СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья на тему

БАРЫШЕВА АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и присвоение культуры являются при этом слагаемыми процесса воспитания, а знания о мире, отношение к нему и умение взаимодействовать с ним составляют содержание воспитания. В этом вхождении двух субъектов воспитательного процесса в контекст культуры решающую роль играет момент их взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dushambe.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Барышева Анастасия Владимировна

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы  «Медицинский колледж № 2», методист, преподаватель первой квалификационной категории

Почтовый адрес участника: asyka3011@mail.ru

Контактный номер: 8909-958-13-35

Актуальность данной темы обусловлена тем, что сегодня одним из важнейших направлений работы средних учебных заведений страны является усиление в них воспитательной деятельности.

Воспитание – это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально - экономических условиях специально подготовленными для этого людьми (в широком педагогическом смысле) [1].

Для ряда профессий воспитание имеет принципиальное значение, являясь определяющим фактором для формирования морального и профессионального облика. К ним, в первую очередь, следует отнести педагогов и медицинских работников, для которых нравственное начало, душевная чуткость и ответственность особо важны.

        Достижение высокого уровня эффективности социально – профессионального воспитания в учебных заведениях России является существенной предпосылкой для дальнейшего профессионального и личностного роста, подготовленности выпускников компетентных специалистов, обладающих сформированными профессионально важными личностными качествами.

Таким образом, сегодня возникает одна из главных проблем — создание научно-обоснованных практических подходов к социально-профессиональному воспитанию студентов.

В последнее время в обществе все более осознается ведущая роль воспитания. Воспитание является очень широким общественным явлением. А.С. Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего — люди». Но при этом следует понимать, что воспитание не является каким-то отвлеченным, общим понятием. Полноценное развитие личности осуществляется только при условии, что воспитание наиболее полно отражает требования общества. Содержание воспитания определяется основными целями, которые ставит общество, определяясь потребностями экономического, политического и культурного развития[1].

Социально-профессиональное воспитание, являющееся органической составной частью формирования личности молодого человека, должно осуществляться как целостный, педагогический процесс, направленный на профессиональное самоопределение и становление личности студента и в итоге на формирование и развитие субъекта профессиональной деятельности. В широком значении оно выступает в качестве важнейшей функции трудовой и общественной жизни.

Особое значение в современных условиях приобретает воспитательная деятельность таких субъектов воспитательного процесса, как сотрудники учебных отделов, курсов и подразделений воспитательной работы. Сегодня большинство сотрудников учебных отделов, курсов имеют недостаточную психолого-педагогическую и методическую подготовку, слабо ориентированы на повышение своего педагогического мастерства, не владеют приемами и средствами организации воспитательной работы со студентами[2].

В воспитательной деятельности со студентами накопился целый ряд проблем: остается невысоким уровень студенческой социально позитивной активности и инициативности, содержание и организация воспитания часто не соответствуют возрастным потребностям и интересам студентов, во внеучебной студенческой жизни превалирует досуговая деятельность.

Эффективность профессиональной подготовки студентов напрямую зависит от умелого использования потенциала, ресурсов и механизмов внеучебной работы, интеграции учебной и внеучебной деятельности в решении общих задач по формированию профессионального компетентного выпускника.

Говоря о воспитании как специально организованном воспитательном процессе целесообразнее говорить о формах организации этого процесса, которые предполагают  совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитания, а также порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса направленных на достижение целей воспитания. Форма организации воспитательного процесса обеспечивает реализацию целей, содержания, методов и средство воспитания студентов. В ней реализуются закономерности и принципы воспитания.

Воспитывать – это значит:

  • развивать у молодежи способность самим при содействии педагогов, других социальных партнеров организовывать свою жизнь на основе общечеловеческих нравственных ценностей и сотрудничества с разными людьми;
  • создавать условия для формирования у молодежи способности к продуктивному действию – созиданию – путем включения их в решение значимых для них личных и социальных проблем, учить их при этом проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность;
  • воспитание не может ограничиваться временем аудиторных занятий, а обязательно включает жизнь студентов в свободное от учебы время[3].

В настоящее время для реализации потребности в общения, совместного решения волнующих задач, молодые люди вступают в разнообразные студенческие объединения.

Студенческие объединения – сообщества играют ведущую роль при решении проблем, связанных с личностными потребностями и интересами студентов во внеучебное время, кроме научных, можно выделить следующие группы студенческих объединений:

  • общественные;
  • творческие;
  • спортивные;
  • клубные;
  • профсоюзные.

Основной деятельностью студенческих сообществ является реализация разнообразных проектов, целевых программ работы студенческих сообществ, направленных на решение конкретной значимой для студентов личной и общественной проблемы в контексте освоения ими основной или дополнительной образовательной программы[3].

Таким образом, в широком значении профессиональное воспитание понимается как сложный вид целенаправленного процесса социального взаимодействия с развивающейся личностью профессионала, которое формирует его профессиональную культуру, включающую компетентность, мотивы, ценностные ориентации, интересы, мировоззрение, умственное и физическое развитие, профессиональную мобильность и социальную адаптацию. Профессиональное воспитание определено как целостная социально-педагогическая система целенаправленного взаимодействия социальных и общественных институтов, производства и личности по профессиональному становлению будущего рабочего с учетом личностных, социально-психологических особенностей, мотивов, ценностей и интересов формирующегося профессионала[4].

Библиографический список

  1. Белов В.И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций. Известия Российского государственного педагогического университета А.И. Герцена. – 2006. – Выпуск № 14 том 6.
  2. Колчина А.А. Технология работы куратора студенческого сообщества // Концептуальная инновационная модель системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий: Методические материалы. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 151 с.
  3. Колчина А.А., Богданова Р.У. Современные концептуальные подходы к воспитательной деятельности в вузе: учебно-методическое пособие № 4. – СПб.: Изд-во Автономная некоммерческая организация «Центр информатизации образования», 2006. – 89 с.
  4. Синицына Г.П.Воспитание современного школьника: учебное пособие. – Омск: издательство ОмГПУ, 1999.- 129 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное занятие по разделу программы профессионально-прикладная физическая подготовка применительно к Федеральному Государственному образовательному стандарту в системе среднего профессионального образования

1.     Актуальность раздела профессионально-прикладной физической подготовки в системе СПО применительно к ФГОС нового поколения.2.     В результате освое...

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО

Существуют проблемы качества развития современных трудовых ресурсов. В последнее время усилилась тенденция получения высшего образования - все стремятся в ВУЗы, отсюда – снижение уровня професси...

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   В ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ...