Мотивация учебной деятельности и её формирование
статья на тему

Иванова Ирина Николаевна

Материал представляет собой доклад на методической комиссии по методам мотивации обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2018_motivatsiya.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая комиссия общепрофессиональных и специальных дисциплин. 2018 г.

Иванова И.Н., преподаватель спецдисциплин

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

 

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками обучающегося. Студенты СПО обучаются в техникуме после школы и часто считают, что для них важно только освоить выбранную профессию. Здесь мотивация очевидна. Вместе с тем, они осваивают и общеобразовательную программу, необходимую для целостного развития и получения Диплома о среднем профессиональном образовании. Создание этой мотивации не менее важно, чем профессиональной.

Следует различать понятия мотив и цель.

Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.

Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Обучающийся  понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью. Сами по себе знания, которые студент получает в техникуме, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае его  побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

  • мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения обучающегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;
  • мотивация, имеющая положительный характер, эта мотивация выступает в двух формах. Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность обучающихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.

 

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели  успеваемости, посещаемости и главное - показатели сформированности учебной деятельности.

В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др.

Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации (стремлению к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний). Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер.

Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.

Три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).

КИТ 1 Ощущение самостоятельности поиска: 
«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность. Они дают студенту  замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

Техника «Проблемные вопросы»

Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.

При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников: «Не тем местом думаем (думаете), не тем!» Критика ставит под сомнение компетентность обучающегося и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления.

Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у обучающихся  появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.

Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»

Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение  приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию.

От постановки перед обучающимися проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту — и естественно-научному, и историческому, и художественному. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию.

КИТ 2 Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» 
(«Мы не пешки, у нас есть выбор!»)

— Почему ты ходишь в техникум?

Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. Инициатива  быстро гаснет, если обучающийся  чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.

Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять оучающемуся право выбора — темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем и др.

КИТ 3 Ощущение компетентности: 
«У меня это получается, я понял, я умею!»

Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным.  Обучающийся  хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, он должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому.  Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая студентов  планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность.   Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку студентов  и ряд других особенностей личности.

Основными типами деятельности в жизни любого человека могут быть игра, обучение, трудовая деятельность. В этой классификации, учение ближе всего к труду, в связи с необходимостью соблюдения дисциплины, выполнения заданий и определенных обязанностей.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности студента можно рассматривать наравне с когнитивными способностями. Иногда менее способный студент, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у другого недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия, а также показателем уровня его развития.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Высокий уровень: есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые  требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания наставника; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в учебной группе.

Средний уровень - хорошая учебная  мотивация, положительно относится к учебе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу,  адаптирован в учебной группе.

Низкая учебная  мотивация: отрицательное или безразличное отношение к обучению, на занятиях  часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.

5 уровень - негативное отношение к обучению:   не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении со сверстниками, во взаимоотношениях с педагогами. Техникум, колледж нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В этом случае следует подумать о дальнейшем пребывании в профессиональном образовательном учреждении.

Формирование мотивации обучения студента СПО должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего общего и профессионального образования. Необходимо помочь понять каждому студенту,  что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель наставников (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Способы и приёмы развития мотивации учебной деятельности"

Что более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке, как вызвать интерес к предмету. Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников....

Мотивация учебной деятельности при изучении биологии

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определят успешность учебной деятельности. Она является показателем качественности профессионального становления будущег...

Диагностика мотивации учебной деятельности студентов колледжа

Целью моего исследования стало изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов специальностей 23.02.01. «Организация и управление перевозками на транспорте (по видам транспорта)&r...

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования...

Проблемы формирования мотивации учебной деятельности у студентов колледжей.

Аннотация: В статье анализируются  основные мотивации обучающихся в колледже студентов, дается классификация побудительных мотивов к учебной деятельности. Предлагаются рекомендации по формировани...