Организация интерактивного обучения в системе среднего профессионального образования
презентация к уроку

Томашевич Лариса Григорьевна

В данной презентации представлены виды обучения в СПО, в частности в медицинском колледже. В данной работе продемонстрированы примеры активного и пассивного обучения, но основное внимание уделено методам интерактивного обучения. Я представляю различные варианты интерактивного обучения, такие, как: ролевые игры, мозговой штурм, кейс-метод, дисскусия. Здесь Вы найдете способы использования интерактивного метода не только на занятии, но и при выполнении самостоятельных работ. Спасибо

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация интерактивного обучения в системе среднего профессионального образования.

Слайд 2

Организация интерактивного обучения Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном учебном заведении. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме зависит от вида дисциплин, особенности контингента, но в целом должно составлять 20% аудиторных занятий. Исследования показывают, что использование активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов . Они легче вникают в материал, понимают и запоминают информацию, полученную посредством активного вовлечения в учебный процесс

Слайд 3

Формы взаимодействия преподавателя и студентов Пассивный метод – форма взаимодействия преподавателя и студента , в которой преподаватель является основным действующим лицом, а студенты выступают в роли пассивных слушателей. Связь преподавателя на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестовых заданий. Это относительно легкая подготовка со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченные временные рамки

Слайд 4

Активный метод – форма взаимодействия преподавателя и студентов, при которой они не пассивные слушатели, а активные участники. При этом , в отличие от пассивного метода (авторитарного), предполагает демократический стиль общения. Интерактивный метод ориентирован на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом; на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивном занятии сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель разрабатывает план занятия, чаще это интерактивные упражнения, в ходе выполнения которых, студент изучает материал

Слайд 5

Классификация интерактивных форм и методов обучения по характеру и форме взаимодействия участников по Ю. Н. Емельянову: Д искуссионные формы (групповая дискуссия, разбор ситуации, анализ морального выбора); Игровые формы: дидактические и творческие игры, ролевые игры Сенситивный тренинг

Слайд 6

Игровые формы Активизируют у участников инициативу, требуют настойчивости, творческого подхода, воображения, устремленности. Позволяют: решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; оказывать воспитательное воздействие; увлекать; убеждать. В процессе обучения обязательно наличие четко поставленной ситуационной цели и соответствующего педагогического результата. Различают ролевые игры: спонтанные, открытые и с участием протогониста .

Слайд 7

Ролевые игры Участники игры действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером роли, а не внешним сценарием поведения. Основная цель – обучение межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной профессиональной деятельности. Направлена на развитие предметно-технологической компетентности будущего специалиста. Хотя действия игроков не регламентируются, а правилами служит указание основных ролевых характеристик, должностного положения по роли, цели и реальные ролевые прототипы, этические и служебные правила поведения . Рефлексивный разбор действий участников оказывает существенное дидактическое воздействие, являясь составной частью игры.

Слайд 8

Признаки ролевых игр: - Наличие модели ситуации; - Вариативность решений; - Набор и описание индивидуальных ролей; - Несовпадение ролевых целей участников игры; - Игровое взаимодействие участников игры; - Наличие общей цели у всех участников; - Наличие системы индивидуального оценивания; - Наличие руководителя, управляющего эмоциональным напряжением участников. Дидактическая цель- способность развития компетенции действия, показывая возможность альтернативных действий. Методическая цель – решение проблем в конфликтных ситуациях, а при необходимости изменение точки зрения и поведения

Слайд 9

Этапы подготовки и проведения ролевой игры Этап планирования : определение цели, формы, способа, обеспечение необходимым оснащением. Доигровой этап: инструктаж, определение ролей, подготовка помещения. Игровой этап: погружение в ситуацию и разыгрывание ее участниками. Ведущий наблюдает за действиями игроков, при необходимости вмешивается в ход игры. Этап включает в себя рефлексию полученного опыта взаимодействия по выходу из ситуации, реализации намеченных целей, выделение наиболее значимых результатов, обобщение, установление взаимосвязей игровой ситуации с реальными ситуациями и личностными позициями.

Слайд 10

Недостатки ролевой игры: Преподаватель часто теряет контроль над процессом; На игру уходит много времени; Игра может отодвигать на второй план теорию и факты; Может зависеть от исходного уровня учащихся. Преимущества ролевой игры: Помогает ученику выразить скрытые чувства; Дает возможность поупражняться в различных типах поведения; Позволяет непосредственно представить ситуацию; Учит контролировать чувства и эмоции

Слайд 11

Мозговой штурм – один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Цель- коллективный поиск нетрадиционных путей решения проблем . Задачи: - Стимулирование творческой активности учащихся; - Связь теоретических знаний с практикой; - Формирование личного мнения и отношения к проблеме; - Формирование жизненных и профессиональных навыков; Обучение работе в команде . Мозговой штурм включает три этапа: Подготовительный; Этап генерирования идей; Этап анализа и оценки идей

Слайд 12

Круглый стол, дискуссия, диспут: одна из организационных форм познавательной деятельности обучающихся. Круглый стол предполагает : Обсуждение проблемной ситуации; Иллюстрацию мнений; Тщательную подготовку основных выступающих. Методика осуществления: Организационный этап: коллектив делится на малые группы, которые обсуждают выбранную тему; Подготовительный этап: формируют свое мнение по теме дискуссии; Основной этап: заслушиваются суждения представителей малых групп, вырабатывается общая позиция; Этап рефлексии: преподаватель дает оценочное суждение по теме дискуссии.

Слайд 13

Кейс-метод – это качественный метод изучения явлений, который основывается на реальной или приближенной к реальной ситуации. Преимущества кейс-метода: Дает знакомство с реальной жизнью; Заставляет углубиться в процесс решений; Тренирует остроту реакции на проблемы; Развивает умение вести доказательную полемику; Помогает формировать стратегическое мышление. Существует несколько классификаций кейс-методов(по действующим субъектам, по объему, по наличию сюжета и т.д.): метод анализа ситуаций, метод проигрывания ролей, игровое проектирование.

Слайд 14

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом. В основе метода лежит у мение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Основной задачей данного метода является исследование вместе с преподавателем окружающей жизни. Метод ориентирован на самостоятельную деятельность студентов: индивидуальную, парную, групповую в течение определенного времени. Цель проекта состоит в создании условий, при которых студенты: Охотно приобретают недостающие знания из иных источников; Учатся пользоваться этими знаниями для решения определенных задач; Приобретают коммуникативные умения; Развивают исследовательские умения; Развивают системное мышление

Слайд 15

Используемые в проектной деятельности методы: Определение проблемы и вытекающие из нее задачи; Выдвижение гипотезы и их решение; Обсуждение методов исследования; Оформление конечных результатов; Анализ полученных данных; Подведение итогов и выводы (возможно использование методов дискуссии, мозгового штурма, статистических методов). Этапы выполнения проектов: организационно-подготовительный; Технологический; Заключительный. Требования к проектной деятельности: Наличие проблемы; Возможность применения полученного результата; Наличие активности участников проекта; Видимая значимость работы; Возможность продемонстрировать результат

Слайд 16

Сенситивный тренинг- развитие способности предсказывания мысли, чувств и поведение другого человека и на основании этих знаний прогнозировать его поступки и деятельность. Цель тренинга: сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения. Задачи - активное вовлечение всех студентов в процесс обучения. Этапы проведения тренинга: Введение, знакомство, ожидание студентов

Слайд 17

Интерактивные методы на лекциях. - Мини-лекции, цель- организация процесса получения теоретического содержания в интерактивно режиме. - Лекция с заранее объявленными ошибками. Цель- активизировать внимание студентов и вовлечение их в процесс усвоения знаний. - Презентация с использованием различных средств с обсуждением. - Просмотр и обсуждение видеофильмов. - Обратная связь. Цель: актуализация полученного на лекции знания. Задачи: выяснить реакцию на представленную тему; Увидеть достоинства и недостатки организации и проведения занятия; оценить результат; снять психологическую и физическую нагрузки на занятии.

Слайд 18

Интерактивные методы в самостоятельной работе Основная возможность применения интерактивных методов в самостоятельной работе заключается в организации групповой работы студентов. Такая деятельность стимулирует тесное общение студентов, формирует навыки социального общения. При этом преподаватель должен: - четко обозначить цель задания; - Проинструктировать студентов об этапах выполнения задания; - Объяснить студентам об особенностях общения при выполнении задания; Консультировать студентов при возникновении вопросов по существу задания Другие интерактивные методы: - интерактивная экскурсия, видеоконференция, социально-психологический тренинг, портфолио

Слайд 19

Интерактивные методы на практических занятиях. Разминка способствует развитию коммуникативных навыков, должна соответствовать теме занятия. Вопросы не должны быть ориентированы на прямой ответ, должна быть логическая цепочка из полученных знаний . Цель: актуализация обсуждаемых вопросов и выполняемых манипуляций. Задачи: формирование представления об уровне владения знаниями, актуальными для данного занятия; Развитие навыков общения; Снятие физической и психологической нагрузки. Метод обучения в парах – это разновидность парной работы, в которой соперники выполняют заданные преподавателем роли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы

Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы...

Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования

Статья посвящена дистанционному обучению в системе среднего профессионального образования. Дано определение "дистанционное обучение". Выделены плюсы и минусы данного формата обучения....

Щукина Л.М. Доклад Цифровые образовательные платформы и сервисы для организации учебного процесса в системе среднего профессионального образования

Щукина Л.М. Доклад Цифровые образовательные платформы и сервисы для организации учебного процесса в системе среднего профессионального образования...

Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования

Статья "Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования"...