Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования
статья на тему

Матата Людмила Владимировна

Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.vishnyakovskie_chteniya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Проблемы реализации рейтинговой  накопительной

системы оценки  знаний студентов в системе среднего профессионального образования

   

     В современных условиях развития системы среднего профессионального образования в России, обусловленных интеграционными процессами, большое значение придается качеству образовательных услуг, направленных на подготовку профессионально  компетентного специалиста, востребованного на рынке труда. В связи с этим актуальным становится вопрос о показателях профессиональной компетентности будущих специалистов. Одним из таких эффективных показателей, применяемых в последнее время в системе среднего профессионального образования, становится интегрированная оценка успешности освоения студентами образовательной программы, реализуемая через внедрение  рейтинговой накопительной   системы оценки общих и профессиональных компетенций студентов.

     Рейтинговая накопительная система -  критериально - ориентированная, инновационная система оценивания достижений на основе компетентностного подхода в образовании. Рейтинговая система оценки - это система интегральной оценки всех видов деятельности субъектов образовательного процесса, выраженная в баллах.

      В системе  оценивания учебных достижений студентов рейтинг рассматривается как интегрированная оценка результатов всех видов учебной деятельности  за семестровый период обучения по  учебным  дисциплинам, включающая входной контроль, рейтинг - контроль текущей работы, промежуточный рейтинг - контроль, итоговый рейтинг - контроль и бонусные (дополнительные) задания для добора баллов студентами.

    Таким образом, рейтинговая  накопительная система оценки учебных результатов студентов -  инструмент управления образовательным процессом в системе среднего профессионального образования через ранжирование студентов по результатам накопительной оценки их персональных достижений в учебной деятельности.

     Следует отметить, что основными преимуществами рейтинговой накопительной системы являются:

- повышение объективности оценки  при усвоении знаний по предмету;

- повышение посещаемости и уровня сознательной дисциплины на занятиях;

- повышение мотивации студентов к систематической подготовке к занятиям;

- систематизация видов учебной деятельности студентов в рамках учебной дисциплины;

- повышение ответственности студентов за результаты своего обучения.

      При ряде преимуществ рейтинговая  накопительная система оценивания учебных достижений студентов имеет и недостатки. В качестве основного недостатка данной системы можно выделить  трудоемкость ее реализации. Постоянный подсчет, контроль и обновление баллов требует существенных усилий со стороны преподавателя.  Вместе с тем, рейтинговая накопительная система делает образовательный процесс несколько формализованным и недостаточно гибким, так как  в условиях реального учебного времени ввиду объективных обстоятельств (разный уровень подготовки студентов, разный темп усвоения учебного материала) преподаватель сталкивается с необходимостью корректировать распределение различных видов деятельности студентов в течение семестра.

    Одним из главных вопросов в условиях рейтинговой  накопительной системы является создание тестовых заданий, позволяющих преподавателю не только объективно оценивать качество знаний студентов, но и создавать условия для развития их самостоятельности и творческих способностей. Использование тестовых заданий может осуществляться в процессе проведения  текущего и промежуточного контроля, которые имеют своей целью поддерживать непрерывную обратную связь преподавателя со студентами и в случае необходимости корректировать учебный процесс, выявлять уровень усвоения изучаемого материала и его соответствие требованиям государственных образовательных стандартов.  

      Попытаемся ответить на два ключевых вопроса:

Что дает рейтинговая накопительная система обучения студенту?

Что дает рейтинговая  накопительная система  обучения  преподавателю?

     Рейтинговая  накопительная система обучения дает возможность студенту  выбрать свой образовательный  маршрут, самому распоряжаться своим временем, выбирать порядок выполнения заданий, самостоятельно планировать выполнение заданий, постоянно получать информацию об успешности своих академических занятий, сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других студентов.

       Преподавателю рейтинговая накопительная система обучения дает возможность рационально планировать учебный процесс, контролировать ход усвоения каждым студентом и учебной группой изучаемого материала по учебной дисциплине, своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля, объективно оценивать выполнение каждым студентом  учебного задания, точно и объективно определять итоговую оценку по учебной дисциплине с учетом текущей успеваемости и экзамена.

    Таким образом,  рейтинговая накопительной система обучения   направлена на выполнение основных функций: организационно-образовательной, системно-контролирующей, мотивационно-стимулирующей, рефлексивно-оценивающей, информационно- аналитической, оперативно - управляющей.

    В целях апробации  в колледже рейтинговая накопительная система   внедрена для оценивания учебных достижений студентов по дисциплине «Педагогика» для специальности 050146 Преподавание в начальных классах.

      Целью введения рейтинговой накопительной системы  при изучении учебной дисциплины  «Педагогика»  является повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, формирования культуры самообразовательной деятельности студентов и активизации работы преподавателей по совершенствованию содержания, форм и методов обучения.

    Основными задачами введения рейтинговой  накопительной системы при изучении  дисциплины  являются:

- повышение мотивации студентов к освоению  программы учебной дисциплины за счет более полной дифференциации оценки результатов их учебной деятельности;

- активизация самостоятельной работы студентов на основе совершенствования ее содержания и используемых образовательных технологий (технологии развития критического мышления, технологии  коллективного способа обучения, информационно - коммуникационных технологий и т.д.);

- формирование навыков самоорганизации учебного труда и самооценки его результатов студентами;

- повышение объективности оценок освоения студентами  дисциплины  при проведении текущей и промежуточной аттестации.

     В рамках апробации рейтинговой накопительной системы были разработаны технологические карты рейтинговых баллов при усвоении   тем  учебной программы, разработаны  тематика и содержание практических и лабораторных работ, тестовые задания, позволяющие не только объективно оценивать качество знаний студентов, но и создавать условия для развития их самостоятельности и творческих способностей.

     На наш взгляд, именно рейтинговая накопительная система позволяет  сегодня обеспечить качество профессиональной подготовки выпускника в системе среднего профессионального образования.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода в группах СПО (Среднего профессионального образования) и в 10 классе.

Цель: подведение итогов работы по теме : «Творчество Н.В.Гоголя». Задачи: Обучающие: 1) ознакомление с особенностями личности писателя;2) формирование умения анализировать эпическое произве...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В данной статье представлен материал, раскрывающий реализацию компетентностного подхода в процессе освоения модульных технологий....

Анализ стартовых возможностей студентов специальности «Дизайн» среднего профессионального образования (художественного училища). Некоторые методические рекомендации их развития.

Размышление о поиске методических инструментов развития художественных способностей студентов художественного училища, будущих дизайнеров на стадии знакомства с принципами художественного формообразов...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования

Настоящие методические рекоммендации освещают виды и формы СРС по всем аспектам языка, систематизируют формы контроля СРС и содержат методические рекомендации по отдельным аспектам освоения английског...

Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования

"Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования"В основных государственных документах (Федеральный закон «О внесении изменени...

Статья. «Методические рекомендации для организации внеаудиторной работы студентов в учреждениях среднего профессионального образования»

Наше время характеризуется бурным развитием науки и техники. Наука становится производительной силой общества. Под влиянием запросов практики происходит сближение фундаментальных и прикладных наук, со...

Тестирование в процессе обучения чтению студентов учебных заведений среднего профессионального образования

В настоящее время в российской и зарубежной методике преподавания иностранных языков весьма актуальна проблема контроля речевых умений.Это обусловлено целым рядом причин, главной из которых является в...