Презентация "Способы и приёмы развития мотивации учебной деятельности"
презентация к уроку на тему

Что более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке, как вызвать интерес к предмету. Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар «Способы и приёмы развития мотивации учебной деятельности»

Слайд 2

«Интерес» (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Мотив - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (т. е., то ради чего учится школьник, что побуждает его к учению).

Слайд 3

Познавательные мотивы направленность на изучение материала по предмету процесс познания приёмы приобретения знаний организация учебного труда самообразование

Слайд 4

социальные мотивы направленность на общение с людьми отношения с другими людьми стремление занять определённое место среди сверстников заслужить авторитет осознавать анализировать способы своего сотрудничества и взаимодействия

Слайд 5

В начальном звене стимул – оценка. К окончанию начальной школы необходимо сформировать учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания новых знаний. Средний школьный возраст стимулируется соответствующей учебно-познавательной мотивацией. Старший школьный возраст- выбор профессиональной деятельности . Главная мотивация старшего возраста – овладеть приемами учения и самообразования.

Слайд 6

Причина спада школьной мотивации: У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. Отношение ученика к учителю. Отношение учителя к ученику. У девочек 6-7 классов снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. Личная значимость предмета. Умственное развитие ученика. Продуктивность учебной деятельности. Непонимание цели учения. Страх перед школой.

Слайд 7

Учебная мотивация определяется целым рядом факторов. она определяется образовательным учреждением; организацией образовательного процесса; особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д. ); особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; спецификой учебного предмета.

Слайд 8

ВАЖНО: благоприятный психологический климат . Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения .

Слайд 9

Что более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке: Неумение удержать дисциплину на уроке, в результате чего цель урока не может быть достигнута; Неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке; Неумение создать обстановку и возможности для успеха каждого ученика; Отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могут быть значимы для учащихся; Педагогические и психологические ошибки в общении с детьми, которые не дают достаточного авторитета учителю; Несдержанность, агрессивность, крикливость, как проявление отсутствие профессионализма;

Слайд 10

Интерес к предмету общая атмосфера в классе отношения учителя и учащихся занимательность изложения учебного материала эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.

Слайд 11

Это интересный для меня предмет, он мне нравится (9 классы)

Слайд 12

Это интересный для меня предмет , он мне нравится ( 10 классы)

Слайд 13

Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников 1 Этап вызывания исходной мотивации . На начальном этапе урока преподаватель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Слайд 14

Формы организации нестандартного начала урока : Эмоциональное вхождение в урок «Поделись улыбкою своей». Мешок настроений. Аутотренинг. Музыка в подарок. «Дерево настроений». Психологическая установка на урок. Интегрированная разминка. Сказка. Мимические упражнения. Рифмованное начало урока. Игра. Вопрос (проблемный вопрос). Шуточный тест.

Слайд 15

2 этап: подкрепления и усиления возникшей мотивации . Учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным формам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание.

Слайд 16

Познавательная сфера: разноуровневые задания; дифференциация заданий; занимательность; наглядность; игра; проблемное обучение; поддержка альтернативности, множественности мнений; задание массивом.

Слайд 17

Мотивационная сфера: фантастическая добавка; удивляй (парадокс); отсроченная загадка (или задание); прогнозирование; «да - нетка »; «иду в гости»; привлекательная цель; приёмы создания ситуаций успеха (эмоциональные поглаживания , анонсирование,«Даю шанс», «Заражение»).

Слайд 18

Социальные мотивы : приёмы: «Оратор»; «Автор»; «Фантазёр»; «Кумир»; «Профи ».

Слайд 19

3.Этап завершения урока . Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. По результатам социологических опросов выявлены причины мотивации, которые заставляют учащихся лучше учиться : 1) хорошая отметка на уроке 2) хорошо стараются подготовиться к зачёту или контрольной работе 3) изучение материала учебника 4) Проявить и развить свои способности 5) Интерес учащихся к предмету также зависит от их отношения к преподавателю

Слайд 20

Выводы : Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения. Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учебной деятельности при изучении биологии

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определят успешность учебной деятельности. Она является показателем качественности профессионального становления будущег...

Диагностика мотивации учебной деятельности студентов колледжа

Целью моего исследования стало изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов специальностей 23.02.01. «Организация и управление перевозками на транспорте (по видам транспорта)&r...

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования...

Доклад по теме: "Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития" выступление на школьном МО

Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития.Автор: Исакова Валентина МихайловнаЭта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения...

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для ее развития на различных этапах урока.

Презентация на тему: Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для ее развития на различных этапах урока....