Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования
материал на тему

Ковалёва Татьяна Владимировна

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kovalyovoy.doc756 КБ
Файл prezentatsiya_na_konkurs.pptx336.67 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования

                                                                          Т.В. Ковалёва, преподаватель        

Москва, 2018


Актуальность проблемы. Увеличение объема информации в современном образовательном процессе, поиск, обновление средств и способов работы с ней выдвигают новые требования к уровню мотивов учащихся.

Отчего одним интересно учиться, а другим нет? Что побуждает  ребят учиться, каковы их мотивы учения. Для того чтобы найти эффективные педагогические средства воспитания у учащихся желания учиться, необходимо предварительно уяснить, что собой представляют мотивы и мотивация учения, каковы закономерности её развития.

        Изучение мотивации учащихся - одно из требований успешного её воспитания. Формирование мотивов начинается с выявления исходного состояния мотивации у большинства учащихся группы. Для преподавателя и мастера должно быть важно то, что мотивация учения доступна наблюдению и исследованию. Программа нашего исследования может служит примером исследования учебной мотивации учащихся начального профессионального образования.

Методики

Мы провели анализ методик и методических приемов позволяющих исследовать учебную мотивацию. Наиболее часто в психологии для количественных измерений применяют тесты.  Для своих исследований мы подобрали тест-опросники.

Известно, что занятия по одним предметам вызывают интерес у

учащихся, желание учиться, побуждаются внутренними мотивами, осознаются учащимися как имеющие смысл в изучении, сопровождаются позитивными переживаниями, радостью открытия и самореализации; занятия по другим предметам учащимся не интересны, не вызывают желания учиться и работать на уроке, побуждаются преимущественно внешними мотивами; изучение этих предметов рассматривается учащимися как бессмысленное, происходящее на уроках вызывает апатию.                                                                                                 Для исследования  направленности мотивации изучения предмета нами была использована методика Т.Д. Дубовицкой «Тест-опросник направленности учебной мотивации. 

Для изучения динамики направленности учащихся на приобретение знаний или отметки, в процессе обучения в училище, с первого курса по третий курс, мы использовали методики Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой: « Направленность  на отметку», «Направленность на приобретение знаний»

        Для исследования значимости учебных предметов для развития личности учащегося мы использовали методику предложенную Т.Д. Дубовицкой, тест-опросник «Определения значимости учебного предмета для развития личности учащегося».

Перечисленные методики хорошо дополнить беседой  с учащимися и метод наблюдения.

Экспериментальные исследования.

В нашем исследовании приняли участие учащиеся колледжа г. Москвы (выборка составила 83 человека в возрасте от 14 до 19 лет; из них 43 учащиеся первого курса и 40 учащихся третьего курса; обучающиеся по профессии «Электромонтажник по осветительным сетям»), которые характеризовали свое отношение к учебным предметам.

        Данные, полученные при помощи методики «Определение значимости учебных предметов для развития личности учащегося»:

Предметы

Курс

алгебра

литература

химия

физика

история

уровень

Кол-во уч.

%-ая

доля

Кол-во уч.

%-ая

доля

Кол-во уч.

%-ая

доля

Кол-во уч.

%-ая

доля

Кол-во уч.

%-ая

доля

1 (высокий)  

25

58

30

70

20

46,5

22

51

35

81

1 (низкий)

18

42

13

30

23

53,5

21

49

8

17

3 (высокий)

25

62,5

32

80

15

37,5

30

75

23

57,5

3 (низкий)

15

37,5

8

20

25

62,5

9

25

17

42,5

        

        Данные методики  «Направленность учебной мотивации при изучении конкретных предметов».

Предметы

Курс

алгебра

литература

     тэр

эмв

Черчение

Кол-во уч.

%-ая

доля

Кол-во уч.

%-ая

доля

Кол-во уч.

%-ая

доля

Кол-во уч.

%-ая

доля

Кол-во уч.

%-ая

доля

1 (внешняя)  

26

60

22

51

17

40

15

35

20

47

1 (внутренняя)

17

40

21

49

26

60

28

65

23

53

3 (внешняя)

24

60

31

77,5

13

32,5

14

35

31

77,5

3 (внутренняя)

16

40

9

22,5

27

67,5

26

65

9

22,5

Для проверки статистических данных использовался  χ2  критерий Пирсона.

С помощью критерия мы определяли распределение значимости предметов.

Проверка данных методик: «Направленность на отметку», «Направленность на приобретение знаний»

Для проверки статистических данных использовался φ* критерий Фишера.        

Отметка

        Знания

Суммы

Курс

Кол-во уч.

%-ая доля

Кол-во уч.

%-ая доля

Первый  

12

28

31

72              

43

Третий

3

7,5

37

92,5            

40

Анализ результатов исследования.

Динамическая структура общего и профессионального образования.

         В ходе нашего исследования были получены следующие результаты. С помощью методики «Направленность учебной мотивации при изучении конкретных учебных предметов» мы получили данные позволяющие судить о соотношении внешних и внутренних мотивов учащихся и их предметной направленности. Учащимся предлагались к обсуждению следующие предметы: алгебра, русский язык, литература, технология монтажных работ, электроматериаловедение, черчение.

         После предварительного анализ опросников учащихся первого курса мы смогли условно разделить учащихся (по сформированному уровню учебной мотивации) на несколько групп:

  • учащиеся, которые имеют высокий уровень мотивации по всем предметам. Как правило, это учащиеся, которые ориентированны на получение полных знаний по всем предметам. Таких в исследуемой группе пять человек.
  • учащиеся, у которых уровень мотивации учения профессионально значимых предметов больше, чем предметов общеобразовательного цикла.
  • Учащиеся, с высоким уровнем мотивации учения общеобразовательных предметов. Это те учащиеся, которые еще не уверены в правильности избранной профессии.
  • Учащиеся, у которых общий познавательный уровень очень низкий, желания учиться нет. В группе исследуемых первокурсников таких учащихся два. А теперь обратимся к диаграмме №1, построенной на основании данных всей группы в целом.

На первом курсе обучения соотношение внутренних и внешних мотивов при изучении предметов относящихся в соответствии с учебным планом к разным блокам дисциплин различаются незначительно. Это подтверждается статистическим анализом. Распределение значимости предметов не различается. Но если мы обратим внимание на отдельные предметы, то можем увидеть, что уже на первом курсе внутренние мотивы учения предметов технология монтажных работ (ТЭР) и электроматериаловедение  достаточно высокие (65% и 60%). Отсюда мы можем заключить, что направленность мотивов учащихся на приобретение знаний по профессии, пусть еще не ярко выражена, но уже значительна.

Данные третьего курса позволяют нам проследить динамику учебной мотивации, её предметную направленность на протяжении всего срока обучения в училище.

 Анализ тестирования учащихся третьего курса участвующих в исследовании позволяет разделить учащихся на условные группы по уровню и направленности учебной мотивации:

  • учащиеся с высоким общим уровнем мотивации учения по всем дисциплинам (8 чел.). Эти учащиеся ориентированы на продолжение образования;
  • учащиеся ориентированные на получение профессиональных знаний таких учащихся большинство;
  • учащиеся, которые более значимыми выделяют общеобразовательные предметы (2 чел.), ошиблись с выбором профессии, ориентированны на получение другой профессии и продолжение образования.

Обратимся к данным всей группы учащихся третьего курса в целом. На диаграмме 2 видно, что мотивация учения предметов по сравнению с данными

первого курса заметно изменилась.

Статистический анализ подтверждает, что распределение значимости предметов различается. Внутренние мотивы учения предметов профессионального цикла значительно больше. Для анализа мы сравнили данные двух предметов технология монтажных работ и русский язык.

Статистический анализ показал, что учащиеся более значимыми считают знания по предмету технология монтажных работ.

        Очень интересна динамика учебных мотивов по предмету черчение. По своему предметному содержанию черчение относится к предметам профессиональным, но учащиеся третьего курса считают, что знание этого предмета им не пригодится. Видимо содержание и методы преподавания этого предмета позволили учащимся отнести его к дисциплинам общеобразовательного цикла.

        Обратимся к анализу методик «Направленность на отметку» и «Направленность на приобретение знаний».

Из полученных данных следует, что положительная динамика на приобретение знаний на третьем курсе, по сравнению с первым курсом, сохранилась и даже несколько увеличилась.

       Опираясь на наши данные мы можем предположить, что мотивы связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в группе, типичное для подростков, на старших курсах отходят на второй план. Роль отметки как побудителя учения утрачивает свою силу, вместо неё роль побудителя к учению начинает играть стремление к знаниям.

Рассмотрим результаты теста «Определение значимости учебных предметов для развития личности учащегося»

Из предложенных предметов как наиболее значимые на первом курсе были выбран

предмет – история, на третьем курсе – физика. Выбор учащихся третьего курса не удивителен потому, что физика по своему предметному содержанию очень близка к предметам профессионального цикла таким как: электротехника, радиоэлектроника, электроматериаловедение. Низкие показатели по тесту на третьем курсе имеют такие предметы как: химия, история. По мнению учащихся эти предметы не имеют значения для развития или вклад этих предметов незначительно. Учащиеся не имеют возможности проявить себя на занятиях. Чувствуют себя на уроках скованно.

Заключение.

Задачей нашего исследования было выявить особенности состояния и динамики учебных мотивов учащихся колледжа. Так мы выявили, что у учащихся первого курса соотношение внутренних и внешних мотивов при изучении предметов, относящихся в соответствии с учебным планом к разным блокам дисциплин, не различаются. В ходе беседы и наблюдения мы выяснили, что учащиеся отдают предпочтение тем предметам, где преподаватель придерживается демократического стиля деятельности. Для первокурсников очень важен эмоциональный фон урока, благоприятная обстановка, при этом предметное содержание дисциплины значение не имеет. На первом году обучения направленность на учение профессиональных предметов выражена не ярко, но уже значительна. Наиболее значимыми для развития личности учащегося на первом курсе были названы предметы: история и литература. На третьем курсе профессиональное образование акцентуирует. Учащиеся предпочитают предметы профессионального цикла. Учебные дисциплины, близкие своим предметным содержанием к профессиональному циклу, учащиеся называют как наиболее значимые для развития их личности.

Список литературы:

1. Вартанова И.И., К проблеме мотивации учебной деятельности, Вестник

    Моск. Университета Сер.14, психология – 2000 № 4

2. Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у

    учащихся средних профтехучилищ – М., 1985

3. Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как

    психолого-педагогическая проблема: Автореферат дис. …канд.- СПб. 1997

4. Маркова А.К.,Матис Т.А., Орлов А.Б., Формирование мотивации учения

      М., 1990

5. Дубовицкая Т.Д., К проблеме диагностики учебной мотивации// Вопросы

      психологии -  2005 №1

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования Ковалёва Т.В . Преподаватель

Слайд 2

Актуальность проблемы Постановка вопроса Хочу учиться! Не хочу учиться! Отчего одним интересно учиться, а другим нет? Что побуждает ребят учиться, каковы их мотивы учения?

Слайд 3

Определение значимости учебной дисциплины для развития личности обучающегося Методики Направленность учебной мотивации Направленность на приобретение знаний или отметки

Слайд 4

Участники исследования 83 человека в возрасте от 14 до 19 лет 1 курс 3 курс обучающиеся по профессиям и специальностям электротехнического профиля, которые характеризовали свое отношение к учебным дисциплинам 43 40

Слайд 5

1. Математика 2. Литература 3 . Монтаж электрооборудования 4. Электроматериаловедение 6. История Обучающимся предлагались к обсуждению следующие дисциплины: 5. Черчение/ инженерная графика

Слайд 6

01 обучающиеся, у которых уровень мотивации учения профессионально значимых дисциплин больше, чем предметов общеобразовательного цикла 02 обучающиеся, с высоким уровнем мотивации учения общеобразова-тельных дисциплин 03 Анализ результатов тестирования 1 курс 04 обучающиеся, которые имеют высокий уровень мотивации по всем дисциплинам обучающиеся, у которых общий познавательный уровень очень низкий, желания учиться нет 1

Слайд 7

Направленность учебной мотивации на изучение конкретных дисциплин 1 курс (в %)

Слайд 8

01 обучающиеся, ориентированные на получение профессиональных знаний 02 обучающиеся, наиболее значимыми выделяют общеобразовательные дисциплины 03 Анализ результатов тестирования 3 курс обучающиеся, которые имеют высокий уровень мотивации по всем дисциплинам. 2

Слайд 9

Направленность учебной мотивации на изучение конкретных дисциплин 3 курс (в %)

Слайд 10

Уровни значимости учебных дисциплин для развития личности обучающегося 3

Слайд 11

«Направленность на отметку», «Направленность на приобретение знаний» % 4

Слайд 12

Выводы 1 курс 3 курс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация на учебном занятии условий для формирования профессиональных и общих компетенций у обучающихся среднего профессионального образования.

Создание педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования....

Психолого – педагогическое сопровождение трудных подростков в процессе учебно – воспитательной деятельности в среднем профессиональном образовании (из опыта работы).

Подготовила: педагог психолог «МСЦ ПТО им.Ф.И.Бачурина»Ручий Н.И.Тенденция детей и подростков с характерными проявлениями школьной и социальной дезадаптации, проявляющимися в нарушении поведения ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Роль внеклассной работы по предмету «Информатика и ИКТ» в мотивации учебной деятельности обучающихся.

Заинтересованность  учителя и  учеников  в результатах работы -  гарантия  успеха, развития  творческих  способностей  обучающихся.  Именно внеклассная раб...

Проблемы формирования мотивации учебной деятельности у студентов колледжей.

Аннотация: В статье анализируются  основные мотивации обучающихся в колледже студентов, дается классификация побудительных мотивов к учебной деятельности. Предлагаются рекомендации по формировани...

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для ее развития на различных этапах урока.

Презентация на тему: Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для ее развития на различных этапах урока....