Главные вкладки

    Некоторые аспекты управления процессом формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования.
    статья

    Большиченко Елена Александровна

    аспекты управления процессом формирования общих и профессиональных компетенций

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Некоторые аспекты  управления процессом формирования общих и профессиональных компетенций   у  обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования.

    Перемены, происходящие в мире и стране, заставляют образовательные учреждения идти в ногу со временем, меняться, становиться более гибкими, открытыми, информационно и технологически оснащенными, использующими современные новейшие  ресурсы в целях наращивания инновационного потенциала образовательного процесса.

    Особо существенными областями для внесения инноваций становятся многообразие миссий, которые реализует образовательное учреждение, современное измерение вклада образования в социокультурное развитие региона, муниципального образования, реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования, нацеленного на формирование созидательного, креативного, ответственного и активного гражданина.  К числу личностных результатов причислены: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, определение мотивации к обучению, познанию, выбору личной исследовательско - образовательной траектории, умение отстаивать собственные личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности.

    Образовательные учреждения СПО в настоящее время должны стремиться к гармонизации образовательного процесса, формированию у студентов  гражданских умений и  качеств: умение самостоятельно учиться на протяжении всей жизни, объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей, решать различные нестандартные проблемы, то есть обладать должным уровнем сформированности общих и профессиональных компетенций.

    Определение содержания и классификации общих и профессиональных компетенций образовательных учреждений СПО предполагает последовательное решение следующих задач: Во-первых, представление существующих подходов к определению содержания образования. Во-вторых, анализ точек зрения на соотношение понятий «умение» и «навык» как компонентов содержания образования.

    Разработка  механизма управления формированием умений и навыков обучающихся учреждений  СПО осуществляется на основе ряда методологических подходов: системно-деятельностный, обеспечивающий системное видение, анализ и проектирование внутренней системы развития компетенций  обучающихся и позволяющий конкретизировать используемые принципы и категории диалектики; программно-целевой подход, предполагающий рассмотрение проектирования управления формированием компетенций посредством интегративного представления целей, средств, ресурсов, а также функций руководителей и исполнителей; информационный подход, который обуславливает исследование процесса внутреннего управления как сложной динамической системы, состоящей из последовательных и параллельных процедур, в границах которых выполняются специфические операции по преобразованию информации.

    В.А. Болотов и В.В. Сериков подчеркивают, что компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а умения разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологии; 3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя; 5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках; 6) при ориентировании на рынке труда; 7) при необходимости разрешать собственные проблемы: выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов. Данный перечень ситуаций приложения компетентностей как интеграции способов человеческой деятельности, творческого потенциала, опыта проявления личностной позиции может стать основанием для определения перечня самих компетентностей в области их универсального применения в практической ситуации.

    Очень важным фактором при освоении обучающимися  СПО  компетенций, как одним из главных  частей процесса обучения, является контроль. Контроль - это сравнение  полученных  результатов с запланированными целями обучения. Некоторые педагоги классически подходят к формированию процесса контроля, применяют его в основном для получения показателей достигнутого. Проверка освоения компетенций обязана показывать не только точность  или неточность результата выполнения задания, но и  отвечает ли форма действий данному этапу усвоения.

    Формы и методы организации контроля достаточно широко известны так одной из форм контроля качества  приобретения   компетенций  является мониторинг. Отличием традиционного мониторинга образовательных результатов от мониторинга, осуществляемого в условиях введения нового стандарта, является то, что современный мониторинг стал более дифференцирован, осуществляется на единой критериальной и содержательной основе, заданной в стандарте внешней оценкой, известной всем участникам образовательного процесса, в основе, которой - планируемые результаты образования. Видами  мониторинга  могут являться:

    а) входной контроль, который позволяет  определить уровень способности обучающихся  к построению планов учебной деятельности. Входной контроль проводится после вводных занятий на второй недели обучения,  формы представления результатов оценочная ведомость, лист мониторинга учебного процесса,

    б) тематический и текущий контроль, проводящийся в соответствии с календаро-тематическим планированием. Входе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть проверено освоение общих и профессиональных компетенций, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Организация мониторинга на уровне учреждения даст возможность отследить динамику характеристик образовательной успешности каждого студента, каждой группы, параллели и в целом по этапам обучения, что позволит получить информацию для определения изменений в системе образовательного учреждения.

    Помимо этого, выстроенная подобным способом система  контроля с учетом индивидуальных стилей обучающихся, является одним из способов, позволяющих реализовывать здоровьесберегающее обучение, что достаточно актуально, учитывая перегруженность обучающихся, сопряженную с «переизбытком» информации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

    В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление тенде...

    Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

    В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление...

    Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

    В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выя...

    Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

    В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выя...

    ПОЛОЖЕНИЕ об учебной и производственной практике обучающихся/студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования Уренского филиала ШАПТ ГБОУ СП

    Настоящее Положение об учебной и производственной практике студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования Уренского филиала Шахунског...

    Контрольно-оценочные средства учебной дисциплины БИОЛОГИЯ основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования

    Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины БиологияКОС включают контрольные материалы для пр...

    Тестирование в процессе обучения чтению студентов учебных заведений среднего профессионального образования

    В настоящее время в российской и зарубежной методике преподавания иностранных языков весьма актуальна проблема контроля речевых умений.Это обусловлено целым рядом причин, главной из которых является в...