Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО
статья на тему

Существуют проблемы качества развития современных трудовых ресурсов. В последнее время усилилась тенденция получения высшего образования - все стремятся в ВУЗы, отсюда – снижение уровня профессионального образования. Это – общефедеральные задачи, решение которых не терпит промедления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_deyatelnost_v_sisteme_spo.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Сильченко Ольга Викторовна,

преподаватель ОГАПОУ «Белгородский

индустриальный колледж», г. Белгород

Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО

Размышляя по поводу современных подходов к образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС СПО, хочу поделиться некоторыми соображениями по теме.

Чем далее иду по означенному направлению, тем более убеждаюсь, что на данном этапе сложностей гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Причины – и объективные, и субъективные.

Существуют проблемы качества развития современных трудовых ресурсов. В последнее время усилилась тенденция получения высшего образования - все стремятся в ВУЗы, отсюда – снижение уровня профессионального образования. Это – общефедеральные задачи, решение которых не терпит промедления.

Следующими, и тоже немаловажными, являются проблемы уже непосредственно образовательных учреждений СПО: слабая профессиональная ориентация; ограниченные представления о перспективах и содержании труда по выбранной профессии; отсутствие мотивации в получении профессий для производственной сферы; ориентация на будущее трудоустройство не по специальности приводит к демотивации в освоении специальных компетенций; подготовка специалистов, не соответствующих требованиям производства.

Сразу поясню: подобные выводы сделаны мною из опыта собственной работы в учреждении СПО на протяжении последних трех-четырех лет, причем осознание этого пришло не сегодня, и подтверждается практикой работы с выпускными группами техникума. Можно подумать: мол, если осознаешь проблему – отчего не действуешь? Но в одночасье и в одиночку подобные задачи не решить.

Конечно, рано или поздно все (ну, или почти все) изменяется, - прогресс не стоит на месте. Но и время движется, и то, что легко решится на следующий день, может стать через два дня не актуальным. Потому как сегодня – это вчерашнее завтра!

Немного о проблемах реализации компетентностного подхода. Практико-ориентированный подход привел к изменению соотношения между лекционными и практическими занятиями, а также между объемами времени, отводимыми на аудиторную и самостоятельную работу студентов.

Интерактивные технологии используются для того, чтобы организовать и регламентировать внеаудиторную работу студентов, поставить ее под контроль преподавателей. Профессиональные навыки будущих специалистов напрямую зависят не только от способности студентов получать, обрабатывать и применять полученную информацию с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств связи, но, в первую очередь, от уровня квалификации преподавателя.

Это требует от педагогических работников дополнительных усилий: необходимо разместить в локальной сети электронные учебники и другие учебные материалы, составить перечни вопросов и заданий, разработать рекомендации по выполнению самостоятельной работы, обеспечить текущий контроль и оценку, а если требуется, и онлайн-консультирование обучающихся, и т. д.

Обеспечение системы СПО средствами интерактивного обучения остается весомой проблемой из-за старения оборудования, невозможности его своевременной замены, несоответствия учебно-производственной базы растущим требованиям работодателей. Совершенствование материальной базы - важнейшее условие повышения качества образовательного процесса, наполнения его новым содержанием, внедрения современных образовательных технологий. Конечно, эта проблема относится к сфере общефедеральных задач, но важность ее решения от этого не меняется. Время не ждет!

А в заключение хочу отметить следующее. Век нано-технологий, стремительно развивающийся прогресс в сфере образования, в частности, внедрение электронных образовательных ресурсов не могут (и не смогут!) отменить роли влияния личности педагога на качество обучения будущего специалиста. Только собственным примером, собственным отношением к личности обучающегося, своей эрудицией, гибкостью ума, душевной глубиной, доброжелательностью, выдержкой, умением найти компромисс, профессиональной чуткостью и справедливостью можно привести обучающегося к успеху.

И напоследок – фраза, которую я не устаю повторять, как девиз, вот уже несколько лет. Я убежден, что абсолютно бесталанных людей нет. Каждый человек - уникален, он рождается для этого мира с множеством талантов и способностей. Но, взрослея, умудряется растерять большую часть, оставив для себя очень немногое, появляются комплексы, мешающие ему раскрыться до конца. А может, не утрачены эти индивидуальные качества, но просто погружены в состояние некоего сна, и где-то в подсознании ребенок, да и взрослый человек остается таким, каким пришел в эту жизнь? Моя задача - помочь обучающемуся раскрыться, развить заложенный в нем дар стремления к познанию и совершенствованию окружающего предметного мира.

Конфуций сказал: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - может быть, я запомню, вовлеки меня - и я пойму».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное занятие по разделу программы профессионально-прикладная физическая подготовка применительно к Федеральному Государственному образовательному стандарту в системе среднего профессионального образования

1.     Актуальность раздела профессионально-прикладной физической подготовки в системе СПО применительно к ФГОС нового поколения.2.     В результате освое...

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

«Образовательная деятельность в системе СПО на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО»

Изучая вопрос о современных подходах к образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС СПО, хочется разобраться, какие действия следует предпринять, чтобы суметь реализовать на практике Федера...

статья "О реализации требований ФГОС на уроках физики в системе среднего профессионального образования"

Описаны основные требования современного ФГОС на уроках физики и особенности учебного процесса в системе СПО.Отмечены возникающие в учебном процессе проблемы и предложены пути их разрешения....