Мотивация обучающихся учреждений среднего профессионального образования (анализ, формирование мотивов)
методическая разработка

Аристархов Алексей Анатольевич

Некоторые подходы к решению проблемы мотивации современной молодежи к профессиональному обучению

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Санкт-Петербургское государственное бюджетное

           профессиональное образовательное учреждение

           «Колледж «ПетроСтройСервис»

Методическая разработка на тему:

«Мотивация обучающихся учреждений среднего  профессионального образования»

(анализ, формирование мотивов)

                                           

 Преподователь: А.А. Аристархов

2019

I. Мотивы – движущая сила познания

Мотивация – общее название для методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение учащегося к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы.

Изучение мотивации является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Мотивы, действующие в системе профессионального обучения можно классифицировать по уровням:

  • Широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения); прежде всего это стремление личности через учение утвердить свой социальный статус;
  • Узкие социальные мотивы – это стремление занять определенную должность в будущем, иметь достойное вознаграждение за свой труд, добиться признания окружающих;
  • Мотивы социального сотрудничества – это ориентация на способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей позиции в учебной группе;
  • Учебно-познавательные мотивы – ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных предметов и производственных операций.

На практике эти мотивы объединяются на группы по направлением и содержанию:

1. Познавательные;

2. Профессионально-значимые;

3. Эстетические;

4. Коммуникационные;

5. Статусно-позиционные;

6. Традиционные;

7. Утилитарно-практические (меркантильные).

В одном из последних исследований¹ выявлены уровни преобладания различных мотивов у школьников и учащихся профессиональных учебных учреждений, анализирую которые можно составить представление об общей мотивационной направленности современного обучения. Из приведенной таблицы видно, что почти утрачены традиционно-исторические мотивы – извечная тяга к образованию на Руси. В современных экономических условиях, когда от индивидуума требуется проявление самостоятельности и напористости в узкой области, для одержания верха в конкурентной борьбе наиболее значимыми оказываются утилитарно-практические мотивы.

_____________________________________________________________________________

¹ Маркова А.К., Орлов А.Б. Формирование мотивации обучения. М., 2012г.

Таблица «Преобладающие мотивы обучения»

Иерархия

мотивов, значимых для современных учащихся

Утилитарно-практические (меркантильные)                                100%

Коммуникационные (общения)                                                 90%

Профессионально-значимые                                             80%

Познавательные                                                            70%

Статусно-позиционные                                         65%

Эстетические                                                 45%

Традиционные                                         40%

В этой связи, мотивы учащихся можно разделить на побудительные (они лежат в основе целенаправленных действий) и смыслообразующие (они переводят общественно значимые ценности на личностный уровень), т.е. искать мотивы к обучению у учащихся следует прежде всего в удовлетворении личных интересов.

II. Активизация процессов обучения, как способ повышения мотивации учащихся.

Составить первичное представление о преобладании тех или иных мотивов можно, наблюдая отношение учащегося к обучению. Можно выделить несколько ступеней включенности обучаемого в такой процесс:

- отрицательное;

- безразличное (или нейтральное);

- положительное – 1 (аморфное);

- положительное – 2 (познавательное, инициативное, осознанное);

- положительные – 3 (личностное, ответственное, действенное).

Для отрицательного отношения учащегося к обучению характерны бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение преодолевать трудности, нежелание учиться, отрицательное отношение к учебному заведению, преподавателям, мастеру.

Безразличное отношение имеет те же отличительные характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Способный, но ленивый – в общем правильная характеристика обучаемых, принадлежащих к этому типу.

На различных уровнях положительного отношения учащегося к обучению наблюдается нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому наиболее действительной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, умением ставить перспективные цели преодолевать препятствия на пути к достижению цели.

Отношение учащихся к обучению преподаватели обычно характеризуют активностью. Активность обучения определяет степень (интенсивность) соприкосновения учащегося с предметом.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

  • Готовность выполнять учебные задания;
  • Стремление к самостоятельной деятельности;
  • Сознательность выполнения задания;
  • Систематичность обучения; и др.

С активностью тесно связана еще одна важная сторона мотивации обучения школьников – самостоятельность. Познавательная активность и самостоятельность учащихся неразделимы: более активные учащиеся, как правило, и более самостоятельные.

 Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:

  • Отстаивать свое мнение;
  • Принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • Ставить вопросы своим товарищам и учителям;
  • Объяснять более слабым учащимся непонятные места;
  • Находить несколько вариантов возможного решение проблемы;
  • Решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Можно утверждать, что все новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду прежде всего повышение активности учащихся: истина добытая напряжением усилий, имеет огромную познавательную ценность. Большие возможности на этом пути открывает внедрение в учебный процесс нового поколения интерактивных учебных пособий (вынуждающих учащихся постоянно поддерживать обратную связь), специализированных компьютерных программ, мультимедийных обучающих систем, постоянно текущего тестового контроля достижений. Режим обучения, создаваемый этими средствами чрезвычайно активный.

III. Изучение и формирование мотивов.

Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения.

Изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием. Практическая деятельность преподователя в этом направлении осуществляется с помощью следующего алгоритма.

1.      Определение и уточнение целей обучения;

2. Изучение исходного уровня мотивации, это необходимо выполнить,чтобы обоснованно судить об изменениях в мотивационной сфере обучаемого;

3. Изучение превалирующих мотивов. Нужно помнить, что нет мотивов «хороших» или «плохих», все они важны, только по-разному влияют на процесс и результаты обучения;

4. Изучение индивидуальных особенностей мотивации;

5. Анализ причин изменения (снижение, повышение) мотивации, такими причинами могут быть низкая обученность, неразвитость учебной деятельности, низкая обучаемость и др.

6. Формирование должных мотивов. Здесь могут использоваться различные методики, в том числе переключение с одного вида деятельности на другой, использование заданной  оптимальной трудности и др.

Процессы связанные с формированием мотивации американские педагоги называют тренингом, подразделяя его на четыре основных направления:

Мотивация достижений причинных схем личной причинности и внутренней мотивации.

Тренинг мотивации достижений основывается на предположении,что при прочих равных условиях, те обучаемые будут иметь более высокую успеваемость, у которых обострены чувство собственного достоинства  и стремление постоянного улучшения своих достижений.

Тренинг причинных схем  непосредственно влияет на мотивацию, либо побуждает учащегося к определенному поведению, либо вызывает у него равнодушие безынициативность. Обучаемый, по разному объясняя свое поведение, уже прогнозирует ход своих дальнейших действий в соответствии со своим  объяснением. Допустим, учащийся получил неудовлетворительную оценку по контрольной работе. Типичная схема оправдания: не знал, не старался, трудное задание, не повезло. Что последует, если выбирается последнее оправдание , не трудно предвидеть.

Программе тренинга мотивации путем изменения причинных схем отдает предпочтение «усилию» как лучшему способу изменения представления учащихся причинах собственных неудач.т.е. причина неудач – недостаточность собственных усилий учащегося.

В тесной связи с тренингом причинных схем находится тренинг личной причинности, имеющей целью научить учащихся искать причины своих неудач прежде всего в самих себе и по возможности, меньше зависеть от других людей.Чем меньше человек зависит от окружающих, тем он самостоятельнее. Чтобы помочь учащимся, нужно научить их:

  • Ставить перед собой реалистические цели;
  • Соизмерять цели со своими возможностями;
  • Знать свои сильные и слабые стороны;
  • Планировать перспективу;
  • Постоянно анализировать выполнение личной программы- приближают ли действия к цели.

Основным же остается тренинг внутренней мотивации. В его основе- открытие американского психолога Э. Деци; если учащимся платили деньги за занятия, которые первоначально интересовали их сами по себе, они теряли интерес к этим занятиям гораздо быстрее, чем учащиеся, которым ничего не платили. Возникает вопрос: Правильно ли мы делаем «подогревая» мотивацию учащихся премиями и стипендиями. Самые действенные в обучении- это внутренние мотивы. «Мотив следует считать внутренним, если человек получает удовлетворение непосредственно от самого поведения, от самой деятельности».1

К сожалению, приходится признать, что в настоящее время типичный преподаватель и типичное образовательное учреждение ориентированны  преимущественно на поддержку внешней мотивации в виде контроля. Тем самым личность вместо того, чтобы развивать свое «Я», постоянно оказывается в ситуациях, где это «Я» подавляется. Естественно, что это весьма сказывается на внутренней мотивации, ведет к постепенному снижению интереса к учебе. Подлинные реформы невозможны без всемирной поддержки любых проявлений внутренних стремлений обучаемых.

P.S. « Мотивация учения- сложнейших и во многом загадочный процесс. Вряд ли нам когда-нибудь удается разобраться в нем окончательно, потому что мотивы учения очень подвижны и изменчивы. Действующие сегодня не обязательно должны сохранится завтра».2

1 Маркова А.К., Орлов А.Б., Формирование мотиваций учения. М.,2012 с.160

2 Подласый И.П. Педагогика, книга 2, изд.центр.Владос, 20014. с.165

Список используемой литературы;

  1. Маркова А.К., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения, М., 2012.
  2. Подласый И.П. Педагогика,книга2 изд.центр «Владос» 2014
  3. Крившинко Л.П. и др. Педагогика,учебник изд. «Проспект» 2013.
  4. Дмитриева И.А., Кибальченко И.А. Педагогика среднее профессиональное образование. Ростов, изд. Феникс, 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины«Обществознание» для специальностей среднегопрофессионального образования социально-экономического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессиона...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях в учреждении дополнительного образования, как условие повышения мотивации обучения.

«Под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественное гармоническое развитие организма и правильное совершение всех его отправлений». Никол...

Использование современных педагогических средств для формирования учебной мотивации обучающихся учреждений СПО

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности обучающегося. Изучение мотивации - это выявление ее р...

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования...

Межрегиональная олимпиада по общепрофессиональным дисциплинам среди обучающихся учреждений профессионального образования

Руководителям ПОО        Департамент образования и науки                Курганской о...

Формирование коммуникативной мотивации обучающихся в профессиональном образовании

Статья посвящена проблеме влияния личностных качеств обучающихся на формирование коммуникативной мотивации в процессе обучения иностранному языку. Для достижения эффективности обучения необходимо учит...

Формирование профессиональной мотивации обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования

Формирование профессиональной мотивации обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования...