Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования
статья на тему

Смирнова Мария Игоревна

"Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования"

В основных государственных документах (Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», государственная стратегия развития России до 2020г.) обозначены новые направления в развитии личности гражданина России, способного решать проблемы современного ему общества, в том числе и проблемы экологические.

Экологическое образование направлено на становление целостного мировоззрения, ценностных ориентаций личности, формирование у нее ответственного отношения к природе, стойких убеждений в необходимости ее охраны. 

Принципами экологического образования закон определяет всеобщность и комплексность. Для реализации указанных принципов и целей он устанавливает, что экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях: дошкольном, общем, среднем и высшем профессиональном, а также послевузовском образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

комитет образования и науки Волгоградской области

государственное бюджетное профессиональное

образовательное   учреждение

«Волжский политехнический техникум»

ДОКЛАД

на тему:

«Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования»

Подготовила преподаватель

Смирнова М. И.

2016 г.


Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования

В основных государственных документах (Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», государственная стратегия развития России до 2020г.) обозначены новые направления в развитии личности гражданина России, способного решать проблемы современного ему общества, в том числе и проблемы экологические.

Экологическое образование направлено на становление целостного мировоззрения, ценностных ориентаций личности, формирование у нее ответственного отношения к природе, стойких убеждений в необходимости ее охраны.

К сожалению, приходится констатировать, что усиливается напряженность взаимоотношений внутри экосистемы, особенно между человеком и природной средой: все более увеличивается, усугубляется общемировое загрязнение биосферы. Из локальных загрязнения перерастают в региональные, а из региональных - в глобальные.

Принципами экологического образования закон определяет всеобщность и комплексность. Для реализации указанных принципов и целей он устанавливает, что экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях: дошкольном, общем, среднем и высшем профессиональном, а также послевузовском образовании.

Подготовка выпускников школ, профессионально-технических училищ, учреждений среднего профессионального образования к жизни в условиях самостоятельного преодоления сложностей экологического неблагополучия требует качественно нового уровня экологического образования: не только просвещение через преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, развитие осмысленного отношения к экологической безопасности, деятельность рационального природопользования, но и формирование продуктивного опыта будущего специалиста, его «профессионального мира», обеспечивающего более полное восприятие действительности, чем у обычного человека. Воспитание жизнеспособной личности, готовой самостоятельно решать профессионально значимые проблемы с позиции гражданской ответственности за сохранение гармонии внутри экосистемы - одно из приоритетных направлений в развитии будущего специалиста в любой сфере деятельности. Научить будущего специалиста прогнозировать свой «профессиональный мир» с позиции целостности экосистемы, осознания роли человека в сохранении ее гармонии, с нашей точки зрения, - наиболее действенный, рассчитанный на перспективу», подлинно научный подход к решению проблемы формирования экологической культуры как новой результативно-целевой основы.

В последние годы идет поиск путей сохранения не только окружающей среды, но и экологии человека: выделилась в самостоятельную отрасль экологическая педагогика, призванная создавать педагогические условия для развития экологической личности, обладающей экоцентрическим типом сознания; предлагаются новые идеи и концепции, вариативное содержание на всех этапах (от начальной школы до вуза) образования насыщается разными программами, расширяющими круг знаний об экологии, о человеке как части природы, о пределе его возможностей.

Вместе с теоретическими исследованиями появляется значительное количество методических работ в сфере экологического образования: новые проекты по экопросвещению и воспитанию, авторские программы, аудио- и видеоматериалы, учебные пособия по экологии, практикумы по исследовательской деятельности и мониторингу окружающей природной среды, экологические игры, прокладываются экологические тропы и т.д.

Необходимо развивать у будущего специалиста творческого, неформального отношения к экологии, чтобы каждый понимал всю сложность создавшейся ситуации в мире и необходимость решения серьезных проблем, возникших по вине человека. Важно при этом исходить из того, что технический прогресс тесно связан с социально-бытовым комфортом общества, с уровнем развития духовно-нравственных потребностей современного человека, поэтому цель экологического образования специалиста состоит в том, чтобы научить конструировать свою деятельность, исходя из «идеальной модели реальности», профессиональных интересов и с учетом внешнего природного мира, его безопасности.

Во многих университетах созданы экологические факультеты или введены дисциплины по экологии - «Геоэкология», «Социальная экология», «Экология», междисциплинарные квалификационные степени по экологии: открыты магистратуры по подготовке «магистров экологии», диссертационные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций.

Но остается большой пласт студентов учреждений среднего профессионального образования (СПО), где в большей мере прослеживается несоответствие между ориентациями профессиональной подготовки и освоением особого способа мышления, обеспечивающего интерпретацию информации внешнего природного мира, понимания взаимосвязи в общей естественнонаучной картине мира, зависимости желательной деятельности человека и возможных экологически опасных последствий этой деятельности.

Для студентов среднего профессионального учебного заведения профессиональная подготовка как специалистов среднего звена для них более значима, нежели формирование культуры общей и экологической, в частности. Кроме того, недостаточно компетентности выпускников учреждений СПО в прагматической и мировоззренческой природоохранной деятельности, низкий уровень их экологической культуры. Можно сделать вывод о необходимости подготовки студентов учреждений СПО к решению экологических проблем, потому что эффективность их профессиональной деятельности (машиностроение, промышленные технологии и т.д.) тесно связана с экологией природных систем, с моральной ответственностью за состояние окружающей среды и зависит от умения оценивать состояние ближайшего природного окружения.

Таким образом, актуальность формирования экологической культуры будущих специалистов учреждений СПО имеет важное социально-педагогическое значение и определяется следующими факторами:

1) современными тенденциями решения экологических проблем;

2) отсутствием целенаправленной педагогической системы подготовки специалистов, результатом которой является экологическая культура;

3) недостаточной разработанностью в теории и практике педагогического обеспечения, способствующего формированию опыта интеграции профессиональных интересов и внешнего природного мира, его безопасности.

Экологическая культура студентов в условиях профессиональной подготовки - это совокупность экологических знаний, личностных смыслов отношения к природе как ценности, направленность на конструктивное преобразование действительности с позиции сохранения природы, а также мотивационная готовность к самостоятельным действиям по защите окружающей природной среды в профессиональной сфере.

Основными компонентами экологической культуры студентов являются: экологическая образованность, экологическая сознательность, экологическая деятельность и профессиональная подготовка, обеспечивающие профессиональную позицию будущего специалиста.

Формирование экологической культуры студентов - это педагогический процесс, направленный на расширение теоретических знаний о взаимосвязи профессиональной и природоохранной деятельности, развитие экологического сознания (убеждений на основе критических оценок состояния природной среды и поступков отдельных людей, смысла ценностных ориентаций и т.д.), саморефлексии и мотивации готовности к экологоориентированной деятельности в профессиональной сфере.

При этом учитывается специфика возрастных особенностей студентов учреждений СПО (это, по сути, старшеклассники с их ориентациями и уровнем притязаний, отношением к жизни и свойственным этому возрасту мировосприятием); отличительных особенностей контингента, основанных на многообразии мотивационных установок и ценностных ориентаций; неопределенность (в отличие от студентов вуза) направленности профессиональных ориентаций, нечеткость профессиональных смыслов.

Достижение эффективности формирования экологической культуры студентов учреждений СПО обеспечивает комплекс педагогических условий: интеграция на основе междисциплинарного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов предметных (профессиональных) знаний, надпредметных (специальных экологических) знаний и готовности к экологоориентированной деятельности в профессиональной сфере с целью развития качеств специалиста, способного действовать и понимать ответственность за сохранение окружающей среды; методическое сопровождение предусматривает разработку методических рекомендаций, реализацию педагогических форм, методов и средств с целью поэтапного развития уровня экологической культуры студентов; активизации деятельности и расширению природоохранного опыта студентов способствует участие в экологических акциях, создание и защита самостоятельных экологических проектов, стимулирование готовности действовать по защите природной среды в будущей профессиональной деятельности.

Экологическое образование мы рассматриваем как постоянный процесс развития и расширения знаний об окружающей среде, формирования отношения к экологии как ценности и способности к активной деятельности по защите окружающей среды.

В качестве обязательных компонентов экологического образования мы выделяем не только получение знаний, умений и навыков по экологии, но и формирование ответственности, экологически грамотной деятельности, принятие экологически грамотных решений в процессе жизнедеятельности человека, что должно тесно переплетается с еще одним компонентом экологической культуры — профессиональной подготовкой студентов учреждений СПО. Вслед за многими авторами, целью экологического образования мы называем формирование экологической культуры.

Переход от подросткового (15-18 лет) к юношескому возрасту (17-18 до 21-23) считается наиболее ответственным и в то же время наиболее сложным.

Этот период характеризуется возмужанием подростка, его взрослением и созреванием. На данном этапе онтогенеза велика роль экологического образования как важного фактора регулирования, коррекции, направления и, в целом, формирования основных качеств личности, необходимы знания о биологических закономерностях развития растущего человека, а также об основных этапах психического развития и становлении его как личности.

Именно в этот период важно организовать и сознательно направлять, общие усилия в поиске подлинных ценностей в пространстве культуры и социума, создавать систему формирования экологического сознания и поведения.

Предметом специального изучения может стать влияние экологической культуры на степень профессионального благополучия специалиста в различных ситуациях жизнедеятельности, проявление экологической сознательности в условиях альтернативы: производственная и личностная выгода или охрана природы; экология быта и сознательность личности и т.д.


Список литературы

  1. Агаркова Е.Ю. Экологическое образование как фактор формирования культуры и оптимизации социоприродного взаимодействия: / Е.Ю. Агаркова автореф. дис. .канд. филос. наук. Улан-Удэ, 2002. - 21 с.
  2. Андреева Н.Д. Некоторые методологические подходы к экологическому образованию школьников / Н.Д. Андреева // Экологическое образование: материалы международного образования. СПб.: Образование, 1997.- 114с.
  3. Горбунов JI.M. Экологическая культура: этапы развития в социогенезе / JI.M. Горбунов. Иркутск: Изд — во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003.- 116 с.
  4. Ульянова Н.В. Педагогические условия формирования экологической культуры школьников 5-11 классов / Н.В. Ульянова: автореф. дис. . канд. пед. наук. -Томск, 2007. 20с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по созданию историко-краеведческого музея на базе Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский колледж культуры» «Родник истории»

Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой. С первых шагов своего профессионального су...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования

Настоящие методические рекоммендации освещают виды и формы СРС по всем аспектам языка, систематизируют формы контроля СРС и содержат методические рекомендации по отдельным аспектам освоения английског...

Статья. «Методические рекомендации для организации внеаудиторной работы студентов в учреждениях среднего профессионального образования»

Наше время характеризуется бурным развитием науки и техники. Наука становится производительной силой общества. Под влиянием запросов практики происходит сближение фундаментальных и прикладных наук, со...

Мотивация обучающихся учреждений среднего профессионального образования (анализ, формирование мотивов)

Некоторые подходы к решению проблемы мотивации современной молодежи к профессиональному обучению...

Эстетические аспекты формирования общих компетенций и универсальных учебных действий в учреждениях среднего профессионального образования

Публикация "Эстетические аспекты формирования общих компетенций и универсальных учебных действий в учреждениях среднего профессионального образования" в сборнике "Реализация инновационн...

Готовность студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования к профессиональной деятельности

Статья освещающая проблемы готовности студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования к профессиональной деятельности. Данная статья  может быть предназначена ...

Доклад на тему: «Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения».

Докладна тему:«Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС  нового поколения»....