Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования
статья

Золотых Лидия Валентиновна

Статья "Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obuchenie_v_sisteme_spo.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. В. Золотых

ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий»

Обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное образование, которое реализуется за счет самообразования современного человека.

Это связано с повсеместным развитием и использованием новой техники и технологий, а также с развитием информационного общества, в котором основная ценность – это информация и, как следствие, уметь ее использовать и работать с ней.

Основной целью образовательного учреждения любого уровня является создание условий для выявления и развития способностей каждого обучающегося и формирования личности, имеющей определенный багаж знаний и способной адаптироваться к условиям современной жизни.

А условия современной жизни как раз и диктуют нам необходимость использования в образовательном процессе современных технологий.

Актуальным становится вопрос о необходимости поиска альтернативных способов обучения. Одним из таких способов организации образовательного процесса является дистанционное обучение.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие преподавателя и  обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Преподаватель, не применяющий дистанционные технологии и не владеющий основами электронного обучения, становится менее конкурентоспособным в профессиональном сообществе, он лишен мобильности в способах общения, возможностей создавать иное образовательное пространство – организовывать виртуальную среду для взаимодействия с обучающимися.

Дистанционное обучение теперь воспринимается как нечто естественное, активно используется в системе СПО. В свою очередь, и многие обучающиеся предпочитают такую форму обучения. В настоящее время в системе отечественного образования дистанционная форма обучения находится в стадии разработки и модернизации.

Кроме того, не прекращается не менее активное обсуждение целесообразности массового использования элементов дистанционного образования. В работах современных практикующих педагогов перечислены положительные и отрицательные аргументы.

Положительной стороной дистанционного обучения является, во-первых, возможность осуществлять обучение в удобном месте в удобное время; во-вторых, возможность получать образование без отрыва от трудовой деятельности; в-третьих, появляется возможность получать образование и у тех, кто по состоянию здоровья не может находиться в учебной аудитории. Кроме того, для обучающихся предоставляется возможность участвовать в организации своего учебного процесса и рационально распределять время и силы.

В нашей стране используется система инклюзивного образования. Она ставит перед педагогами задачу обеспечения условий равного доступа всех обучающихся к образованию, вне зависимости от физических возможностей каждого ученика.

Практическое внедрение дистанционного обучения показало, что значительно расширяются возможности для получения качественного образования обучающимися с ОВЗ, появляются различные варианты организации процесса обучения, составления индивидуального расписания.

Дистанционное обучение помогает обучающимся с ограниченными возможностями получить навыки коллективной работы и позволяет каждому из них найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Профессиональные образовательные организации активно применяют элементы дистанционного образования на очной и заочной формах обучения, курсах повышения квалификации. Обучающиеся СПО при дистанционном обучении приобретают ИКТ компетентность: учатся искать, анализировать и оценивать информацию; развивать навыки и способности критического мышления и профессионального общения; учатся взвешивать и принимать обоснованные решения.

Однако, серьезной проблемой дистанционного образования является недостаточность эмоционального взаимодействия, как между педагогом и обучающимся, так и между обучающимися. Это влияет на мотивацию - многие студенты теряют интерес к обучению, испытывают трудности в продолжении образовательного процесса. Именно поэтому преподавателю необходимо использовать различные приемы, которые позволяют сохранять и усиливать интерес обучающихся к предмету. Также минусами дистанционного образования являются:

- нехватка практических занятий, очень важных для обучающихся СПО;

- необходимость постоянного доступа к источникам информации (к сожалению, есть студенты, желающие обучаться дистанционно, но не имеющие выхода в Интернет);

              Дистанционные методы имеют огромный образовательный потенциал не только у обучающихся с ОВЗ, но и в стандартном образовательном процессе. Несмотря на то, что обеспеченность техникой у студентов невысокая, большинство студентов пользуется средствами мобильной связи, которые так же могут обеспечивать доступ к образовательным материалам и курсам.

Таким образом, дистанционное обучение это  хорошее дополнение к очному образованию, при этом они не исключают друг друга, а тесно взаимодействуют.  Техникум – это место живого общения. А дистанционное обучение должно способствовать развитию обучающегося и его стремлению приобретать знания.

Важнейшая задача образования в России как традиционного, так и дистанционного обучения в учреждениях СПО одна и та же: научить будущего специалиста учиться, идти в ногу со временем, чтобы стать настоящим профессионалом.

Литература:

  1. Вайндорф-Сысоева М. Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для Издательство Юрайт, – 2017.
  2. Ратнер Ф.Л, Юсупова А.Ю., Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей М.: изд. Центр ВЛАДОС, 2016.
  3. Верхотин Д.Г. Дистанционное обучение в системе Moodle как средство обучения школьников // Вестник науки и образования. 2019. №2-2
  4. Сарафанова О. В. Дистанционное обучение как ориентир развития инклюзивного профессионального образования: материалы IV Региональной научно-практической конференции «Опыт лучших педагогических практик по подготовке высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена», 18 мая 2018.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи при обучении биологии в системе среднего профессионального образования

В данной статье рассматриваются вопросы актуализации применения межпредметных связей биологии со специальными дисциплинами....

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...

Инклюзивное обучение английскому языку студентов с поражением слуховой функции в системе среднего профессионального образования

Статья содержит: интерпретацию понятия "инклюзивное образование", нравственные аспекты обучения учащихся с поражением слуховой функции и некоторые стратегии обучения учащихся данной категори...

"Применение дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования"

Данное методическое пособие рассматривает методы организации отдельных дистанционныз занятий, модулей, а также принципы организации дистанционного курса для дополнительного профессионального образован...

Организация интерактивного обучения в системе среднего профессионального образования

В данной презентации представлены виды обучения в СПО, в частности в медицинском колледже. В данной работе продемонстрированы примеры активного и пассивного обучения, но основное внимание уделено мето...

Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования

Статья посвящена дистанционному обучению в системе среднего профессионального образования. Дано определение "дистанционное обучение". Выделены плюсы и минусы данного формата обучения....