Формирование профессиональной мотивации обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования
статья

Черненко Алина Владимировна

Формирование профессиональной мотивации обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование профессиональной мотивации обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования

Успешность реализации задач среднего профессионального образования во многом зависит от профессиональной мотивации  обучающихся. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности обучающегося в образовательной организации, так как только на основе высокого уровня развития мотивации возможно достижение профессиональной образованности и культуры личности.

Период обучения в колледже совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью формирования личностных качеств. В психологии признано, что ядром, стержнем личности является направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность личности в юношеском возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, мотивами.

Для процесса развития будущих специалистов важное значение имеет уровень профессиональной направленности обучающихся. К составляющим профессиональной направленности следует отнести следующие компоненты:

  • система ценностных ориентаций, связанных с профессиональными устремлениями человека (социальная значимость и престиж профессии, содержание профессионального труда, возможности совершенствования и самоутверждения, «инструментальные» ценности профессии как средства достижения других жизненных благ);
  • профессиональные интересы, выражающие личную приязнь к конкретному виду труда, имеющему для человека эмоциональную привлекательность;
  • мотивы, т.е. совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность личности и определяющих ее направленность.

К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это, т. к. истинный источник человека находится в нем самом.

Внешние мотивы исходят от родителей, педагогов, группы, в которой обучается студент, окружения или общества, т. е. это учеба как вынужденное поведение и нередко встречает внутреннее сопротивление со стороны студентов. И поэтому решающее значение должно придаваться не внешнему нажиму, а внутренним побудительным силам.

  • отношение личности к профессии (динамическая система отношений к профессионально значимым видам деятельности, условиям и способам их выполнения, формам профессиональной подготовки и членам профессиональных групп, коллективов).

 При высоком уровне профессиональной направленности у студента преобладают высокие духовные мотивы выбора профессии, а в кругу профессиональных интересов преобладают такие, которые удовлетворяются в формах активной деятельности. При низком уровне профессиональной направленности преобладают материальные мотивы выбора профессии, косвенные мотивы, внешние по отношению к данной профессии, а интерес к данной деятельности отсутствует либо преобладают относительно пассивные по своему характеру интересы.

Уровень развития мотивационной сферы студента зависит от способов, условий и средств обучения, осознания собственного смысла учения, предметно-рефлексивного отношения к обучению, субъектной активности и субъектного отношения. Мотивационная сфера личности определяется деятельностью. Для того чтобы деятельность стала компонентом развития и саморазвития, важно не только глубоко понимать характер ее содержания, но и постоянно совершенствовать мотивационную сторону личности. Глубокое понимание мотивационной сферы может обеспечить успех, направить активность личности студента в нужное русло ее развития. Высокому уровню готовности студентов к профессиональной деятельности способствует высокая степень удовлетворенности профессией, удовлетворенности учебным заведением, ценностных ориентаций, учебно-профессиональной мотивацией. Удовлетворенность профессией - это повышенный показатель и аспект готовности к предстоящей деятельности. Низкая мотивация к профессиональной деятельности препятствует формированию готовности студента.

Как же повысить мотивацию обучающихся?

Вот некоторые способы повышения мотивации:

Во-первых, студенту необходимо объяснить, каким образом знания, полученные в учебном заведении, пригодятся ему в будущем. Студент приходит в учебное заведение для того чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому мастер производственного обучения/преподаватель обязаны уметь доказать студентам, что его предметы, уроки учебной практики действительно будут полезны в его дальнейшей деятельности.

Во-вторых, студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний.

В-третьих, студенту очень важно, чтобы мастер производственного обучения/преподаватель был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить волнующие его вопросы.

Проявление уважения к студентам. Какой бы ни был студент, он в любом случае требует к себе соответствующего отношения.

Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения.

Причины, стимулирующие человека и побуждающие его к активной деятельности, в данном случае - учиться, - могут быть самые различные.

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для студента. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это. Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ об учебной и производственной практике обучающихся/студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования Уренского филиала ШАПТ ГБОУ СП

Настоящее Положение об учебной и производственной практике студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования Уренского филиала Шахунског...

Тестовые задания для проведения олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования укрупненной группы 43.00.00 Сервис и туризм (региональный этап)

Тестовые заданиядля проведения олимпиадыпрофессионального мастерства обучающихся по специальностямсреднего профессионального образованияукрупненной группы 43.00.00 Сервис и туризм(региональный этап)...

Тестирование в процессе обучения чтению студентов учебных заведений среднего профессионального образования

В настоящее время в российской и зарубежной методике преподавания иностранных языков весьма актуальна проблема контроля речевых умений.Это обусловлено целым рядом причин, главной из которых является в...

Дополнительная общеобразовательная программа подготовки к участию во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования укрупненная группа специальностей 15.00.00 МАШИНОСТРОЕНИЕ

Дополнительная общеобразовательная программа  подготовки участников к участию  во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессиональног...

Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования. Региональный этап по УГС 38.00.00 "Экономика и управление"

Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования. Региональный этап по УГС 38.00.00 "Экономика и управление"...