Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования
статья

Давлетшина Марина Викторовна

Статья посвящена дистанционному обучению в системе среднего профессионального образования. Дано определение "дистанционное обучение". Выделены плюсы и минусы данного формата обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_do_v_sisteme_spo.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

 Дистанционное обучение  в системе среднего профессионального образования

  М.В. Давлетшина, Т.Ф.Ступакова

ГБПОУ  «Педагогический колледж № 4 СПб”

В связи со сложившейся ситуацией на сегодняшний день актуальным становится вопрос о необходимости поиска альтернативных способов обучения. Одним из таких способов организации образовательного процесса является дистанционное обучение.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие преподавателя и  обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1].

Преподаватель, не применяющий дистанционные технологии и не владеющий основами электронного обучения, становится менее конкурентоспособным в профессиональном сообществе, он лишен мобильности в способах общения, возможностей создавать иное образовательное пространство – организовывать виртуальную среду для взаимодействия с обучающимися.

Дистанционные образовательные технологии – это такие образовательные технологии, которые реализуются в основном с применением телекоммуникационных и информационных технологий при взаимодействии учащихся и педагога [3].

Профессор Евгения Семеновна Полат определяет дистанционное обучение как самостоятельную форму обучения, при которой взаимодействие преподавателя и учащихся,

между собой осуществляется на расстоянии, а также отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интерактивных интернет – технологий [4].

Профессор Александр Александрович Андреев, анализируя различные определения, приходит к выводу, что дистанционное обучение есть «целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [5].

В марте 2020 года в России было принято решение о переводе образовательных учреждений на дистанционный формат работы в связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. Можно сказать, что в это время Интернет превратился в своеобразную супертехнологию, с помощью которой стало возможным не останавливать образовательный процесс и обеспечить получение знаний практически на всех образовательных уровнях, начиная от начальной школы и заканчивая ВУЗами.  В этот период в информационном пространстве развернулась активная дискуссия на тему готовности системы образования к этому переходу. С  трудностями организации работы в удаленном режиме столкнулись все участники образовательного процесса [6].

По настоящее время не прекращается не менее активное обсуждение целесообразности массового использования элементов дистанционного образования. В работах современных практикующих педагогов перечислены положительные и отрицательные аргументы.

        Популярные аргументы «за»:

  • Возможность получать образование без отрыва от трудовой деятельности;
  • Нет необходимости часто выезжать в учебное заведение;
  • Возможность получать образование есть и у тех, кто по состоянию здоровья не может находиться в учебной аудитории;
  • Возможность для обучающихся участвовать в организации времени своего учебного процесса;
  • Есть возможность рационально распределять время и силы;

Популярные аргументы «против»:

  • У студента не всегда есть возможность для консультации своевременно обратиться к преподавателю.
  • Нет полноценной возможности  «вживую» строить отношения в коллективе (с преподавателями, одногруппниками, администрацией), выступать перед аудиторией;
  • Не каждый студент умеет поддерживать у себя мотивацию к самостоятельной работе;
  • Не любую профессию можно освоить качественно в дистанционном формате в плане практических умений и навыков (врач, ветеринар,  технические специалисты, водители и т.д.);
  • Нет возможности организации постоянного контроля учебной деятельности обучающихся;
  • У студентов нет возможности сравнивать промежуточные результаты своего обучения и других студентов «вживую» (выступления, семинары, аудиторная работа);
  • Отсутствие эмоциональной окраски подачи материала, что влияет на его понимание и усвоение;
  • Отсутствие у преподавателя рефлексии на подачу материала (взгляд, задаваемый студентом вопрос, реакция, ответ на задаваемый вопрос преподавателем и пр.);
  •  Много возможностей для «несамостоятельного» обучения.

         Таким образом, можно отметить следующие преимущества дистанционного образования:

  • гибкость – возможность самостоятельно устанавливать место, время и продолжительность обучения;
  • модульность – возможность выстраивать учебный процесс по принципу, когда обучающиеся имеют возможность самостоятельного выбора дисциплин;
  • доступность – возможность учиться без жесткой привязки участников образовательного процесса к месту и времени;
  • рентабельность – возможность экономить значительные материальные средства за счет отсутствия оплаты за использование площадей образовательных учреждений, переездов, пользования учебными материалами и пр.;
  • мобильность и широкий охват – обеспечение оперативного взаимодействия между преподавателями и обучающимися и возможность использования ими образовательных ресурсов глобальной сети;
  • технологичность – возможность использования в образовательном процессе различных технологий, сервисов, программных продуктов [2].

         В то же время интересна  точка зрения и других людей, имеющих непосредственное отношение к современному образованию. И их мнения не менее полярны:

Руководитель образовательного ресурса «ЯКласс» Андрей Илингин считает, что родители  далеко не всегда могут сами качественно организовать учебный процесс и  «в перспективе это грозит более низкими оценками на экзаменах в сравнении с уровнем детей 2-3 летней давности. Рынок труда в перспективе 20-30 лет будет менее качественным, что в свою очередь негативно скажется на уровне ВВП и уровня образованности населения».

Согласен с коллегой и основатель программы «Международный Ломоносовский клуб» Владимир Скрипниченко. По его прогнозу, в перспективе 10 – 15 лет поколение дистанта создаст напряжение на рынке труда из – за общего снижения уровня знаний и слабых профессиональных навыков.  «Отсутствие баланса между временем, проведенным в онлайне, и реальной активной деятельностью плохо сказывается на психике в целом. Будет увеличиваться перекос в сторону специалистов, у которых будут проблемы с концентрацией внимания, с реальным общением, с критическим мышлением и так далее. Кроме общего снижения уровня знаний, под угрозой угасания также находятся и эмоциональный интеллект, и способность адаптироваться», — уверен Скрипниченко.

Формат дистанционного образования снижает качество образования и даже вредит здоровью детей, считает первый зампред комитета по образованию Госдумы Олег Смолин: «Если у ребенка нет мотивации, то он фактически прогуливает дистанционные уроки и лекции, даже если формально на них присутствует. Я уже не говорю о том, что дистанционное обучение в том виде, как сейчас, нарушает все возможные санитарные нормы и правила – в первую очередь это касается перегрузки зрения».

При этом исключительно отрицательные перспективы дистанционного обучения видят далеко не все специалисты. Начальник Управления развития кадрового потенциала системы образования Департамента образования и науки города Москвы Илья Новокрещенов отмечает в нем очевидные плюсы — например, развитие самостоятельности учащихся. «Мы видим, что ребята стали более самостоятельными в эти дни, а это разве плохо? Мы же и хотим, чтобы они стали самостоятельными, а не инфантильными. А их самостоятельность во многом стала возможной, потому что теперь не всегда родитель может помочь с учебой, так как цифровая среда от них далека. Никто не оглупел и ничего не растерял, поводов для паники по этому поводу нет. Причем мы видим скорее приобретения: например, все больше педагогов начинают отказываться от обучения в стиле «говорящей головы», когда педагог просто пересказывает учебный материал, в пользу активности самих ребят во время уроков и лекций. Да еще и с использованием цифровых инструментов, которые в условиях борьбы с пандемией еще и получили мощный стимул для развития» [7].

Все эксперты согласны, что «где-то все же остаются проблемы», однако изменения, привнесенные дистанционным форматом работы, уже никуда не исчезнут: «Уже от этого не уйти, это 21 век. Пора уже понять, что жизнь такой, какой была, уже не будет. Это не значит, что она будет хуже. Мне кажется, она будет интересней!»,  - отметил доктор педагогических наук, член – корреспондент Российской академии образования и заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург.

   С развитием информационных технологий,  внедрением в них исследовательского процесса, увеличивается поток и объем информации  обязательной  для усвоения обучющимися информации.  Из этого вытекает следующее, что информация быстро устаревает, нуждается  в обновлении и то обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и  сохранение материала в памяти, только отчасти может удовлетворить современные требования.

  В связи с этим выступает проблема формирования таких качеств  мышления, которые позволили  бы  обучающемуся самостоятельно усваивать все новую и новую информацию, развивать такие способности, которые бы позволили сохраниться  и после завершения образования, тем самым обеспечить специалист возможность  не отставать от научно-технического прогресса, быть всегда востребованным.

 А для этого необходимы новые подходы и новые методы обучения, которые могли бы научить студента учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. И как раз, здесь уместно сказать об активных методах обучения, которые позволяют создать условия  для формирования  и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов. Они окажут большое  влияние на подготовку студентов к профессиональной деятельности, вооружат их основными знаниями, помогут сформировать профессиональные и общие компетенции, тем самым помогут воспитать грамотного,  востребованного специалиста.

 

Информационные источники:

  • Верхотин Д.Г. Дистанционное обучение в системе Moodle как средство обучения школьников // Вестник науки и образования. 2019. №2-2 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-sisteme-moodle-kak-sredstvo-obucheniya-shkolnikov (дата обращения: 30.04.2020).
  • Данилов Ю.Д. О роли информационных технологий в гуманитарном образовании // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/09/96497 (дата обращения: 05.09.2021).
  • Карпов А.С. Дистанционные образовательные технологии. Планирование и организация учебного процесса: учебно- методическое пособие / А. С. Карпов. — Саратов: Вузовское образование, 2015 — 67 c.
  • Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для пед. вузов  / Е. С. Полат,  М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2004  - 12 с.
  • Технология дистанционного обучения: учебн. пособие /А. В. Тараканов, К. В. Садова, Е. А. Крайнова – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2017 – 18c.
  • Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д. И. Сапрыкина, А. А. Волохович; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020 — 32 с. — 200 экз. — (Факты образования № 4 (29)).
  • “С кашей в голове: как дистанционка повлияет на рынок труда» [Сайт]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/2020/11/14/13360747.shtml - (Дата обращения: 01.03.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи при обучении биологии в системе среднего профессионального образования

В данной статье рассматриваются вопросы актуализации применения межпредметных связей биологии со специальными дисциплинами....

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...

Инклюзивное обучение английскому языку студентов с поражением слуховой функции в системе среднего профессионального образования

Статья содержит: интерпретацию понятия "инклюзивное образование", нравственные аспекты обучения учащихся с поражением слуховой функции и некоторые стратегии обучения учащихся данной категори...

"Применение дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования"

Данное методическое пособие рассматривает методы организации отдельных дистанционныз занятий, модулей, а также принципы организации дистанционного курса для дополнительного профессионального образован...

Организация интерактивного обучения в системе среднего профессионального образования

В данной презентации представлены виды обучения в СПО, в частности в медицинском колледже. В данной работе продемонстрированы примеры активного и пассивного обучения, но основное внимание уделено мето...

Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования

Статья "Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования"...