Статья "Формирование экологических знаний у обучающихся в курсе безопасности жизнедеятельности"
статья

Горицкая Ксения Георгиевна

В статье представлено содержание элективного курса по экологичнской безопасности для старших классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологических знаний у обучающихся в курсе безопасности жизнедеятельности

В настоящее время вопрос экологической обстановки во всем Мире стоит крайне остро. Каждый день в средствах массовой информации мы слышим о новых экологических происшествиях и о их последствиях. Только на территории Ленинградской области за ближайшее время было уничтожено несколько сотен нелегальных мусорных свалок, и это только малая часть существующих. Мировые державы тратят большие как финансовые, так и научные  ресурсы на решение глобальных экологических проблем.

Довольно часто из уст населения и средств массовой информации можно услышать фразу «плохая экология». Один этот факт говорит о недостаточных знаниях общества в области экологической безопасности. Экология – это наука, она не может быть плохой или хорошей.

Будущее нашей планеты зависит не только от нас, но и от наших детей, от того, как они будут беречь и использовать нашу природную среду. Одним из важнейших вопросов является экологическое воспитание, которое заключается в формировании у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.  Понятийный аппарат должен служить фундаментом, который поможет в решении этого вопроса.

Проанализировав программы образовательных организаций, стало понятно, что не во всех учебных планах уделяется отдельное время на изучение учебного предмета «экология». Единственным выходом является интеграция вопросов экологии с другими учебными дисциплинами, например географии, биологии,ОБЖ.

В учебной дисциплине ОБЖ роль экологической безопасности отводится далеко не первое место, в программе учебника Фролова.М.П., Литвинова Е.Н. Экологическая безопаснось\ть представлена только в 9 классе.

Решением проблемы недостатка внимания к вопросам экологической бзопасности в школьном образовании может послужить внеклассная работа. В современной системе образования роль внеклассной работы постоянно возрастает. Это позволяет расширять возможности преподавателей более подробно акцентировать внимание на важейших темах. На мой взгляд, самым действенным методом внеклассной работы станет элективный курс, в котором можно использопать различные методы и формы работы.

Содержание программы Элективного курса

 «Экологическая безопасность»

Введение - 2ч.

Знакомство с содержанием, целями и задачами курса. Методы и источники знаний.Что изучает экология. История науки.

Предмет экологии человека. Человек как биосоциальное существо. Влияние условий жизни на организм человека. Антропосистемы, антропоэкосфера.

Разделы экологии: урбоэкология, техническая экология, экологическая этика, психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, медицинская экология.Экология человека. Социальная экология. Синэкология.

Социально-экономическая экология человека. Антропоэкология. Экология культуры.

Раздел 1 . Основы экологических знаний – 5 ч.

1. Охрана природы и рациональное природопользование. Воздействие человека на природные комплексы.

2. Экологическая обстановка в России.

3. Экологическая безопасность. Экологическое право. Национальная безопасность.

4. Экология города. Город как экосистема. Экологические проблемы города: (виды загрязнений: промышленное, бытовое, шумовое,

пылевое, электромагнитное; проблема бытовых отходов, бродячих животных и др).

5. Практическая работа № 1 "Решение экологических задач"

Раздел 2. Влияние абиотических факторов на организм человека (3 ч.)

Тема 1 Климатическая адаптация (1ч.)

 - Адаптивные возможности к низким температурам. Адаптация организма человека к действию широкого спектра природных условий.  

  - Физиологические реакции и защитные средства цивилизации. Биореакция живого организма на геохимические факторы. Природно-географические факторы, социально-экономические условия жизни.

 - Гипоксическая гипоксия, острая гипоксия, хроническая гипоксия, тканевая гипоксия. Гипоксемия. Профилактика заболеваний системы крови, органов сердечно-сосудистой системы. Физиологические механизмы адаптации к условиям высокогорья, высоким температурам

Тема 2 Воздух и человек (1 ч)

Характеристика атмосферы в границах Чувашской республики. Особенности загрязнения воздушного бассейна в городах. Кислотные дожди и их последствия. Аллергизация населения. Важнейшие пути предупреждения гибели атмосферы.

Тема 3 Роль света и цвета в жизни человека (1 ч)

Световой климат внутри зданий. Санитарно-гигиенические требования к освещённости учебных помещений. Общее и местное освещение в жилых помещениях.

Хроматические и ахроматические цвета. Холодные и тёплые цвета. Происхождение названий цветов .Психологическая характеристика красного, синего, фиолетового, зелёного, жёлтого, коричневого, серого, белого, чёрного цветов. Их воздействие на организм.

Требования к цвету в интерьерах жилых, общественных и производственных зданий. Цвет в трудовой и учебной деятельности. Ионизация воздуха.

Цвет и возраст. Цвет и настроение. Цвет и имя. Цвет и характер. Биоэнергетика в цвете.

Практическая работа. «Изучение естественной освещённости помещения»

Тренинги

1. Тренинг цветового восприятия.

2.Тренинг внутреннего видения.

Раздел 3. Влияние биотических факторов среды на организм человека

(2 ч.)

Тема 1 Мир растений – источник жизни на Земле (1 ч)

Растения как источник пищи для человека, кислорода, фитонцидов. Растения – декор планеты. Уникальные способности растений, полезные для человека. Лекарственные растения. Уникальные лесные массивы. Берендеевский лес. Ботанический сад.

Влияние комнатных растений на микроклимат помещения, здоровье человека.

Эстетическая и гигиеническая роль комнатных растений. Стимулирующее и угнетающее действие комнатных растений на органы и системы органов человека.

Астрология растений. Зодиакальные свойства комнатных растений, их биоэнергетическая роль, воздействие на человека и домашних животных.

Фитонциды. Бактерицидные, фунгицидные, протистоцидные летучие вещества. Ионизация воздуха. Изучение свойств оранжерейных и комнатных растений. Теория фитодизайна.

Практическая работа. «Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере»

Тема 2. Человек и животные. (1 ч.)

Роль животных в физическом и нравственном излечении людей. Примеры «собачьей» преданности. Животные в городе. Энергетические барометры. Энергетика животных.

Актуальность борьбы с вредными бытовыми животными. Приспособление к ядохимикатам. Паразиты домашних животных и человека.

Раздел 4 Влияние антропогенных факторов среды на организм человека (11 ч.)

Тема 1 Экотоксиканты.(1 ч)

Основные источники поступления экотоксикантов.

Влияние токсичных металлов на организм. (свинец, ртуть, алюминий, кадмий.) Биологическая роль марганца, железа, меди, цинка в физиологических процессах.

Индекс Е на продуктах питания. Влияние консервантов и эссенций на здоровье человека.

Тема 2 Транспорт и человек (1 ч)

Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека

Транспорт и его губительное действие на природу: шум, вибрация, загрязнение атмосферы. Экологичность городского транспорта. Гибель людей в дорожно-транспортных происшествиях и анализ их причин. Решение экологических проблем на транспорте.

Тема 3 Воздействие шума на организм (1 ч.)

Источники шума. Характеристики шума. Естественный шумовой фон. Гигиеническая оценка шума. Механизм действия шума. Механизм профессионального снижения слуха. Адаптация к шуму. Степени потери слуха. Изменения нервной и сердечно-сосудистой систем у лиц, работающих в условиях шума.

Санитарно-гигиенические нормы шумов в различных производственных условиях.

Тяжесть и диапазон последствий вредного воздействия шумов и вибрации на мужской и женский организм.

Эффективные пути решения проблемы борьбы с шумом. Противошумы

Тема 4 Музыка и смех в жизни человека (1 ч)

Энергия звука. Лечебное воздействие музыки на внутренние органы человека. Выбор музыкального инструмента.

Смех как эффективное противоядие от неприятных моментов в жизни.

Тема 5 Компьютеры, сотовая связь и здоровье человека (1 ч.)

Источники неионизирующего электромагнитного излучения. Последствия электромагнитного излучения на организм человека.

Тема 6 Ионизирующие и элекромагнитные излучения (1 ч.)

Положительное влияние и неблагоприятные последствия ультрафиолетового оптического излучения. Меланома кожи. Профессиональные заболевания глаз.

Рациональное освещение производственных помещений. Монохроматическое лазерное излучение. Биологическое действие лазерного излучения.

Применение электромагнитных полей радиочастотного диапазона. Биологическое действие электромагнитных излучений.

Профилактика производственного травматизма

Тема 7 Препараты бытовой химии (1 ч.)

Применение синтетически моющих средств, средств личной гигиены, препаратов для борьбы с насекомыми. Правила применения ПБХ.

Способы улучшения экологической обстановки в доме. Возможность замены безвредными средствами и способы снятия вредного влияния неблагоприятного фактора среды.

Тема 8 Проблема бытового мусора (1 ч.)

Причины увеличения количества мусора. Переработка твёрдых бытовых отходов. Захоронение. Сжигание. Сортировка и переработка. Специально оборудованные свалки.

Потенциальная эпидемическая опасность свалок.

Мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы.

Способ компостирования. Вторичное использование отходов.

Особо опасные вещества в отходах (спецотходы). Правила и нормы ликвидации жидких и твёрдых спецотходов.

Проекты:

1.Вторая жизнь ненужных вещей.

2.Синдром нездорового помещения.

3.Экологически чистая квартира.

4. Экология дома.

5. Город без отходов.

Тема 9 Влияние строительных материалов на здоровье человека (1ч)

Прессованные плиты на синтетических смолах, искусственные ковровые покрытия, пластик, оргалит. Присутствие примесей

Тема 10 Влияние интерьера помещений на состояние человека (1ч.)

Размещение мебели и предметов обихода, освещение, цветовая гамма, текстура отделочных материалов.

Практическая работа: «Оценка внутренней отделки помещения».

Тема 11 Токсические вещества (1 ч.)

Производственные яды и их действие. Меры борьбы с профессиональными отравлениями.

Фиброгенная пыль. Причины возникновения «пылевых» заболеваний.

Раздел 5 Основы правильного питания (3 ч.)

Тема 1 Рациональное питание (1 ч)

Калорийность, надлежащий состав и режим питания. Индивидуальный подход к рациональному питанию. Условия и возможности раздельного питания. Оптимальный вес человека. Польза и вред голодания.

Психология еды: влияние овощей на настроение и способности. Диета от депрессий. Диета, основанная на сухофруктах. Полезен или вреден хлеб.

Тема 2 Пищевые добавки (1 ч)

Применение пищевых добавок. Пищевые красители (кармин, куркума, карамель, цветорегулирующие материалы – нитрит и нитрат калия, бромат калия).

Подслащивающие вещества: мёд, солодовый экстракт, лактоза, цикломаты.

Консерванты: сернистый газ, сульфиты, органические кислоты и соли.

пищевые антиокислители.

Тема 3 Микроэлементы и их роль в организме человека (1 ч.)

Участие микроэлементов в биохимических и физиологических процессах. Влияние микроэлементов на обменные процессы. Диагностика заболеваний при изучении микроэлементного состава в организме.

Минеральный состав почвы. Микроэлементный состав биохимических зон на территории России. Заболевания, связанные с биохимическими особенностями среды.

Тесты на обеспеченность магнием, калием, железом, кальцием, витамином А, бета-каротином, витаминами Д, В, С, Е.

Раздел 6 Социальные аспекты экологии человека (2 ч.).

Тема 1. Стресс как экологический фактор(1 ч.)

Причины стресса. Организационные факторы стресса. Личностные факторы. Адаптационные способности к стрессогенному событию или жизненной ситуации.

Стрессовое напряжение, его признаки. Способы борьбы со стрессом. Реакции организма на стресс: пассивность, релаксация, активная защита. Релаксационные упражнения. Концентрация стресса. Ауторегуляция дыхания.

Методы профилактики стресса: релаксация, противострессовая «переделка» дня, оказание первой помощи при остром стрессе, аутоанализ личного стресса. Стрессовый и нестрессовый стили жизни.

Тема 2. Определение частоты воздействия стрессоров (1 ч.)

Оценка степени напряжения адаптационных систем организма и степени уверенности в себе.

Методики управления течением стрессовых реакций.

Внутренний диалог, положительные утверждения, нереальные установки. Модели поведения в стрессовой ситуации.

Раздел 7.Экологические аспекты хронобиологии (2 ч.)

Тема 1 Биологические ритмы.(1 ч.)

Хронэкология, биоритмология. История и достижения биоритмологии.

Классификация биоритмов: физиологические, экологические (сезонные, суточные, приливные, лунные). Ритмические явления природы. Фотопериодизм. Циркадианные (околосуточные) и цирканнуальные (окологодовые) ритмы.

Влияние биоритмов на физическую работоспособность.« Голубь», «жаворонок», «сова». Их совместимость в общежитиях. Учёт и использование биоритмов в повышении производительности труда, лечении и профилактике заболеваний.

Физический, эмоциональный, интеллектуальный ритмы.

Нарушение биоритмов. Факторы, угнетающие биоритм клеток. Физиологическое время

Тема 2 Определение хронобиотипа, фазы физического, эмоционального и интеллектуального циклов (1 ч.)

Раздел 8. Чрезвычайные ситуации – 4 ч.

1. Основные понятия: авария, катастрофа, чрезвычайная ситуация.

Чрезвычайные ситуации. Причины возникновения и классификация.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций. Служба спасения.

2. Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, обвалы,

оползни, сели, бури, ураганы, смерчи, лесные пожары и др.

Действия населения во время стихийных бедствий.

3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера: пожары, взрывы, химические,

радиационные, гидродинамические аварии и др.

Действия населения по предупреждению и ликвидации аварий.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Практическая работа №2 "Решение практических задач "

5. Итоговый урок. Круглый стол "Глобальные экологические проблемы"

Заключение (1ч.) Итоговая конференция «Проблемы экологии человека»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Был проведен  небольшой опрос, в котором принимали участие 25 обучающихся в возрасте 14-15 лет. На Диаграмме 1 вы можете наглядно убедиться, что в подобном не корретном вопросе 18 студентов не заметили никакого подвоха. Дргими словами, изучая вопросы экологии в школьной программе, студенты так и не поняли что же такое «экология».

Диаграмма 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для промежуточного контроля знаний по дисциплине ОП.10 «Безопасность жизнедеятельности»

Каждый из пяти вариантов тестов содержит 30 тестовых заданий (далее – ТЗ)  разной степени сложности. Каждый вариант состоит их четырех частей: часть А содержит 10 заданий с выбором одного верного...

ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

С модернизацией современной системы Российского образования вопрос о создании безопасной образовательной среды становится особенно актуальным.  Среди условий реализации основной образовательной п...

Материалы для проведения олимпиады по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся первого курса очной формы обучения

Олимпиада по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» носит просветительный, воспитательный и обучающий характер, и играет важную роль в формировании как технологической культуры о...

Статья «Возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в подготовке обучающихся к безопасному поведению в местах массового скопления людей»

В статье приведен анализ основных учебников ОбЖ на возможность включения в программу подготовки  обучающихся безопасному поведению в местах массового скопления людей....