Щукина Л.М. Доклад Цифровые образовательные платформы и сервисы для организации учебного процесса в системе среднего профессионального образования
учебно-методический материал

Щукина Людмила Михайловна

Щукина Л.М. Доклад Цифровые образовательные платформы и сервисы для организации учебного процесса в системе среднего профессионального образования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shchukina_l.m._doklad.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Елецкий лицей сферы бытовых услуг»

ДОКЛАД

«Цифровые образовательные платформы и сервисы для  

организации учебного процесса в системе среднего профессионального образования»

Разработчик:

преподаватель дисциплин профессионального цикла

Щукина Л.М..

Елец – 2022

Содержание

1. Особенности и специфика развития цифровых образовательных               платформ………………………..........................................................................3

2. Онлайн сервисы и инструменты, позволяющие реализовать взаимодействие в цифровой среде в системе организации учебного процесса............................................................................................................................7

3. Российские цифровые образовательные платформы...................................9

Заключение.........................................................................................................11

Список литературы............................................................................................12

1. Особенности и специфика развития цифровых образовательных платформ

Развитие информационного общества и расширение возможностей современных технических средств связи, мобильных устройств и повсеместное распространение сети Интернет, становящейся основной базой для интерактивного общения и сетевого взаимодействий, позволяет активно использовать в учебном процессе сетевые сервисы и онлайн-платформы, что значительно понижает временные, пространственные и финансовые барьеры для распространения учебно-образовательной информации. Сетевые формы настолько влились в повседневную жизнь человека, что уже не представляешь существования без них. Смартфоны и другие мобильные устройства с непрерывной возможностью выхода в сеть Интернет сегодня имеются у большего числа обучающихся школ и вузов. Все это приводит к серьезным изменениям в системе образования, направленной на подготовку нового поколения к жизни в информационном обществе, в котором ему нужно уметь оптимально и целесообразно использовать компьютерные устройства, сеть Интернет, информационные и научные технологии. 

25 августа 2021 г.  по итогам заседания Президиума Государственного Совета РФ был выдвинут перечень поручений о внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих применение с 1 января 2023 г. исключительно государственных информационных систем (ресурсов) при реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, сопряженных с обработкой персональных данных обучающихся.

Внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих: применение с 1 января 2023 г. исключительно государственных информационных систем (ресурсов) при реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, сопряженных с обработкой персональных данных обучающихся. Срок – 1 января 2023 г.; с промежуточными докладами – до 30 декабря 2021 г., далее – один раз в полгода. [8, c.15]

Целью проекта является создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы. [12, c.16]

Цифровая образовательная среда – сложное и многогранное понятие. Она включает в себя и технические средства, обеспечивающие цифровизацию образовательного процесса (стационарные и мобильные компьютеры и др.  средства), программное обеспечение (системные и прикладные программы, приложения для мобильных устройств), и педагогические технологии, обеспечивающие полный цикл образовательного процесса. Одним из основных компонентов ЦОС является цифровая образовательная платформа.

Цифровая образовательная платформа — информационное пространство, объединяющее участников процесса обучения, которое дает возможность для удаленного образования, обеспечивает доступ к методическим материалам и информации, а также позволяет осуществлять тестирование для контроля уровня знаний обучающихся. [6, c.15]

Популярность электронных образовательных платформ с возможностями обучения растет, особенно в условиях, современной реальности. Переход на смешанное обучение требует внедрения в процесс современных методов обучения с использованием не только компьютеров, но и другой современной техники.

Использование цифровых образовательных платформ в обучении позволяет расширить возможности урока информатики, при этом также повысить его эффективность. Представленные в цифровом виде учебные материалы дают возможность использовать их на различных стадиях урока, а также решать поставленные задачи урока:

  1. на стадии получения знаний употреблять компьютерные тесты или конструкторы интерактивных задания;
  2. на стадии объяснения нового материала применять электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;
  3. на стадии закрепления и улучшения знаний, умений и навыков применять компьютерные тесты, электронные тренажёры, мультимедийные презентации;
  4. на стадии оценки знаний, использовать компьютерные тесты, интерактивные задания, кроссворды, рефлексивные материалы.

Для образовательной платформы обучения необходима такая структура, как блочная. Она предполагает в себе наличие системы обучающихся курсов для решения самых разных задач. Например, как [6, c.15]:

  1. комплекс для самостоятельной работы с учебными материалами с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора и других устройств;
  2. онлайн-чат или телеконференция для получения консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), предоставляющий возможность дистанционного взаимодействия;
  3. блок для создания сообщества пользователей (аналог социальных сетей), ведущих общую виртуальную деятельность;
  4. сервис для своевременной отправки электронных учебных материалов; методичек, стандартов и спецификаций на электронные учебные материалы и технологии;
  5. возможность для создания учебных курсов, видео-уроков, онлайн-лекций;
  6. блок для тестирования и контроля полученных знаний.

Говоря об образовательных платформах можно выделить их преимущества и недостатки. Можно долго говорить насколько облегчают процесс создания обучающих курсов онлайн платформы, но остановимся на основных плюсах:

  1. обучающийся может получать информацию в удобное время независимо от места нахождения;
  2. использование современных технологий и мультимедийных средств

учебный материал может быть наглядным, интересным и доступным для понимания и освоения;

  1. все необходимые учебные материалы доступны проходящему обучение;

самостоятельная работа развивает самоорганизацию, дисциплину, инициативность;

  1. возможность дистанционного обучения людей с ограниченными возможностями;
  2. возможность формирование курсов с использованием новейших методик обучения;
  3. получение статистики на всех этапах обучения по эффективности методики и обратной связи от обучаемых по качеству преподавания и доступности материала, что дает уникальную возможность модифицировать платформу и улучшать процесс обучения.

Недостатками являются:

  1. недостаток общения и социальных аспектов обучения — обмена информацией и эмоциональная вовлеченности в процесс;
  2. недостаточный уровень контроля с точки зрения дисциплины, но данный аспект важен лишь в процессе обучения детей и подростков.

Таким образом, можно сказать что развитие образовательных платформ дают отличную возможность самостоятельно изучать предмет, что является важной частью образовательного процесса. Доказано, что знания, полученные самостоятельно, являются самыми надежными и крепкими. Это самый эффективный способ изучения предмета. Изучаемый предмет, по любому учебно-методическому комплексу, получает возможность отработать все те же знания и навыки, которые ты приобрел в удобной форме. По сути, платформа делает то же самое, что и учитель, работающий с ребенком индивидуально: не объясняет, а задает ребенку наводящие вопросы и создает условия, при которых тот сможет разобраться и найти ответ сам.

2. Онлайн сервисы и инструменты, позволяющие реализовать взаимодействие в цифровой среде в системе организации учебного процесса

Сегодня в мире существует огромное разнообразие инструментов, которые могут быть использованы в учебной деятельности. Однако внимания заслуживают не все, а только те, которые:

  1. имеют историю использования в системе образования;
  2. распространены в русскоязычном сегменте сети интернет;
  3. вокруг которых уже сложились сетевые сообщества;
  4. имеют сформированные базы знаний, где каждый желающий может использовать сервис для получения дополнительной информации;
  5. имеют низкий порог входа и подходят для педагогов, не имеющих сильных ИТ-компетенций.

Систематизация рекомендуемых сервисов и инструментов осуществлена по нескольким категориям относительно образовательных задач, которые можно решать с их помощью. Однако все они позволяют реализовать эффективное взаимодействие и организацию деятельности преподавателей и студентов в цифровой среде (таблица 1). [10, c.16]

Таблица 1. – Сервисы и инструменты, позволяющие организовать индивидуальную и коллективную работу с использованием инструментов трансляции и видеосвязи.

                     Назначение

Учебные материалы

Google Hangouts-система проведения видеоконференций, предоставляющая возможность записи и публикации материалов вибинара на YouTube

Разнообразные образовательные  YouTube-каналы основанные на использовании Hangouts

Яндекс Телемост- сервис проведения видеоконференций без ограничения

Справочные материалы и служба

поддержки на yandex.ru.

ВКонтакте- онлайн-трансляции видеопотока

 Тематические группы и форумы, а также учебные материалы

Одноклассники- организация онлайн-занятий с помощью прямых трансляций

Сервис для организации дистанционного обучения

Большой интерес для педагогов в образовании учебной деятельности может представлять «Geek Teachers. Большая база онлайн ресурсов» в которой включены разделы [15, c.16]:

  1. Вебинары и трансляции;
  2. Плакаты, рисунки, информатика;
  3. Мессенджеры и чаты для работы;
  4. Создание интерактивных листов и др.

Таким образом, при организации образовательного процесса могут быть востребованы различные цифровые образовательные ресурсы и сервисы как крупные российские цифровые образовательные платформы с широкими функциональными возможностями и полным набором образовательных материалов по основным предметам, так и отдельные решения, и сервисы, которые могут быть использованы учителями или преподавателями для выстраивания эффективного взаимодействия.

3. Российские цифровые образовательные платформы

В настоящее время есть множество российских цифровых образовательных платформ для достижения современного образования, но остановимся на таких как [7, c.15]:

  1. «Аргус-М» - это быстрая и удобная подготовка к успешной сдаче сессии, ЕГЭ, сертификационного экзамена, теста при приеме на работу. Веб-сервис Аргус-М позволяет пройти тесты и узнать свои ошибки, быстро узнать правильные ответы на конкретные вопросы, создать свои собственные тесты.
  2. «Университет в кармане» - это открытая онлайн-платформа и экосистема мобильных приложений для решения любых учебных задач, содержащее базу знаний ответов на вопросы по образовательным программам школы и вуза, тесты для проверки знаний, конструктор эссе. Платформа разработки и продвижения мобильных приложений для образования.
  3. «Универсариум» – открытая система электронного образования. Универсариум, являясь сетевой межуниверситетской площадкой и ориентируясь на самые широкие целевые аудитории.
  4. «iSpring» – платформа для корпоративного обучения. Платформа дистанционного обучения iSpring Learn предоставляет бесплатный пробный период на 14 дней. У платформы iSpring Learn есть мобильное приложение доступное для скачивания на IOS и  Android

Функционал платформы iSpring Learn предоставляет возможность:

- загружать на портал учебные материалы;

- загружать тесты;

- отслеживать прогресс обучения;

- проводить вебинары.

  1. «Молодые профессионалы (ворлдскиллс Россия)» это - для тех, кто обучается в системе среднего профессионального образования, в бесплатном доступе представлены все возможности ресурса Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия) - официального оператора международного движения WorldSkills Internstional, миссия которого - повышение стандартов подготовки кадров.и т.д

Использование данных продуктов позволяет осуществить задуманное, сделать образовательный процесс более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост повышения качества знаний обучающегося и профессиональной компетентности преподавателя.

Таким образом, российские цифровые образовательные платформы, обладают широкими функциональными возможностями и полным набором образовательных материалов по основным предметам, входящим в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы.

Заключение  

Применение цифровых образовательных платформ позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса. Попытка использование цифровых ресурсов в учебном процессе позволяет, поднять интерес к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Цифровая образовательная среда способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию самостоятельной работы, а также оказывает влияние на мотивационную сферу учебного процесса.

Цифровое обучение стало достаточно популярной на сегодняшний день формой обучения в силу своего удобства и гибкости. Оно устраняет основной барьер, удерживающий многих профессионалов и деловых людей от продолжения образования, избавляя от необходимости посещать занятия по установленному расписанию. Обучающиеся могут выбирать удобное для себя время занятий и индивидуальные траектории, и темп в обучении. Цифровое обучение с использованием дистанционных методик необходимо как работающим специалистам, так и разнообразным категориям лиц, у которых отсутствуют возможности проходить очное обучение, к ним относятся служащие в армии, жители удалённых регионов, а также всем, кто ценит своё время и хочет получить качественное и престижное образование.

Таким образом, применение цифровых образовательных платформ для организации ученого процесса является целесообразным и перспективным вектором совершенствования качества обучения. Цифровые платформы могут использоваться на разных этапах- преподавания и обучения, и в различных условиях, от преподавания до технологических и от начального до высшего образования.

Список литературы

  1. Аргус-М- система онлайн обучения - http://www.argusm-edu.ru/about/
  2. Гурова, О.В. Использование цифровых образовательных онлайн-платформ в образовательном процессе: возможности и перспективы/ Гурова О.В/ Южно-Сахалинск.- 2021.-с. 78-81.
  3. Дурноглазов, Е.Е. Методическое пособие «Цифровая образовательная среда электронного обучения». / Курск, 2019. – с.64.
  4. Лебедева, М.Б. Применение цифровых образовательных ресурсов на современном уроке/Лебедева М.Б./ Санкт-Петербург-2019.- с.128.
  5. Леонов, А.Г. Методы интеграции цифровых образовательных средств в цифровую образовательную платформу Мирера/Леонов А.Г./  Федеральный научный центр Научно-исследовательский институт системных исследований РАН МГУ им. М.В.Ломоносова- 2021.-С.59-65.
  6. Образовательная онлайн платформа- https://www.ddplanet.ru/baza-znaniy/p-digital_platform/
  7. Российские        образовательные        онлайн-платформы        -https://infourok.ru/referat-rossiyskie-obrazovatelnie-onlayn-platformi-3749682.html
  8. Саланкова, С.Е. Использование цифровых информационных технологий и цифровых образовательных платформ для повышения эффективности обучения студентов вузов / Саланкова С.Е./ Брянск, 2022.- С.24-29.
  9. Сервисы и инструменты, позволяющие организовать индивидуальную и коллективную работу с использованием инструментов трансляции и ви-деосвязи- https://anedu.ru/doc/met/vz.pdf
  10. Томасова, Д.А Цифровые образовательные платформы в России как ответ на современные образовательные запросы/Петербург- 2022- с. 359.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы организации учебной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования.

          При применении субъектами образовательного процесса различных активных  методов  организации образовательной  деятельности реализуются зад...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Организация интерактивного обучения в системе среднего профессионального образования

В данной презентации представлены виды обучения в СПО, в частности в медицинском колледже. В данной работе продемонстрированы примеры активного и пассивного обучения, но основное внимание уделено мето...

Введение курса краеведения как самостоятельной учебной дисциплины в системе среднего профессионального образования с целью воспитания патриота и гражданина российского общества

В работе рассказыввается о необходимости введения курса краеведения как самостоятельной учебной дисциплины в системе среднего профессионального образования....

Профессиональное самоопределение школьников как одно из условий подготовки специалистов с компетенциями цифровой экономики в разрезе системы среднего профессионального образования

XII ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Региональные направления цифрового развития», круглый стол «Кадры для цифровой экономики»...