Мотивация учебной деятельности при изучении биологии
статья на тему

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определят успешность учебной деятельности. Она является показателем качественности профессионального становления будущего специалиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belyaeva_2.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация учебной деятельности при изучении биологии

Успех образования зависит от желания студента учиться, от его самостоятельной активности и деятельности на уроках. Деятельность всегда побуждается определенными мотивами.

Мотив (от французского motif) – побудительная сила, причина; от латинского – приводить в движение, толкать.

Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определят успешность учебной деятельности. Она является показателем качественности профессионального становления будущего специалиста.

Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову студента, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого студента.

Мотивацию надо формировать, развивать, стимулировать.

Одной из важнейших составляющих мотивации и успешного обучения является использование инновационных методов проведения занятий. Использование этих методов делает обучение ярким, запоминающимся, интересным, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

В преподавании биологии традиционной формой являются комбинированные уроки. Применение на таких уроках элементов активного обучения превращает студентов из пассивных участников учебного процесса в активных. Лекционные занятия проводятся в форме лекции-беседы с элементами дискуссии, обменом мнениями, игровой форме, что позволяет привлечь студентов к беседе, к анализу ситуации, ее проблематизации, обмену мнениями, что мотивирует их деятельность.

Такие новаторские формы направлены на развитие заинтересованности студентов в обучении, позволяют формировать положительные познавательные мотивы. Положительная мотивация создаёт потенциальную возможность развития, поскольку реализация мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. умений ставить цели и достигать их в обучении. Поэтому, создание благоприятной и мотивирующей на учебу психологической атмосферы на уроке, является залогом успеха и развития творческой самостоятельности.

Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации обучающихся на каждом занятии, в том числе и на уроках биологии.

Этому способствует использование:

  • Разнообразных форм и методов работы на уроках;
  • Возможности каждому обучающемуся выступить активным участником образовательного процесса;
  • Дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей;
  • Приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.

Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Формирование мотивации учебной деятельности зависит от проведения своевременной диагностики мотивации обучающегося и учета ее результатов в образовательном процессе, подобранной системы условий развития мотивации, а именно: соотнесение результатов обучения с практической деятельностью. Глубокое познание и понимание мотивационной деятельности может обеспечить успех образовательного процесса, направить активность личности обучающегося в нужное русло ее развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность при изучении биологии в условиях СПО.

•В современных условиях информационного общества перед системой профессионального образования стоит задача подготовки интеллектуально развитых, высоко квалифицированных специалистов, способных к обуче...

Презентация "Способы и приёмы развития мотивации учебной деятельности"

Что более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке, как вызвать интерес к предмету. Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников....

Диагностика мотивации учебной деятельности студентов колледжа

Целью моего исследования стало изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов специальностей 23.02.01. «Организация и управление перевозками на транспорте (по видам транспорта)&r...

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования...

«Мотивация учебной деятельности школьников»

Мотивация ученика – основное условие успешного обучения.Проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы.Деятель...