Словарь к сценарию "Я - гражданин"
методическая разработка на тему

Александрова Ольга Владимировна

Материалы к сценарию (термины).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenarij.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Я ГРАЖДАНИН РОССИИ»

Гражданско-правовое образование – неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Жизнь в гражданско-правовом обществе формирует правовое сознание (позитивное или негативное), независимо от того, происходит ли это стихийно или целенаправленно в рамках правового образования. Но гражданско - правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не помехой, препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно гражданско - правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.

Цель мероприятия:

1.        Систематизировать знания учащихся по теме « Права и обязанности», «Государство и власть»

2.        Проверить качество усвоения пройденного материала;

3.        Формирование гражданской и правовой компетентности учащихся.

4.        Способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности.

Слайд1. Добрый день, дорогие друзья! «Я гражданин России» - так называется  наш конкурс, который мы проводим в рамках дня правовых знаний.

В правовом турнире участвуют 2 команды 10-х классов. Перед конкурсом им было дано задание придумать название своей команде и выбрать капитана.

Представление команд. Представить членов жюри и ведущих.

Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов.

Слайд2. I конкурс «Уголовное право»

Каждой команде предлагается дать определение понятиям, которые выводятся на слайд, поочередно для каждой команды.  Время на размышление не выделяется. За правильный ответ команда получает 2 балла.

1 команда

2 команда

Оскорбление

Хулиганство

Вандализм

Закон

Суд

Улика

Наказание

Терроризм

Алиби

Мировой судья

Преступление

Кодекс

Презумпция

невиновности

Криминология

Вердикт

Вымогательство

Дознание

Грабеж

Оскорбление- преступление, заключающееся в умышленном унижении чести и достоинства человека, выраженном в неприличной форме. О. может быть нанесено словесно, письменно, действием (пощечина, непристойный жест и т.д.), публично, либо в отсутствии потерпевшего. (ст.130 УК РФ).

Вандализм – бессмысленное, варварское уничтожение материальных и культурных ценностей. В уголовном праве – вид преступления, выражающегося в осквернении общественных сооружений надписями, которые грубо оскорбляют общественную нравственность, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах (ст.214 УК РФ).

Суд – орган государства, осуществляющий правосудие.

Наказание – особая мера государственного принуждения за совершенное преступление, назначаемая только судом от имени государства и применяемая к лицам, совершившим преступление.

Алиби - в уголовном процессе — обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте.

Преступление - Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние.

Презумпция невиновности - положение, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока  его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

Вердикт – решение присяжных заседателей в уголовном процессе о виновности или невиновности подсудимого.

Дознание – предварительное расследование правонарушений, следственные действия.

Хулиганство – преступление, состоящее в грубом нарушении общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой такого насилия, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (ст.213 УК РФ).

Закон – в юридическом смысле - это нормативный акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти либо населением на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Улика – фактические сведения об обстоятельствах, помогающих правильно разрешить уголовное или гражданское дело.

Терроризм – преступление, выражающееся в совершении взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели  людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решения органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (ст.205 УК РФ),

Мировой судья – судья общей юрисдикции субъекта РФ; в пределах свой компетентности рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Кодекс – законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений.

Криминология – наука о преступности, ее причинах, личности преступника, путях и средствах предупреждения и сокращения преступности.

Вымогательство – преступление, заключающееся в требовании передачи чужого имущества или права на имущество или совершении других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего и его близких (ст.163 УК РФ)

Грабеж – открытое похищение имущества, совершенное без насилия или  с насилием, не опасным для жизни и здоровья. Уголовная ответственность за Г. наступает с 14 лет (ст.161 УК РФ).

Жюри  подводит итог 1 конкурса.

 

Слайд 3   II Конкурс "Государственная власть"

Командам раздаются тесты и предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. За правильный ответ команда получает 3 балла.  Время 3 мин.

1.        Президент РФ является:
а)
главой государства

б) главой правительства

в) главой парламента

г) Верховным Главнокомандующим ВС РФ

2.        Исполнительная власть принадлежит:

а) Совету Министров

б) Кабинету Министров

в) Правительству РФ

3.        Из каких двух палат состоит российский
парламент:

а) Совет Союза прокуратуры в РФ

б) Совет Национальностей

в) Совет Федерации

г) Государственная Дума

1.        Парламент России называется:

а) Советом Федерации

б) Федеральным Собранием

в) Государственной Думой

г) Верховным Советом

2.        Суды в России:

а) принимают законы

б) проводят выборы в стране

в) вершат правосудие

г) являются единственным государственным органом, определяющим
виновность или невиновность лица

3.        Как называется высшее должностное лицо Прокуратуры

а) главный прокурор

б) ведущий (прокурор

Г) генеральный прокурор

Слайд4,5   III Конкурс капитанов «Самый остроумный гражданин ».

Для следующего конкурса приглашаются капитаны команд за отдельный стол.  Капитанам команд предлагаются незаконченные фразы, афоризмы, высказывания известных людей. Задача в течение 5 минут - воспроизвести фразу полностью и точно или предложить свой остроумный ответ.   Ответы оцениваются от 1 до 3баллов на усмотрение жюри.

Например:

Капитану 1 команды.

«Чтобы быть свободным, нужно…

«Высший закон-…..

«Право ребенка быть тем,…

        Капитану 2 команды.

«Закон суров, но …

«Обязанность без права есть…

«Свобода есть право делать все, что…

«Чтобы быть свободным, нужно  подчиняться законам» (античная мудрость)

«Закон суров, но это закон» (древнеримское изречение)

«Высший закон- благо народа» (древнеримское изречение)

«Право ребенка быть тем, кто он есть» (Я. Корчак, педагог)

 «Свобода есть право делать все, что дозволено законом» (Монтескье, философ)

Слайд6. Пока капитаны думают над своими остроумными ответами, командам предлагается следующий конкурс. С понятием «гражданин» тесно связано и такое понятие как «обязанность», и поэтому,  IV конкурс «Обязанности гражданина РФ». Командам раздаются печатные тексты. Вам нужно отметить правильные ответы также в течение 5 минут.

•        Соблюдать законы.

•        Платить налоги.

Состоять в рядах какой-нибудь  политической партии.

Быть членом профсоюза.

•        Защищать Отечество.

•        Сохранять природу и окружающую среду.

•        Бережно относиться к памятникам истории культуры.

•        Учиться, получать образование.

Участвовать в управлении делами государства.

•        Заботиться о детях и воспитывать их.

Команды сдают жюри варианты ответов.

Заслушиваются ответы капитанов.

Жюри подводит итог 3 и 4 конкурсов.

Слайд7-14.V конкурс «Города России».

 Белинский Виссарион Григорьевич известный критик и публицист первой половины 19 века говорил – «Любить Родину, значит знать ее.» Вам будет предложено несколько слайдов на которых изображены наиболее характерные достопримечательности разных городов России. Например –Слайд 7 – Мончегорск. Ваша задача как можно быстрее узнать город. 1 балл за верный ответ начисляется той команде, которая первой поднимет руку.

Жюри  подводит итог.

Слайд15.VI Конкурс «Ты мне - я тебе».

Командам заранее было дано задание подготовить 6 вопросов команде соперников по теме «Человек и его права». Команды обмениваются вопросами.  Необходимо ответить да или нет. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы могут быть следующего содержания:

1.        Осуществление всех социально- экономических и культурных прав человека зависит от уровня экономического развития страны.  (Да)

2.        Отпуск в России является самым коротким в сравнении с большинством индустриально раз-витых государств. (Нет)

3.        Продавец не обязан сообщать покупателю достоверную информацию о свойствах вещи. (Нет)

4.        Выгул собак без намордника во дворе дома является нарушением правил содержания животных. (Да)

5.        Соседи могут привлечь к административной ответственности человека, постоянно включающего магнитофон на полную мощность после 22 часов. (Да)

6.        Несовершеннолетнему преступнику суд может заменить уголовное наказание принудительными мерами воспитательного характера. ( Да)

II команда:

1.        Работники оперативных органов при расследовании уголовных дел имеют право нарушить неприкосновенность жилища в случае проведения обыска. (Да)

2.        Пассажира, нарушившего правила на транспорте, можно привлечь к юридической ответственности. (Да)

3.        Если гражданин не пришел на помощь другому человеку, его можно привлечь к уголовной ответственности. (Да)

4.        Лицензия на право приобретения гражданином оружия может быть выдана человеку, не имеющему постоянного места жительства. (Нет)

5.        Если автомобилист двигался по улицам города со скоростью до 100км/ч, то он тем самым совершил уголовное преступление. (Нет)

6.        Сотрудники милиции не могут привлекаться к ответственности за противоправные действия или бездействие. (Нет)

Жюри подводит итог.

Слайд16.VII Конкурс "Правовой статус ребёнка"

Командам предлагаются в электронном варианте выполнить тест «Правовой статус несовершеннолетнего». Необходимо заранее предусмотреть наличие 2 ПК для каждой команды.

Слайд17.  Жюри подводит итог.  Награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовой статус человека и гражданина

Представлены  развернутый план и сценарий урока по учебной дисциплине "Право" (раздел "Конституционное право") . Они интегрируют знания студентов по важной теме "Теории государства и права" .Рабо...

Классный час на тему: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан?»

Цель: знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.Задачи:воспитание чувства гордости за свою страну;развитие интереса к истории России;расширение кругозора....

Реализация концепции духовно-нравственного развития гражданина России в условиях введения ФГОС

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации....

Методическая разработка внеклассного мероприятия, Блиц-игра «Я – гражданин России».

Методическая разработка внеклассного мероприятия посвященного 20летию принятия Конституции РФ. Может быть использованна как на уроке истории, так и во внеклассной работе.Основными элементами урока явл...

Гражданин России

Исследовательский проект в рамках ФГОС...

ПЗ 40+словарь ПЗ 41+словарь

практические второго курса...