ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
статья на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья23.6 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

Кобченко Ангелина Владимировна,

преподаватель ОГАПОУ

«Белгородский индустриальный колледж»

Образование в Российской Федерации – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Получение образования является обязательным требованием к формированию любой личности.

Чаще всего, в начальную школу ребенок приходит любознательным, заинтересованным, с желанием получить новые знания и впечатления. С годами эта увлеченность и любознательность угасает или приобретает узкую направленность. В учреждения СПО обучающиеся попадают в подростковом возрасте, когда получение образования становится формальной деятельностью. Поэтому проблема мотивации обучения в системе образования является одной из центральных.

Мотивацию принято определять, как внутреннее побуждение к действию, обуславливающее субъективно-личностную заинтересованность обучающегося в его свершении.

Мотивационными процессами в обучении  можно и нужно управлять: создавая условия для развития внутренних мотивов и стимулирования обучающихся. Под стимулированием чаще всего подразумевают побуждение обучающихся к заинтересованности в результатах своего труда.

Если мотивами учебной деятельности младших школьников могут выступать такие, как желание хорошо выглядеть в глазах одноклассников, обожание своего учителя, получение от него похвалы, то для обучающихся СПО ведущими учебными мотивами являются «профессиональные», «личного престижа», «прагматические» и менее значимые «познавательные».

Положительная устойчивая мотивация первокурсника к учебной деятельности является залогом дальнейшего развития обучающегося, как будущего специалиста. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п.

Основной задачей учреждений СПО является обеспечение высокого качества образования. Данную задачу можно реализовать только в случае, успешной познавательной активности обучающихся, а это возможно при создании благоприятных условий, таких, как развитие современных материально-технических, информационных и кадровых ресурсов.

Дуальная система обучения так же создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, так как качество их выполнения напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах.

На базе общей мотивации учебной деятельности появляется определенное отношение к разным учебным дисциплинам. Оно обусловливается  важностью дисциплины для профессиональной подготовки; интересом к определенной отрасли знаний и к данному предмету как ее части; качеством преподавания; мерой трудности овладения этим предметом исходя из собственных способностей; взаимоотношениями с преподавателем данного предмета. Все эти мотивы могут взаимодействовать или конкурировать друг с другом и иметь различное влияние на учебу, поэтому
полное представление о мотивах учебной деятельности можно получить, только
выявив значимость для каждого обучающегося всех этих компонентов сложной мотива.

Еще одним не маловажным стимулом к обучению является стипендия. К сожалению, на данный момент размер стипендии таков, что студентам приходится устраиваться на работу во время учебы, что ведет к ослаблению мотивации по отношению к учебе.

Познавательную активность стимулирует так же наличие связки студент – преподаватель. Другими словами, если между обучающимся и преподавателем нет никакого контакта, кроме минимальных начитанных часов, ни о какой мотивации студентов говорить не приходится. Обучающемуся очень важно, что бы педагог был его наставником, что бы к нему можно было обратиться за помощью по любому вопросу.

Образовательное учреждение заинтересовано в стимулировании интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями.

Таким образом, к процессу мотивирования необходимо подходить с разных сторон исходя из того, что обучающиеся в различном возрасте имеют свои особенности, приоритеты  и индивидуальность. Вместе с тем, мотивация к учебной деятельности является неотъемлемым условием формирования качественного специалиста.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2011. 
  3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2011.
  4. Педагогическая психология: Учебное пособие. Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой  – СПб.: Питер, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Способы и приёмы развития мотивации учебной деятельности"

Что более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке, как вызвать интерес к предмету. Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников....

Мотивация учебной деятельности при изучении биологии

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определят успешность учебной деятельности. Она является показателем качественности профессионального становления будущег...

Диагностика мотивации учебной деятельности студентов колледжа

Целью моего исследования стало изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов специальностей 23.02.01. «Организация и управление перевозками на транспорте (по видам транспорта)&r...

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Роль внеклассной работы по предмету «Информатика и ИКТ» в мотивации учебной деятельности обучающихся.

Заинтересованность  учителя и  учеников  в результатах работы -  гарантия  успеха, развития  творческих  способностей  обучающихся.  Именно внеклассная раб...