Проблемы формирования мотивации учебной деятельности у студентов колледжей.
статья

Ромащенко Илья Александрович

Аннотация: В статье анализируются  основные мотивации обучающихся в колледже студентов, дается классификация побудительных мотивов к учебной деятельности. Предлагаются рекомендации по формированию положительных аспектов к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ромащенко И.А., преподаватель

Колледжа экономики

и финансов ССЭИ (филиала)

ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В.Плеханова

Проблемы  создания мотивации учебной деятельности у студентов колледжей.

Аннотация: В статье анализируются  основные мотивации обучающихся в колледже студентов, дается классификация побудительных мотивов к учебной деятельности. Предлагаются рекомендации по формированию положительных аспектов к обучению.

Любой преподаватель, считающий себя профессионалом, хочет, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и желанием приходили на занятие в колледж. В таком эффекте заинтересованы и родители учащихся. Но часто возникает ситуация, когда приходится наблюдать обстоятельства, в которых студенты не хотят учиться и не проявляют желания к обучению. Что же делать и как быть? Поразмышляем на эту тему!

В педагогике есть мнение, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

Через усвоение учениками смысла учения;

Через заинтересованность самого студента.

Но не секрет, что студенты, поступающие на первый курс с искренним желанием учиться, нередко к третьему курсу, а случается и раньше теряют желание получать знания.  Дело здесь не только и не столько в возрастных особенностях или трудности предметов изучения, сколько  в том, что в средне профессиональных образовательных учреждениях не уделяется достаточного внимания формированию мотиваций учебной деятельности, сам  процесс учебы не строится так чтобы на всех  этапах поддерживалась, фиксировалась  и развивалась заинтересованность молодых людей в овладении знаниями. Итак, прежде всего, что такое мотив?

Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего обучается, тратит, время, силы и энергию  ученик.

Доказано, что учебная деятельность формируется не одним мотивом, а целым комплексом, множеством мотивов. Между собой они способны взаимодействовать, дополнять один другой  и  находиться во взаимозависимости. Не все мотивы действуют на учебу со схожей эффективностью.  Одни из них – ведущие, другие – второстепенные.

Мотивы подразделяются на 2 группы: одни из них порождаются самой учебой, непосредственно связаны с содержанием и процессом обучения, способами усвоения знания; другие лежат, за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем  и сделать успешную карьеру), так и узколичными: мотивы (выделиться в среде одногруппников, занять определенное положение в группе) (Матюхина:51, 1991).

С.Г Вершловский выделил четыре группы мотивов и стимулов: для данной профессии; для перспективы служебной и социальной деятельности; рефлексивные; познавательные интересы. Эти мотивы актуализуются в основном на лекциях и семинарах, заданы содержанием, методикой и организацией учебной работы. Учебная работа стимулирует и социальную активность, которая является компонентом и профессиональной активности и появляется как форма поведения, соотнесенная с активной жизненной позицией студента. В процессе обучения и в первую очередь под влиянием преподавателя, социальная активность развивается: происходит становление новых отношений  к профессиональной деятельности, к обществу и окружающим людям, возникает критическая переоценка своего внутреннего мира. Однако, по мнению Г.С. Аресьева «активность порождается не самими по себе потребностями, а противоречиями между ними и существующими условиями бытия субъекта» (Коновалова: 24, 2000).

Отчего  одна группа студентов много и охотно работает над постижением знаний и совершенствованием профессионального мастерства, а  трудности только добавляют им азарта, сил  и желания быть первыми, в то время как другие, учатся «ни шатко,  ни валко», будто бы из под палки, а самые элементарные сложности подавляют их активность вплоть до сведения желания учиться к нулю? Такие различия можно наблюдать при одних и тех же внешних условиях учебной деятельности (социально-экономическое положение организации и методическое обеспечение учебного процесса, квалификации преподавателя и т.п.) (смирно: 23, 2001).

Одним из наиболее значимых факторов успешного обучения в среде профессиональных образовательных учреждений считается характер учебной мотивации, конструирующий сильные позитивные переживания в процессе достижения учебных целей, ее психо-эмоциональный уровень и структуру.         Многие авторы уверенно подразделяют мотивацию учебной деятельности на недостаточную и положительную, относя к последней познавательные, профессиональные и даже моральные аспекты,  в такой трактовке создается прямая и однозначная связь положительной мотивации с эффективностью обучения (Дьяченко: 51, 1993).

А.К. Маркова уверена, что становление мотивации «есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречащих отношений между ними» (Маркова: 14, 1990).

При более детальном анализе мотивов возникающих в процессе учебной деятельности следует выделить направленность на получение знаний, на получение профессии, на получение диплома. молодые люди, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. Обучающиеся направленные на получение профессии, часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «нужные» и «не нужные» для их профессионального становления, что может сказываться на академической успеваемости (Дьяченко: 52, 1993).

В заключении хочется отметить, для того чтобы формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы в сознание учащегося, что могло бы привести к манипулированию сознанием студентов, а поставить обучающихся в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого студента. Необходимо также моделировать  наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности,  для правильного формирования личности студента, обеспечивающих благоприятный климат обучения.

Список использованной литературы:

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск, 1993.

Коновалова И.П., Новицкий В.В. Развитие профессиональной активности студентов технического вуза в учебном процессе, МГТУ 2000.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлова А.Б., Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.,1990.

Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная  и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. по спец. No 2121.М., 1991.

Смирнов С.Д., Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001.

Осипова Е.В. Развитие учебной мотивации студентов первого курса медицинского колледжа // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 187-189;

URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=4019 (дата обращения: 28.11.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы формирования мотивации при обучении английскому языку

Одна из наиболее часто встречающихся проблем, с которой приходится сталкиваться учителю - отсутствие мотивации у студентов. Решение данной проблемы является одной из самых главных задач, которую стави...

Поиск методов и форм осуществления учебного процесса для формирования мотивации познавательной деятельности курсантов.

Урок- это, систематически применяемая для решения задач обучения, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени...

Диагностика мотивации учебной деятельности студентов колледжа

Целью моего исследования стало изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов специальностей 23.02.01. «Организация и управление перевозками на транспорте (по видам транспорта)&r...

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования...

Мотивация учебной деятельности и её формирование

Материал представляет собой доклад на методической комиссии по методам мотивации обучающихся...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Цель математического образования в колледже  не только  приобретение выпускниками знаний, умений и навыков, но и  формирование умений использовать математические аппарат в будущей профе...

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

В процессе преподавания  математики одним из главных направлений является повышение мотивации учебной деятельности студентов. Для этого используются различные формы, методы, технологии.  Пов...