путей решения.
- Самостоятельное изменение учебных задач, чтобы задания решались разными способами.
- Противопоставление суждений учащихся по одному и тому же вопросу.
Однако для эффективной работы педагога недостаточно ограничиться набором перечисленных приемов, методов, механизмов. Необходим целостный подход к проблеме - с одной стороны, использование методов, повышающих самооценку и рефлексию учащихся; с другой - самому педагогу быть рефлексирующей личностью, преодолевшей стереотип поведения.
Рефлексия преподавателем учебного занятия осуществляется через разные виды анализа. Объектом рефлексии чаще всего выступают мотивы собственной педагогической деятельности преподавателя, отношение преподавателя к себе, студентам, к инновациям, индивидуальный стиль педагогической деятельности, механизмы педагогического взаимодействия, педагогическая техника, стратегия и тактика коммуникативного поведения, авторская технология преподавателя, разбор допущенных методических ошибок и неточностей и т.д.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что рефлексивные процессы буквально пронизывают профессиональную деятельность педагога и проявляются:
- благодаря введению в курс инновационных технологий, таких как проектная деятельность, исследовательская работа, игровые технологии, коммуникативно-диалоговые технологии, педагогическая мастерская и др., создаются условия, в которых учащиеся самостоятельно контролируют собственные действия;
- в процессе практического взаимодействия педагога с учащимися, когда он стремится адекватно понимать и целенаправленно регулировать мысли, чувства и поступки обучающихся;
- в процессе проектирования деятельности учащихся, когда учитель разрабатывает цели обучения и конструктивные цели их достижения, причем разрабатывает их с учетом особенностей учащихся и возможностей их продвижения и развития;
- в процессе самоанализа и самооценки учителем собственной деятельности и самого себя как ее субъекта.
Важно отметить, что любой самоанализ направлен в русло конструктивизма и служит средством повышения мастерства педагога.
В педагогическом процессе нет сферы, где не могла бы эффективно использоваться рефлексивная практика. При этом рефлексивная практика становится достаточно практичным и надежным инструментом мониторинга практически всех сфер развития студента. Следует обратить внимание и на то, что все аспекты использования рефлексии актуальны и для личностного развития самого педагога.
Литература:
- Морева Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Наталья Александровна Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432с.
- Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). – Казань: Издательство «Бук», 2018. — vi, 106 с.
- Шутова. Г. Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры. http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos
- Курбатова О.В., Красноперова Л.Б., Солдатенко С.А. Рефлексия учебного занятия: методический аспект (для педагогических работников), п.Металлплощадка, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов СПО: "Методические работы в системе среднего профессионального образования: общие правила составления"
Любая методическая продукцияв образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего, на профессиональное совершенствование работ...
Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций
Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...
Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций
Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...
Организация интерактивного обучения в системе среднего профессионального образования
В данной презентации представлены виды обучения в СПО, в частности в медицинском колледже. В данной работе продемонстрированы примеры активного и пассивного обучения, но основное внимание уделено мето...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлен опыт преподавания литературы в профессиональном образовательном учреждении. Данная статья может быть интересна преподавателям, студентам и роди...
Использование метода проектов в системе среднего профессионального образования (из опыта работы)
Из опыта работы преподавателя экономических и спецдисциплин с использованием метода проектов....
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Применение инновационных методов обучения в системе среднего профессионального образования позволяет повысить качество образования и подготовить будущих специалистов к современным требованиям рын...