ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

В статье  представлен   опыт   преподавания литературы в  профессиональном образовательном учреждении. Данная статья может быть интересна преподавателям, студентам и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_literatury_v_spo.docx86.31 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        

Литература как учебный предмет играет особую роль в среднем профессиональном образовании в связи с тем, что государственная политика нацеливает не только на профессиональную подготовку, но и на нравственное, гражданское, патриотическое воспитание молодёжи, формирование её духовных идеалов.

Основным методом работы на уроках литературы является  чтение текста и аналитическая беседа. Уроки литературы не должны быть перегружены   техническими средствами обучения,  на уроке   должен звучать текст. В основе  системы преподавания литературы лежит именно этот принцип: на уроке должен звучать текст, учащиеся  должны слышать голос самого писателя.

Кроме того, художественный текст нужно эмоционально "проживать", а ещё представлять картины, которые нарисованы словами, то есть включать воображение.

Один  из ведущих отечественных методистов и опытнейший  школьный  учитель  Лев Айзерман писал: «У нас вообще в методике часто телега стоит впереди лошади. Сказать, ответить, написать важнее, чем пережить, понять, почувствовать».  

Воспитание внимательного читателя – одна из главных задач преподавания литературы. Это очень проблематично   в современных условиях, когда растёт поколение нечитающих людей.

Самыми распространёнными  в преподавании литературы в среднем профессиональном образовании   являются уроки изучения художественных произведений, поскольку изучение теории и истории литературы, литературно-критического материала чаще всего включается в урок, посвящённый писателю или его произведению.

Изучение художественного произведения целесообразно проводить по следующей методике: комментированное  чтение эпизода или   отрывка из изучаемого произведения, раскрытие  его смысла  в контексте всего произведения. Необходимо давать  учащимся  возможность самим анализировать текст,  направляя  их   мысли с помощью проблемных вопросов. Подобные уроки проводятся  с помощью различных сочетаний репродуктивного и эвристического методов в зависимости от сложности текста и степени подготовленности учащихся.

Из многообразных видов работ на уроках литературы, принимая во внимание степень начитанности учащихся  и  культуру письменной работы, можно  выделить те, которые связаны с обучением анализу художественного произведения. Среди таких работ можно выделить:

- письменный пересказ (изложение) отрывка из художественной прозы;

-письменный ответ на вопрос, требующий самостоятельного осмысления какой-либо проблемы;

-анализ отрывка из художественного произведения;

- анализ лирического произведения.

Такие  письменные работы  малой формы особенно уместны  в системе СПО, где  большой объём материала по  литературе   необходимо изучить  за короткий промежуток времени. Во - первых, они дают возможность индивидуализировать процесс обучения анализу художественного произведения, во – вторых, способствуют выравниванию знаний и умений обучающихся.

Сознательность и прочность приобретённых знаний обеспечивается  в том случае, если студент умеет  на уроке на сравнительно небольшом материале творчески работать. В качестве примера можно взять урок литературы по технологии проблемного обучения  на  тему «Смысл названия рассказа К.Г.Паустовского «Ручьи, где плещется форель».

Для достижения поставленных на этом уроке целей   используется   проблемный метод обучения, потому что такая  форма активного обучения позволяет  актуализировать знания, применить их в новой учебной ситуации. Реализуется  в форме диспута по вопросам, содержащим какое-либо противоречие, которое  присутствует практически на каждом уроке литературы.

Проблемный вопрос урока: почему рассказ о  жизни маршала,  о его скоротечной,  но яркой любви называется «Ручьи, где плещется форель»?

Для того  чтобы ответить на этот вопрос, необходимо соотнести факты: что мы знаем о ручье и что мы знаем о жизни маршала. Работая с текстом по наводящим вопросам преподавателя, учащиеся должны прийти к выводу о том, что ручей - поэтический символ, образ вечно меняющейся, скоротечной человеческой жизни, которая может погрязнуть в буреломе сиюминутных страстей. Но когда появляется любовь, любовь как вспышка, как игра серебристой форели, человек может преодолеть все преграды.

Такие  уроки внеклассного чтения с  использованием  произведений малых жанров позволяют,  учитывая возрастные особенности подростков, затронуть душу, эмоционально встряхнуть её, сделать  добрее и  чище.

Проблемное  обучение развивает творческое мышление, способствует прочному усвоению знаний.  

В системе изучения общеобразовательных дисциплин  приемлема классно-урочная форма организации обучения в её различных модификациях. Одной из форм методической работы по преподаванию литературы является  открытый урок,   который проводится с целью повышения квалификации тех, кто посещает урок; экспертизы коллегами методического мастерства; саморазвития учителя, стремления учителя к собственному повышению квалификации.

Необходимо учитывать, что структура любого  урока   строится  в зависимости от конкретных  учебных  целей и  задач,  характера предполагаемой на уроке деятельности.

В преподавании литературы в системе СПО используются  различные  виды  уроков: уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-семинары, диспуты, дискуссии и т.д. Используются  разные типы  уроков: уроки изучения нового учебного материала; уроки совершенствования знаний, умений, навыков; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков .

Но специфика учебного процесса в средних профессиональных образовательных учреждениях такова, что чаще всего проводятся    уроки комбинированного типа: лекции с элементами беседы и семинар.

Общеобразовательная подготовка в области литературы в системе среднего профессионального образования является неотъемлемой частью профессиональных образовательных программ и базовой составляющей формирования  общих и профессиональных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования

Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе...

Современное занятие по разделу программы профессионально-прикладная физическая подготовка применительно к Федеральному Государственному образовательному стандарту в системе среднего профессионального образования

1.     Актуальность раздела профессионально-прикладной физической подготовки в системе СПО применительно к ФГОС нового поколения.2.     В результате освое...

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Использование метода проектов в системе среднего профессионального образования (из опыта работы)

Из опыта работы преподавателя экономических и спецдисциплин с использованием метода проектов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА общеобразовательного цикла ОУДБ.02 Литература образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техн

Рабочая программа учебного предмета ОУДБ.02 Литература является частью общеобразовательного цикла образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специали...