Современное занятие по разделу программы профессионально-прикладная физическая подготовка применительно к Федеральному Государственному образовательному стандарту в системе среднего профессионального образования
статья на тему

Некрасова Светлана Валентиновна

 

1.     Актуальность раздела профессионально-прикладной физической подготовки в системе СПО применительно к ФГОС нового поколения.

2.     В результате освоения дисциплины физическая культура студенты должны «знать», применительно к профессии водитель автотранспорта.

3.     Несколько фактов о неблагоприятных условиях труда водителя автотранспорта.

4.     В результате освоения дисциплины физическая культура студент должен «уметь» , применительно к профессии водитель автотранспорта.

5.     Перечень упражнений и средств на развитие нужных для водителя автотранспорта физических качеств и функций организма.

6.     Заключение.

7.     Основные средства, применяемые для развития физических и психических качеств для профессии водитель автотранспорта (таблица).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ppfp_fgos_spo_seminar.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Автомеханический лицей»

«Современное занятие по разделу программы  профессионально-прикладная физическая подготовка применительно к Федеральному Государственному образовательному стандарту в системе среднего профессионального образования».

Преподаватель физической культуры Некрасова С.В.

Санкт-Петербург

2016

План выступления .

  1. Актуальность раздела профессионально-прикладной физической подготовки в системе СПО применительно к ФГОС нового поколения.
  2. В результате освоения дисциплины физическая культура студенты должны «знать», применительно к профессии водитель автотранспорта.
  3. Несколько фактов о неблагоприятных условиях труда водителя автотранспорта.
  4. В результате освоения дисциплины физическая культура студент должен «уметь» , применительно к профессии водитель автотранспорта.
  5. Перечень упражнений и средств на развитие нужных для водителя автотранспорта физических качеств и функций организма.
  6. Заключение.
  7. Основные средства, применяемые для развития физических и психических качеств для профессии водитель автотранспорта (таблица).
  8. Используемая литература.

Актуальность раздела ППФП в современных условиях значительно повышается. Практически нет такой специальности, где не нужна была бы ППФП. Специально подобранные упражнения, способствующие повышению квалификации, продлению работоспособности, снятию усталости, предупреждению утомления.         Многочисленные научные данные показывают, что ППФП существенно влияет на повышение качества профессионального обучения, тем самым увеличивается надежность человеческого звена в системе «человек-машина».

        Современное занятие ориентировано на подготовку специалистов, обладающих не только современными научными знаниями , но и умеющих применять эти знания в решении любых профессиональных задач. То есть настоящий профессионал должен обладать рядом необходимых и достаточных компетенций. Мы сегодня рассматриваем современное занятие физической культуры из раздела ППФП применительно к профессии – водитель автотранспорта. Метапредметные результаты прикладного назначения расширяются, так как в эпоху автоматизации и компьютеризации характер трудовых операций видоизменился и вызывает необходимость развивать определённые двигательные навыки и реакции.

Предметные результаты работают на формирование ответственного отношения к знаниям о будущей профессии . Формирование профессионалов «нового поколения» происходит в постоянно изменяющейся внешней среде – это ведет к многомерному подходу в профессиональном образовании. Под многомерными компетенциями водителя следует понимать профессиональные компетенции, направленные на повышение эффективности профессиональной деятельности в условиях, обеспечивающих безопасность на дороге, умение выполнять одновременно несколько видов деятельности.

В стандарте прописано … «В результате освоения дисциплины физическая культура студенты должны  «знать» и «уметь»». Мы разделили наше выступление на две части: первая о «знать», вторая – о «уметь».

В компоненте «знать» прописано:

  1. О роли физической культуры в профессиональном развитии человека
  2. Средства, методы и методики профессионально значимых физических и психических свойств и качеств.

Мы на занятиях физической культурой формируем у студентов представление о профессионально-прикладном значении упражнений, двигательных действий и их влияние на профессиональную работоспособность.

Теоретических сведений о профессии водитель много. Эти знания очень важны. Мы их включаем во внеаудиторную самостоятельную работу. И на практических занятиях выходим за рамки раздела ППФП, так как компонент «знать» охватывает другие разделы учебной программы, которые осваивают наши студенты, и на которых совершенствуются профессионально необходимые физические качества и навыки.

Чтобы вам было более информативно – вот несколько фактов о неблагоприятных условиях труда водителя автотранспорта.

Труд водителя автотранспорта относится к одной из наиболее ответственных и напряженных форм деятельности, хотя только 25 % мышц активно участвует в работе.

Основная нагрузка падает на мышцы глаз, рук, голени и стоп. Ежеминутно ими совершается от 30 до 120 действий.

Некоторые периоды работы водитель вынужден управлять в темпе близком к пределу его психофизиологических возможностей. В таких случаях каждую секунду водитель осуществляет до 10 разного рода операций, совершает минимум 2 наблюдения и принимает от 1 до 3 решений. При движении в городе он 4-5 раз в час оказывается в ситуации близкой к аварийной.

По своей напряженности 1 час работы в условиях интенсивного движения соответствует 6 часам деятельности человека, занятого тяжелым физическим трудом. Поэтому современные условия труда- это ответственность на дороге, большая психоэмоциональная нагрузка. Все эти условия предъявляют высокие требования к студентам, которые выбрали будущую специальность – водитель автотранспорта.

Теперь рассмотрим компонент стандарта из области «уметь» - это укрепление здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

        Чтобы успешно реализовывались профессиональные компетенции нашими студентами,, мы обобщили опыт всех средств, методик, упражнений, которые помогают развивать необходимые качества для подготовки выпускников к профессии – водитель автотранспорта.

        Не все упражнения и виды спорта могут быть рекомендованы водителям. Здесь принцип «Бегай и будь здоров!» мало пригоден.

        Повышение работоспособности, снятие утомления, развитие таких функций, как внимание, скорость реакции, восприятия пространства и других профессионально важных психофизиологических качеств, могут быть лишь достигнуты путем целенаправленного и дозированного применения специальных упражнений. Эти упражнения и комплексные программы учитывают особенности труда водителей и происходящие в момент работы функциональные сдвиги в организме.

Для развития профессионально важных психофизиологических качеств в первую очередь необходимы: специальные упражнения и занятия видами спорта, которые развивают определенные функции, способствующие быстрой адаптации к часто меняющимся ситуациям на дороге.

Специально подобранные физические упражнения способствуют развитию двигательных навыков, необходимых для выполнения трудовых операций.

Физические упражнения, как фактор адаптации, имеют значительные преимущества в сравнении с трудовыми движениями. С помощью их может быть обеспечен большой эффект за более короткий срок и лучше развиваются нужные качества и прикладные навыки.

Все виды спортивных игр хорошо развивают скорость и точность двигательных реакций, быстроту зрительных различений, мышечную чувствительность.

Принципы спортивной тренировки в скоростных видах, лежат в основе специальной подготовки водителей, где требуются «быстро-действия».

Для профессии водитель необходимо развивать быстроту. Это качество нужно не только в спорте, гораздо важнее – в жизни. От быстроты реакции водителя зависит ситуация на дороге. Специальные физические упражнения позволяют значительно улучшить это качество.

При помощи таких упражнений ускоряется работа нервной системы, органов чувств и всех систем организма.

Вот названия ряда комплексов упражнений на развитие  тех или иных важных для водителей физических качеств и функций, которые применяются нами на практических занятиях физической культуры в разделе ППФП и других разделах программы

  1. Упражнения на развитие быстроты реакции
  2. Ориентировки в пространстве
  3. Развитие внимания
  4. Точность движений
  5. Мышечных усилий
  6. Развитие устойчивости к выполнению работ в вынужденной позе (сидя)
  7. Упражнения активного характера для развития подвижности в плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставах..
  8. Упражнения пассивного характера для развития подвижности в плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставах.

Подвижность в суставах является тем благоприятным фоном, той резервной средой, которая стимулирует развитие, как физических качеств, так и прикладных навыков, способствующих более качественному выполнению профессионально-прикладных приёмов.

  1. Комплексы круговой тренировки с профессионально-прикладной направленностью.
  2.  Комплекс упражнений для профессий автотранспорта в спортивном зале
  3.  Комплекс упражнений для профессий автотранспорта на спортивной площадке.
  4.  Дыхательные упражнения для водителей автотранспорта. Малоподвижная поза вызывает венозный застой в нижних конечностях и во внутрибрюшной полости. Это нарушает кислородный обмен в организме, особенно в мозге, где потребность в кислороде в 20-30 раз больше, чем в работающих мышцах. Дыхательные упражнения являются средством периодического снижения нагрузки.
  5.  Гимнастика для глаз применительно к профессии водитель.

Большое разнообразие средств и методов позволяет развивать нужные качества и функции для будущих водителей

Таким образом, современные занятия физической культурой в системе СПО применительно к ФГОС нового поколения повышают значимость физкультуры для будущей профессии студентов и расширяют границы учебных и профессиональных компетенций.

Основные средства, применяемые для развития физических и психических качеств для водителей автотранспорта.

Качество

Средства

Методические указания

Общая выносливость.

Сила и силовая выносливость.

Быстрота.

Координация движений, ловкость.

Точность движений. Глазомер.

Эмоциональная устойчивость, смелость.

Вестибулярная устойчивость, равновесие.

Устойчивость и распределение внимания.

Устойчивость к укачиванию.

Преимущественно циклические упражнения: бег. Ускоренная ходьба, лыжи, велосипед.

Поднимание штанги, упражнения в сопротивлении с партнером, силовые упражнения на гимнастических снарядах. Упражнения с эспандером и на тренажерах.

Бег на короткие дистанции, спортивные игры, прыжки, метания.

Гимнастические упражнения, акробатические прыжки, преодоление препятствий, спортивные игры, единоборства, упражнения на специальных тренажерах, лазание и т.д.

Метание в цель, игра в волейбол, баскетбол, теннис, стрельба, гимнастика и т.д.

Передвижение на значительной высоте и узкой опоре, прыжки вниз, через широкие и глубокие препятствия, акробатические упражнения, бокс, хоккей.

Упражнения в равновесии (о.р.у. и на снарядах), упражнения на специальных тренажерах и акробатические упражнения.

Спортивные игры, ориентирование, ходьба на лыжах по сильно пересеченной местности, упражнения на внимание и др.

Упражнения во вращении в различных плоскостях, наклоны головы, упражнения на специальных снарядах с открытыми и закрытыми глазами.

Темп средний. Длительность продолжительная.

Многократное выполнение упражнений, требующих значительное и максимальное напряжение.

Многократное повторение упражнений с максимально возможными результатами.

Выполнение сложно-координационных действий в убыстряющемся темпе.

Многократное повторение упражнений, развивающих проприоцептивную чувствительность.

Упражнения, содержащие элементы риска.

Выполняются упражнения, совершенствующие пространственную ориентировку.

Упражнения с изменением темпа их выполнения, изменение обстановки.

Многократное повторение упражнений с постепенным их усложнением.

Используемая литература:

  1. В.М. Баранов, «Физкультура для тех кто за рулём», Москва, «Физическая культура и спорт», 1987г.
  2. Н.Ф. Герепа, «Развитие и поддержание подвижности в суставах в процессе занятий по физической культуре», Санкт-Петербург, 2004г.
  3. И.П. Залетаев, «Программное и организационно-методическое обеспечение физического воспитания, обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профтехобразования», Москва, 2006г.
  4. В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, «Профессионально-прикладная подготовка учащихся в средних ПТУ», Москва, 1982г.
  5. С.А. Полиевский, И.Д. Старцева, «Физическая культура и профессия», Москва, 1988г.
  6. Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, «Физическая культура», Москва, 2001г.
  7. П.З. Сирис, В.А. Кабачков, «Профессионально-производственная направленность физического воспитания школьников», Москва, 1988г.
  8. Ф.Т. Ткачёв, «Физическая культура в трудовом процессе», Москва, 1977г.
  9. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, «Теория и методика физического воспитания и спорта», Москва, 2006г.
  10. А.В. Жмулин, Н.В. Масягина, «Профессионально-прикладная ориентация содержания примерной программы дисциплины Физическая культура в контексте новых ФГОС», Прометей, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Рабочая программа профессионального модуляразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) входящей в состав укрупненной группы профессий Науки об общес

Экзамен по профессиональному модулю ПМ 04.(квалификационный)Пояснительная записка к проведению экзамена – семинара. Тема: « Анализ потребительского спроса на определённые группы товар...

Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО

Существуют проблемы качества развития современных трудовых ресурсов. В последнее время усилилась тенденция получения высшего образования - все стремятся в ВУЗы, отсюда – снижение уровня професси...

В МОСКВЕ ПРОЙДЕТ IV ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

29 октября 2019 года в Москве пройдет IV Всероссийский Форум федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования. Место проведения: г. Москва, Измайловско...

НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2019 ГОДУ

По заказу Министерства просвещения Российской Федерации 29 октября 2019 года в рамках реализации проекта «Организационно-методическое сопровождение деятельности и повышение квалификации членов ф...

В КАЗАНИ ПРОЙДЕТ V ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Форум проводится с целью подведения итогов работы ФУМО в системе СПО за 2015–2020 годы и формирования приоритетных зон влияния ФУМО СПО в процессе реализации задач федер...