Главные вкладки

    Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.
    статья по теме

    Кузьминская Лариса Анатольевна

     

    В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление тенденций развития этих факторов, их сущности и способов реализации; прогнозирование возможных направлений развития и определение мер по повышению качества подготовки специалистов в целом; разработка адаптирующих средств и методов, способствующих совершенствованию качества учебного процесса в специальном учебном заведении, являются актуальными  [Гершиш Т. В. 2003, Зуев В. М.  2002].

    Одним из средств, способствующих эффективной адаптации студентов к условиям учебной деятельности вучреждении начальногопрофессионального образования, может являться физическая культура, которая выступает как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи [Ильинич В. И. 2005, Кабачков В. А. 2009]. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Л.А.Кузьминская,

    Преподаватель физической культуры Бюджетного учреждения начального     профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Профессионального училища»  г. Покачи        

    Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

     В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление тенденций развития этих факторов, их сущности и способов реализации; прогнозирование возможных направлений развития и определение мер по повышению качества подготовки специалистов в целом; разработка адаптирующих средств и методов, способствующих совершенствованию качества учебного процесса в специальном учебном заведении, являются актуальными  [Гершиш Т. В. 2003, Зуев В. М.  2002].

    Одним из средств, способствующих эффективной адаптации студентов к условиям учебной деятельности в учреждении начального профессионального образования, может являться физическая культура, которая выступает как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи [Ильинич В. И. 2005, Кабачков В. А. 2009].

    От того, как построена технология этих занятий, зависит эффективность учебно-профессионального труда студентов. Поэтому остро стоят вопросы развития и внедрения таких технологий проведения учебных занятий, которые могут заинтересовать и привлечь студентов. Эти технологии должны носить оздоровительно-профилактическую направленность, способствовать   адаптации студентов в условиях непрерывности образования к влиянию различных факторов окружающей среды, наиболее эффективно воздействовать на функциональные возможности организма занимающихся.

    В требованиях к индивидуальным особенностям специалиста 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования отмечается, что  он должен обладать высоким чувством ответственности, быть осторожным, предусмотрительным и наблюдательным. Ему необходима хорошая зрительная память, хорошее зрение, слух и обоняние, хладнокровие, ясность мысли, способность к логическому мышлению, настойчивость и твердость характера, хорошая координация движений и ловкость рук, дисциплинированность и организованность.

    При поступлении на работу в первую очередь оценят физическую форму, выносливость и развитое чувство равновесия будущего электромонтера. Эти качества необходимы в опасных условиях работы (высота, работа на открытом воздухе и в любое время суток). Специфика их деятельности требует  гибкости, координации движений кистей и пальцев рук, хорошее зрение и цветоразличение, высокий уровень развития образного и наглядно-действенного мышления. Нередки в работе специалиста этой области внештатные ситуации, где необходимо принимать быстрые и эффективные решения. Разработанная педагогическая технология профессионально-прикладной физической подготовки, включающая учебную деятельность студентов специальности электромонтер, состоит из  физических упражнений для мышц, несущих основную физическую нагрузку при выполнении профессиональных операций; самомассажа и гимнастики; аутотренинга.

    Перед студентами, овладевающими названной профессией,  были поставлены  задачи развития общей выносливости, силы мышц плечевого пояса, спины и рук, туловища, совершенствования координации и точности движений.

    Для развития мышц всего туловища была рекомендована спортивная гимнастика: различные упражнения на перекладине, брусьях, упражнения с отягощениями (гантели, штанга, эспандеры, набивные мячи, резиновые амортизаторы), упражнения в парах с сопротивлением партнера, гимнастическая полоса препятствий, лазание по канату с помощью ног и на одних руках. Для формирования навыков координации движений рук и туловища достаточно эффективным средством решения поставленных задач являлись развивающие упражнения, как без предметов, так и с их помощью. Особое место в развитии координации движений занимают спортивные игры - волейбол, баскетбол, бадминтон.

    В баскетболе выделены следующие упражнения, эффективно влияющие на координацию: передачи мяча в парах, на точность передач и быстроту приема, ведение мяча с изменением направления и скорости, броски в кольцо с различных точек одной и двумя руками, да и сама игра в целом очень положительно влияет на координацию движений.

    Из раздела волейбол   были рекомендованы сочетания различных перемещений с передачей мяча сверху и приемом снизу, передачу мяча у сетки и в прыжке через сетку, передачу мяча сверху стоя спиной к цепи, нападающий удар, а сама игра в волейбол послужит совершенствованию зрительной чувствительности студентов.

    Из раздела легкой атлетики для этих целей использовался бег на средние и длинные дистанции, всевозможные беговые упражнения и эстафеты с предметами и без них. Для сегментов тела, несущих основную нагрузку при выполнении профессиональных действий,  были выделены основные приемы самомассажа, с помощью которых мышцы, участвующие в работе, или подготавливались к работе, или восстанавливались после выполнения производственных операций.

    Исходя из специфики  профессии, были определены приемы самомассажа - поглаживание, разминание, растирание, движения, потряхивания, - с помощью которых студенты воздействовали на мышцы, несущие наибольшую нагрузку при выполнении профессиональных операций: дельтовидную плеча, мышцы предплечья, кисти и шеи, мышцы ног.

    Внедрение в педагогический процесс мотивационных текстов позволило совершенствовать исполнительный компонент адаптивного регулирования, который заключается в овладении приемами самопринуждения к принятию трудных решений и их исполнению. Эти приемы, выраженные в словесной форме, явились мощным стимулом поведения и приобрели реальную силу в двигательной деятельности. На учебно-тренировочных занятиях выполнение двигательных действий, связанных с преодолением препятствий, предварялось словесными самоуказаниями и самоприказами: «Будь увереннее, смелее!», «Будь внимательнее!», «Не ошибиться!», «Настройся!», «Войди в состояние готовности!», «Терпи!», «Повысить темп!» и т.п.

    Установлено, что за период педагогического эксперимента показатели физических качеств повысились у испытуемых обеих групп, что отражает естественный ход развития двигательной функции в данном возрасте.                                                                                                                                                         

                                                                                     Таблица 1

    Показатели физических качеств испытуемых экспериментальной и контрольной групп до и после формирующего

    педагогического эксперимента, М ± m

    тест

    Начало эксперимента

    t-кр

    Р 1

    t-кр

    Р 2

    ЭГ  

    M±m

    КГ  

    M±m

    ЭГ  

    M±m

    КГ  

    M±m

    1

    4,7±0,5

    4,6±0,3

    0,2

    >0,05

    4,5±0,4

    4,5±0,6

    0,1

    >0,05

    2

    13,3±1,1

    12,8±0,5

    0,9

    >0,05

    10,2±1,1

    12,2±0,5

    1,4

    >0,05

    3

    4,03±1,0

    3,9±0,4

    0,5

    >0,05

    3,56±0,5

    3,8±0,6

    2,3

    <0,05

    4

    31,8±6,7

    27,1±3,1

    0,7

    >0,05

    37,1±8,2

    32,5±7,6

    2,6

    <0,05

    5

    222,1±17,6

    226±5,6

    0,1

    >0,05

    242,1±13,1

    232±14,5

    2,4

    <0,05

    6

    142,1±14,3

    140,2±11,2

    0,6

    >0,05

    167,1±12,8

    150,2±15,4

    3,1

    <0,05

    7

    32,8±20,0

    34,6±12,9

    0,3

    >0,05

    40,2±12,1

    38,6±14,2

    1,5

    >0,05

    8

    28,6±2,5

    28,6±2,1

    0,1

    >0,05

    34,2±2,3

    29,3±3,9

    2,4

    <0,05

    9

    13,5±6,6

    12,4±4,7

    0,3

    >0,05

    16,5±5,6

    13,8±5,7

    2,6

    <0,05

    10

    6,3±2,2

    5,8±1,5

    0,4

    >0,05

    6,9±2,3

    6,1±2,5

    2,1

    <0,05

    11

    8,5±0,3

    9,5±0,7

    0,6

    >0,05

    7,3±0,3

    8,8±0,7

    2,2

    <0,05

    12

    4,5±1,3

    4,4±1,4

    0,1

    >0,05

    6,3±1,1

    4,9±1,3

    2,3

    <0,05

    13

    7±1,8

    6,4±1,2

    0,2

    >0,05

    7, 6±1,6

    6,8±1,4

    2,2

    <0,05

    14

    4,4±0,8

    4,4±1,1

    0,1

    >0,05

    6,5±1,1

    5,1±1,4

    2,5

    <0,05

    1. Бег30м;2. Челн.бег 5х10м.(сек.);3. Кросс 1000м (мин.сек);4. Метание

    гранаты(метры);5. Прыжки в длину с места(см.);6. Прыжки через скакалку за 1 мин.(раз);7. Сгиб и разг. рук в упоре лежа от пола (раз);8.Подъем туловища из положения лежа на спине за  30 сек. (раз);9. Наклон вперед из пол. «сидя»(см.);10. Метание в цель (раз 10 бросков);11. Обводка стоек б/б  мячом (сек);12. Штрафной  бросок (кол-во  из 10 бросков); 13. Броски в движении(за 1 мин);14 Подачи в бадминтоне из 6-ти (кол-во попад.в зону).

    Сравнительный анализ говорит о том, что у испытуемых экспериментальной группы наблюдались относительно более высокие темпы прироста показателей физических качеств, чем у испытуемых контрольной группы (табл. 1), несмотря на то, что разработанная нами методика не предусматривала акцентированного воздействия на их развитие.

    Мы объясняем этот факт тем, что более интенсивное развитие общих координационных способностей у испытуемых экспериментальной группы (как результат применения педагогической технологии профессионально-прикладной физической подготовки) позволило улучшить результаты в тестовых упражнениях, характеризующих физические качества, за счет совершенствования координационных механизмов.  

    Разработка и внедрение педагогической технологии профессионально-прикладной физической подготовки, направленной на улучшение физического развития, физической подготовленности, функционального     и     психофизического     состояния     студентов,    физические упражнения для определенных мышц, самомассаж и аутотренинг способствуют более эффективной адаптации студентов к условиям  будущей профессии.

     Литература.

    1.Гериш Т. В. Перспективы развития среднего технического образования и его роль в модернизации экономики / Т. В. Гериш, П. И. Самойленко // Среднее техническое образование. - 2003. - №4. - С. 10-14.

    2. Зуев В. М. Опережающее развитие среднего технического образования для высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности / В. М. Зуев, П. И. Самойленко, Т. В. Гериш // Среднее техническое образова ние. - 2002. - №4. - С. 9-12.

    3. Кабачков В. А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ: Методическое пособие / В. А. Кабачков. -М.: Высшая школа,2009. - 222 с.

    4. Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Ильинич. - М.: Аспект Пресс, 2005.-144 с.

    5. Примерная программа по дисциплине «Физическая культура» // Вестник. -2010. -№№7-8.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

    В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление тенде...

    Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

    В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выя...

    Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

    В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выя...

    Педагогический проект Профессионально-прикладная физическая подготовка в учреждении начального профессионального образования

    . В настоящее время в производственной и социальной сфере трудится около 20 млн. человек с начальным профессиональным образованием - это почти 30% занятого населения России. Именно профессиональ...

    Рабочая программа учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 260807.01 «Повар, кондитер»

    ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОвы МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ       Программа учебной дисциплины Основы микробиологии, санитарии и ги...

    Тестирование в процессе обучения чтению студентов учебных заведений среднего профессионального образования

    В настоящее время в российской и зарубежной методике преподавания иностранных языков весьма актуальна проблема контроля речевых умений.Это обусловлено целым рядом причин, главной из которых является в...