НЕОБХОДИМОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ БУДУЩИМ РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРОИЗВОДСТВА В XXI ВЕКЕ
статья на тему

Стольная Инна Леонидовна

В  настоящее время в экологическом образовании наметились качественные изменения: пришло понимание того, что сегодня уже недостаточно иметь лишь определенный объем экологических знаний, необходима этико-экологическая позиция и соответствующая ей деятельность человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stolnaya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 504:502.7

И.Л. Стольная

                                         (г. Енакиево, Украина)

       

    НЕОБХОДИМОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ БУДУЩИМ  РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРОИЗВОДСТВА В XXI ВЕКЕ








Член-корреспондент МАНЭБ,

    заместитель  директора

                      Енакиевского промышленно-экономического

       института ДонДТУ














В  настоящее время в экологическом образовании наметились качественные изменения: пришло понимание того, что сегодня уже недостаточно иметь лишь определенный объем экологических знаний, необходима этико-экологическая позиция и соответствующая ей деятельность человека. При этом все предметы учебного плана должны быть экологически ориентированы и направлены на развитие интеллектуальной и духовной сфер личности. Такая интеграция позволяет не только подготовить студентов к системному, научному восприятию мира и его экологических проблем, но и усилить у них потребности познания и активной природоохранной деятельности.

Стратегической целью образования должно стать экологическое мировоззрение, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика.

Из опыта преподавания курсов «Экология» и «Основы экологии»  в Енакиевском промышленно-экономическом институте Донбасского государственного технического университета  для студентов – бакалавров заочной формы обучения хочется отметить, что  в процессе проведения занятий  следует учитывать адаптацию учебной программы к будущей  специальности студентов.

Кроме лекционного курса, не менее важным в учебном процессе являются семинарские занятия. В условиях сокращения лекционных часов почти на 50 %  внимание к этой форме учебного процесса должно повыситься вдвое. Именно на семинарские занятия предусмотрено выносить на рассмотрение и обсуждение, экологические ситуации и дискуссионные вопросы, диапазон которых достаточно широк, и затрагивает целый ряд других областей знаний. Прежде всего, на семинарских занятиях преподаватель имеет возможность как можно лучше  воплотить идею учета будущей специальности студентов. Безусловно, подготовка к проведению таких занятий требует много времени и предусматривает уделять  большое внимание индивидуальной работе со студентами. Необходимо своевременно разработать тематику докладов на семинарах, подобрать  литературные источники. Экологическая и социальная ситуация постоянно изменяется, возникают новые направления экологических исследований и поэтому тематику вопросов, которые рассматриваются на семинарских занятиях,  необходимо обновлять, расширять, а перечень рекомендованной литературы дополнять новыми литературными источниками.

Основная цель современного учебного процесса заключается не в простом нагромождении знаний, а прежде всего в пробуждении способностей к аналитическому мышлению, творческому поиску, интересу к усвоению знаний нового. С учетом этого, план семинарских занятий базируется на учебной триаде: мотивация, проблема, поиск решения. Под мотивацией необходимо рассматривать подбор такого учебного материала, который имеет характеристики: обязательный, полезный, актуальный, интересный.

Сегодня необходима смена этических парадигм. Человек может хорошо усвоить и даже осознавать, что какие-то вещи плохи, но это совсем не значит, что он будет поступать в соответствии со своим знанием. Поступать гораздо труднее, чем понимать. Поэтому в образовании мотивационно-психологически важнее сделать акцент на любви к миру и людям, красоте природы, правде и добре, самоценности человеческой и иной жизни, а не только на проблемах разрушения окружающей среды. Тогда сформированная морально-этическая норма человека, вступив в согласие с его совестью, вызовет в нем потребность в активном действии.

Учебным планом подготовки бакалавров по заочной форме обучения в Енакиевском промышленно-экономическом институте  на изучение предмета «Экология» отводятся: 6 часов - лекции, 4 часа - практических занятий и 8 часов консультаций. Нами после пятилетнего обучения были выявлены наиболее интересующие студентов вопросы, которые часто встречаются в  их повседневной жизни и на производстве и которые не всегда достаточно освещены в литературе.

Известно, что во время трудовой деятельности на производстве на человека воздействует определенное количество вредных факторов. Это приводит к перенапряжению физических и физиологических функций, падению работоспособности, к росту заболеваемости, травматизму, а иногда приводит к смертельным случаям. Зачастую в процессе труда не представляется возможным обеспечить безопасные условия труда по экономическим, техническим, организационным причинам. Поэтому будущим организаторам производства (менеджерам) необходимо знать условия труда на предприятии, и в какой мере прогнозировать возможность возникновения несчастных случаев на производстве и возникновения профессиональных заболеваний.

Цель занятия по экологии - добиться аналитической оценки взаимодействия между организмом и внешней средой, что в последующем поможет понять и наметить профилактические мероприятия по безопасным условиям труда.

Кроме этого в процессе обучения проводится обсуждение узловых вопросов изучаемой темы, на консультативных занятиях. Уточняется правильность выполнения самостоятельных контрольных работ, а иногда и даются практические советы при возникновении той или иной ситуации на производстве или   быту.

Для облегчения самостоятельной работы студентов составляется графологические структуры, которые находятся в библиотеке. Дается перечень нормативно-технической документации для изучения вне аудитории с последующим контролем на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возрастаМатвиец И.А.воспитатель ГБДОУ №2Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановл...

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возрастаМатвиец И.А.воспитатель ГБДОУ №2Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановл...

Теория Геи и развитие экологического знания

В статье анализируются различные философско-экологические и мировоззренческие аспекты теории Геи, одной из самых интересных гипотез в сфере экологиии, выдвинутых в конце ХХ века...

Статья "Формирование экологических знаний у обучающихся в курсе безопасности жизнедеятельности"

В статье представлено содержание элективного курса по экологичнской безопасности для старших классов...

Олимпиада, посвященная Дню экологических знаний

15 апреля отмечается важный праздник — День экологических знаний.15 апреля 1996 года стало стартом всероссийского движения «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности...

Положение о студенческой научно-практической конференции «Экологические аспекты при производстве и эксплуатации автомобильного транспорта»

Настоящее Положение определяет порядок и регламент проведения студенческой научно-практической конференции «Экологические аспекты при производстве и эксплуатации автомобильного транспорта»...