Дети войны
классный час на тему

Руднева Елена Валентиновна

Расширение знаний детей о войне 1941 - 1945 гг., воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своего Отечества, воспитание уважения к людям старшего поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дети войны31.69 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Специальная школа – интернат с. Вторые Тербуны Липецкой области»

Внеклассное занятие на тему:

« Дети войны».

                                                                         Подготовила и провела  воспитатель:

                                                                                Руднева Елена Валентиновна

       

        2013г.

Цель:      расширять знания детей о ВОВ 1941-1945г. Воспитывать

 чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества. Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях –героях войны.  

  • Задачи:  Развивать нравственные чувства сопереживания , чувства благодарности. Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к пожилым людям.

  • -- 1.Тема нашего занятия: « Дети войны». Вы родились и выросли на  мирной земле, вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. Вы видели ,как строят новые дома, но не подозреваете, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Вы знаете, как обрываются сны, но трудно поверить, что человеческую  жизнь также просто оборвать, как весёлый утренний сон.
  • В.М.    Вспомним безмятежный детский сон счастливый,
  • Первый солнца луч неторопливый
  • Запах яблок , зреющих в саду,
  • Вспомним самый страшный день в году.
  • --   Год 1941. Время отбивало последние минуты мирной жизни страны. 22июня… четыре часа утра…  (Фонограмма начала войны).
  • -Вот так неожиданно в обычный летний день 22июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено  и потеряно, но как сосчитать количество горя и слёз, которые заставила пролить эта страшная война. Давайте посмотрим, как начинался 1день войны, как немцы наступали на нашу страну. (Видео)
  • -На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети. Они сражались в партизанских отрядах,  работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях. Они  встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком.  Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах, и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
  • Война прошлась по детским судьбам грозно,
  • Всем было трудно , трудно для страны,
  • Но детство изувечено серьёзно:
  • Страдали тяжко дети от войны…
  • - 2.  Их называли ДЕТИ ВОЙНЫ. Что мы знаем о них?  
  • Всюду висели плакаты, призывающие на фронт. Время было тяжёлое. Дети теряли родителей , братьев и сестёр. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – фашистские застенки.
  • Каждый день теряли 9168 детей,
  • Каждый час – 382 ребёнка,
  • Каждую минуту – 6 детей,
  • Каждую секунду – 1 ребёнок.
  • - Бесчисленные злодеяния на нашей земле: фашистами было организованно страшное по своей жестокости уничтожения детей.
  • 54 тяжело больных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.
  • Такая же участь постигла 210 детей из Симферопольского детского дома. Часть детей фашисты отравили газом  а часть закопали живыми.
  • Гитлеровцы оккупировавшие Тверской край, казнили и замучили 10 тысяч человек: 5тысяч увезли на каторгу в Германию. Изверги не щадили даже детей. Как-то к детскому санаторию подъехали военные машины. В них погрузили 214 ребят, вывезли за город и живыми закопали в землю.
  • В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то эсесовцы бросали живых детей в раскалённые печи.
  • -- 3. Очень тяжёлая трагедия произошла 22марта 1943года в деревне Хатыни. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и  окружили её. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий начальник. Но ни в чём не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Всё население Хатыни от мала до велика – стариков, женщин, детей гитлеровцы выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Когда всё население деревни было в сарае, фашисты заперли дверь сарая, обложили её соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятка человек не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде люди пытались бежать, но фашисты их хладнокровно расстреливали из автоматов и пулемётов. В огне заживо сгорели 149жителей деревни, из них 75 детей до 16 летнего возраста. Самому младшему было 7 недель. Деревня была разграблена и сожжена дотла.
  • Единственный взрослый свидетель Хатынской трагедии – 56 летний деревенский кузнец Иосиф Каминский обгоревший и израненный пришёл в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильнейшие ожоги. Он скончался на руках у отца. На основе этого трагического момента из жизни Иосифа Каминского был создан единственный 6 метровая бронзовая скульптура «Непокорённый человек».
  • Давайте посмотрим видео о фашистских злодеяниях на Хатынской земле.
  • Послушайте, какие слова были высечены на мраморе Хатыни:
  • « ЛЮДИ ДОБРЫЕ, ПОМНИТЕ! ЛЮБИЛИ МЫ ЖИЗНЬ И РОДИНУ НАШУ, И ВАС , ДОРОГИЕ. МЫ СГОРЕЛИ ЖИВЫМИ В ОГНЕ. НАША ПРОСЬБА КО ВСЕМ: ПУСТЬ СКОРБЬ И ПЕЧАЛЬ ОБЕРНЁТСЯ В МУЖЕСТВО ВАШЕ И СИЛУ, ЧТОБЫ МОГЛИ ВЫ УТВЕРДИТЬ НАВЕЧНО МИР И ПОКОЙ НА ЗЕМЛЕ, ЧТОБЫ ОТНЫНЕ НИКОГДА  И НИГДЕ В ВИХРЕ ПОЖАРОВ ЖИЗНЬ НЕ УМИРАЛА!»
  • 4.—Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети. Дети войны. Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей к  Родине. Они сражались до конца своих дней, не предав людей, свою Родину. Кто они эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята ВОВ.
  • Вспомним всех поимённо,
  • С горем вспомним своим…
  • Это нужно не мёртвым,
  • Это нужно живым!
  • В те рассветы осенние ветры свистели, как стрелы,
  • В те рассветы горела в обветренных реках вода.
  • В те рассветы мальчишек вели на расстрелы,
  • Те рассветы забыть. НИКОГДА. НИКОГДА!
  • (Зажигаю свечу.  На экране портреты пионеров-героев. Воспитанники рассказывают о подвигах пионеров) .
  • Сколько вас? Попробуй перечислить –
  • Не сочтёшь, а впрочем, всё равно
  • Вы сегодня с нами , в наших мыслях,
  • В каждой песне, мягком шуме листьев,
  • Тихо постучавшихся в окно.
  • 5.—Блокада… Далеко как это слово
  • От наших мирных, светлых дней.
  • Произношу его и вижу снова
  • Голодных умирающих детей.
  • -- 900 дней продолжалась  блокада и унесла из жизни полутора миллионов человек. Началось самое тяжёлое время – зима 1941-1945года. Ленинград занесло снегом, ударили 40 градусные морозы. Закончилось топливо, и внутренние стены квартир покрылись изморозью. Люди устраивали в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны. Замёрзли водопроводы и канализационные трубы, люди остались без воды. Её можно было набрать из реки Невы и Фонтанки.
  • - «Ленинградские дети…» Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого, люди падали на улицах, на заводах, у станков; ложились и не вставали. Лишь 3% жизни унесли бомбёжки и артобстрелы, 97% жителей города погибли от голода. Хлеба давали по 125 грамм в день и он не очень был похож на нынешний. Только наполовину состоял из муки, которой тогда не хватало. В него добавляли тогда жмых , целлюлозу, обойный клей. Но из-за этим кусочком нужно было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром. Других продуктов практически не было. Люди обдирали обои, на обратной стороне  которых  сохранились остатки клейстера, готовили из них суп. Резали на куски и варили кожаные сапоги и туфли.  Ленинградские дети в ту пору разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода, ведь дети не ели по нескольку дней. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавлялась и цинга. Кровоточили дёсны, качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случилось, и прямо в классе.
  • - «Мы здесь живём очень плохо, - пишет 7летний мальчик печатными буквами – голодные как волки зимой. А у меня аппетит такой, что кажется даже 3 буханки хлеба, всё бы съел».
  • -Вот записка Вали Чепко, которую она назвала « Меню после голодовки, если останусь жива». 1-е блюдо – суп картофельный, овсяный… 2-е блюдо – каши: овсяная, пшеничная, перловая, гречневая… котлета с пюре, сосиска с пюре. И тоскливая подпись: об этом я инее мечтаю».
  • Это меню так и осталось несбыточной мечтой. Девочка умерла от голода в 1942году. В ту страшную блокадную зиму в городе каждый день умирали 2-3 тысячи человек.
  • -- Письмо ребёнка:
  • « Привет из Ленинграда. Здравствуй, милая тётя. Вы пишете, что не получаете от нас новостей. Вол они.
  • 16 февраля – умерла мама.
  • 16 ноября – умер папа.
  • 10 января - умерла бабушка.
  • 19 января – умерла тётя Лиза.
  • 21 марта – комната наша разбита и ранен в голову Славик.
  • 23 марта – в госпитале в 9 часов он скончался и я осталась одна».
  • У большинства блокадных детей родители умирали на глазах. Давайте это посмотрим. (Видео – Блокадные дети).
  • 6.—Что может быть страшнее смерти ребёнка? Озверевшие фашисты срывали зло на детях, стариках, женщинах.
  • А сейчас я вам расскажу стихотворение Мусы Джалиля «Варварство»

  • Они с детьми погнали матерей
  • И яму рыть заставили
  • Они стояли, кучка дикарей
  • И хриплыми смеялись голосами.
  • У края бездны выстроили в ряд
  • Бессильных женщин, худеньких ребят.
  • Пришел хмельной майор и медными глазами
  • Окинул обреченных... Мутный дождь
  • Гудел в листве соседних рощ
  • И на полях, одетых мглою,
  • И тучи опустились над землею,
  • Друг друга с бешенством гоня...
  • Нет, этого я не забуду дня,
  • Я не забуду никогда, вовеки!
  • Я видел: плакали, как дети, реки,
  • И в ярости рыдала мать-земля.
  • Своими видел я глазами,
  • Как солнце скорбное, омытое слезами,
  • Сквозь тучу вышло на поля,
  • В последний раз детей поцеловало,
  • В последний раз...
  • Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
  • Он обезумел. Гневно бушевала
  • Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
  • Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
  • Он падал, издавая вздох тяжелый.
  • Детей внезапно охватил испуг,--
  • Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
  • И выстрела раздался резкий звук,
  • Прервав проклятье,
  • Что вырвалось у женщины одной.
  • Ребенок, мальчуган больной,
  • Головку спрятал в складках платья
  • Еще не старой женщины. Она
  • Смотрела, ужаса полна.
  • Как не лишиться ей рассудка!
  • Все понял, понял все малютка.
  • -- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --
  • Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
  • Дитя, что ей всего дороже,
  • Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
  • Прижала к сердцу, против дула прямо...
  • -- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
  • Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --
  • И хочет вырваться из рук ребенок,
  • И страшен плач, и голос тонок,
  • И в сердце он вонзается, как нож.
  • -- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
  • вольно.
  • Закрой глаза, но голову не прячь,
  • Чтобы тебя живым не закопал палач.
  • Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--
  • И он закрыл глаза. И заалела кровь,
  • По шее лентой красной извиваясь.
  • Две жизни наземь падают, сливаясь,
  • Две жизни и одна любовь!
  • Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
  • Заплакала земля в тоске глухой,
  • О, сколько слез, горячих и горючих!
  • Земля моя, скажи мне, что с тобой
  • Ты часто горе видела людское,
  • Ты миллионы лет цвела для нас,
  • Но испытала ль ты хотя бы раз
  • Такой позор и варварство такое?
  • Страна моя, враги тебе грозят,
  • Но выше подними великой правды знамя,
  • Омой его земли кровавыми слезами,
  • И пусть его лучи пронзят,
  • Пусть уничтожат беспощадно
  • Тех варваров, тех дикарей,
  • Что кровь детей глотают жадно,
  • Кровь наших матерей...

  • 7.—Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а больнее утихает, мёртвых не воскре-
  • сить, но пусть в венки , которые ложатся на их могилы вплетается весть о суровом возмез-
  • дии убийцам.
  • (Видео «Лучший ролик о войне»)

  • Дети войны –
  • И веет холодом,
  • Дети войны –
  • И пахнет голодом.
  • Дети войны –
  • И дыбом волосы –
  • На чёлках детских
  • Седые полосы.
    Земля омыта
  • Слезами детскими
  • Детьми советскими и ее советскими
  • Их кровь алеет ,
  • На плацах маками,
  • Трава поникла,
  • Где дети плакали.
  • Дети войны –
  • И боль отчаянна!
  • О, сколько надо им минут молчания.
  • Я не напрасно беспокоюсь,
  • Чтоб не забылась та война:
  • Ведь эта память наша совесть,
  • Она как сила нам нужна.

  • 8.—Давайте вспомним, когда началась ВОВ (воскресенье 22июня 1941года в 4часа утра)
  • Сколько дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда? (900 дней и ночей)
  • Назовите пионеров – героев
  • Назовите дату Победы ВОВ (9мая 1945года)







  • http://www.world-art.ru/img/18.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа в форме устного журнала на тему «Дети войны» (для студентов 1-2 курсов)

Методическая цель - формирование  патриотического сознания и  нравственных  ценностей   через  личностную  оценку  исторических  событий  и...

День науки «Патриотизм и гражданственность:как было, есть и будет», секция - Дети войны. Руководитель: О.Г.Гольская - преподаватель педагогики.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8478707","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"212","style":"width: 71px; height: 50px;","width":"300"}}]]...

Конспект воспитательского часа "Дети Войны"

Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы, познакомить воспитанников с боевыми наградами, которыми награждались юные герои...

Классный час "Дети войны"

Презентация посвящена детям войны. О том как дети помагали взрослым, шли в бой и погибали. Ставится проблема: политика - дети...

Внеклассное мероприятие посвященное детям ВОВ "Дети войны"

       В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "до...