Методический семинар
методическая разработка на тему

Щитова Марина Анатольевна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx710.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактическая игра, как средство формирования у воспитанников  устной монологической речи, в подготовке  к школьному обучению с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

        Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Сухомлинский В. А.

1.Пояснительная записка.

     В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию у детей готовности к школьному обучению. Для этого необходимо  сформировать целый ряд психофизиологических функций у дошкольников: зрительный анализ, мелкую моторику, пространственную и           временную,  ориентацию,  слухоречевую и зрительную память, воображение и восприятие. Проводить образовательную работу в этом направлении необходимо с учетом образовательной программы ДОУ.  В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт определяет требования к результатам освоения Программы, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Речевое развитие:

  •  овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • развитие речевого творчества;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой;
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Требования к результатам освоения образовательной программы ДО:

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли;
  • может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • может выделять звуки в словах;
  • у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Чтобы педагог смог реализовать личностно – ориентированную модель воспитания и бучения дошкольников, необходимо построить свою работу с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей в процессе реализации пяти образовательных областей с учетом ФГОС ДОУ:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие;

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

 В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

     Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

     Взвесив, какое значение оказывают дидактические игры на развитие речи детей, я учитывала, что основной вид деятельности – игра. Поэтому обучать детей развитию устной речи необходимо через  игру. Именно в игре возникает необычное состояние души – вдохновение. Вдохновение возникает и при общении с природой, музыкой, поэзией, сказками, а главное – в игре.

Игра – это способ жизни ребенка, которая дает для развития больше, чем годы учебы. Отсутствие игры не может быть компенсировано ничем.

     Таким образом, овладение устной речи, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников с учетом принципов и целевых ориентиров.

Цель идеи: Развитие устной монологической речи детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Задачи:

  • формирование звуковой культуры, фонематического слуха
  • развитие лексики
  • формирование грамматики речи
  • развитие связной речи дошкольников
  • обучение детей дошкольного возраста общению и речевому этикету

- знакомство с различными жанрами детской литературы

(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)

2.Теоретическое обоснование.

     В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д.Ушинский). Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту».

А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

     На основании вышеизложенного, я считаю, что дидактические игры способствуют:

-  расширению словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

- введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

- введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

-  учит  детей правильно согласовывать слова в предложении.

- совершенствуют  умению : правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, употреблять их в именительном и родительном падежах.

- упражнять, правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных

-употреблять формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, лежать, ехать, бежать.

- учит детей использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 

3.Описание опыта

     Работу по развитию устной монологической  речи  с помощью дидактических игр, веду с января 2015 года. Проведя первичное обследование воспитанников с целью выявления  речевого развития , стало ясно , что дети недостаточно владеют устной монологической речью.В процессе наблюдений за самостоятельной деятельностью детей, я  отметила, что дидактические игры очень заинтересовывают и увлекают детей.  Поэтому  я решила, что именно дидактические игры могут способствовать   развитию устной монологической речи.  Поставила перед собой цель: проведение занятий по развитию речи эмоциональными, действенными, позволяющим  ребенку получать собственный опыт с помощью дидактической игры. (Приложение 1.)

Для решения проблемы и осуществления поставленной цели, были намечены следующие задачи:

  1. Развивать умение обобщать предметы, точно определять качество предметов.
  2. Развивать у детей произвольное внимание и сосредотачиваться на поставленной цели.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  4. Учить детей четко излагать свои мысли, развивать логическое мышление.
  5. Воспитывать у детей уверенность в себе.

Понимая, какое значение имеет дидактическая игра в развитии устной монологической  речи детей и для того, чтобы повысился интерес к игре, я придерживаюсь следующих требований.

  1. Дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития.
  2. Должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей.
  3. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовлетворение.

На занятиях по развитию речи использую  три вида дидактических игр.

  1. Игры с предметами (игрушками, природным материалом).
  2. Настольно-печатные.
  3. Словесные игры.

За основу в своей работе я взяла , Программу» Школа – 2100» (науч.рук.Леонтьев), Кислова Т.С. «По дороге к азбуке»

Был составлен тематический  план работы. (Приложение 2.)

Также пользовалась литературой:

- Выгодский Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991.

-Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1998.

-Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000.

- Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М., 1996.

-Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1998.

-Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

     Кроме того, для достижения цели была создана необходимая предметно-пространственная развивающая среда, выполняющая образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Одним из способов насыщения предметно-пространственной развивающей среды стала картотека дидактических игр. Такие игры были использованы в развивающих центрах для самостоятельной деятельности детей:

-Центр физического развития: ободки-маски: « Два мороза», « У медведя во бору», с целью использования в словесных играх.

-Центр художественно-эстетического развития: энциклопедии, книжки, аудио записи, тематические альбомы, пальчиковые и плоскостные фигурки с целью развития художественно-эстетического вкуса дошкольников;

-Центр познавательно – речевого развития : динамические карты-схемы фигурок, где действия представлены поэтапно и помогают ребенку при самостоятельном складывании моделей с целью развития мелкой моторики и пространственных представлений;

-Центр  социально – коммуникативного развития: книга, сюжетные картинки, книжки-раскраски с целью развития самостоятельности,  умения выполнять работу по образцу; картины:«Птицы  прилетели», «Засели  зверей в свой дом» и др. с целью познавательного развития.

     Итоговое обследование показало, что дети усваивают слова из основного словарного фонда языка, слышат от окружающих грамматически оформленную речь, овладевают звуковым строем языка, правильным звукопроизношением, дети умеют слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы. Овладевают монологической речью

     Опираясь на свой опыт, я сделала вывод, что для достижения положительных результатов в развитии устной монологической речи ребенка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники образовательного процесса. С учетом ФГОС ДОУ – родители  являются непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ. Требования стандарта направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

-создает условия для участия родителей в образовательной деятельности;

-обеспечивает открытость дошкольного образования;

     Одним из условий успешной реализации Программы является поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность.

Несомненно, дидактические игры оказывают положительное влияние на развитие устной монологической речи. Я считаю, что эта работа просто необходима моим воспитанникам и способствует формированию готовности к школьному обучению.

4.Диапозон опыта.

Реализуя свою педагогическую идею, я провела следующие мероприятия для всех участников  образовательного процесса:

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

«Знакомство детей с дидактическими играми»

Семинар-практикум» Роль игры в развитии речи»

Мастер-класс» Скажи так как я»

Игры с детьми -«Посмотри что изменилось?»

Консультация» Дидактическая игра-средство развития словаря детей»

Мастер-класс» Доскажи словечко»

Экскурсия в детскую библиотеку.

Изготовление папки-передвижки «Влияние игр на развитие речи дошкольников»

Доклад на педагогическом совете «Роль дидактической игры в развитии речи детей»

Изготовление наглядного материала для игр.

Семейная выставка «Книга - наш друг»

Реализация программы дополнительного образования: «Дидактические игры в развитии устной монологической речи дошкольников»

5.Новизна опыта.

     

В соответствии с требованиями ФГОС, игра является ведущей деятельностью детей, поэтому я решила разнообразить занятия по развитию речи с помощью дидактических игр, т.к дидактические игры - являются уникальной формой развития грамматического строя речи, работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо. А для детей старшего дошкольного возраста характерно эмоциональное образное восприятие окружающего мира.

  Подходы  при проведении дидактических игр, решение задач и  развитие новых способностей происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях, ребёнок, увлечённый игрой, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действий.

 В дидактических играх  совершенно другая организация детей: они не сидят на стульчиках как обычно, а встают в кружок, в линейку, имеют возможность постоять, подвигаться, попрыгать. Данная особенность игр позволяет снимать «учебную усталость», которая проявляется у большинства дошкольников на обычных занятиях, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счёте, ведёт к более глубокому и прочному пониманию изученного материала. Следовательно, дидактические игры позволяют сменить пассивную позицию ребёнка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности, что даёт им возможность получить и усвоить большее количество информации.

Перспективы работы:  Вовлечение родителей в совместную деятельность  взрослых и детей для развития устной монологической речи с помощью дидактических игр.

 

Приложение 1.

1.»Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически.»

Цель задания: выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания.

Краткое описание: детям предлагается рассказать текст с опорой на иллюстрацию.

Педагог предлагает детям рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения педагог задает следующие вопросы:

-Куда пошли дети?

- Зачем дети пошли в лес?

- Кого они увидели?

- Куда они принесли ежика?

- Что они ему дали?

Оценивание результатов.

4 балла – задание выполнено правильно.

3 балла – задание выполнено в пределах 75%.

2 балла – задание выполнено в пределах 50%

1 балл – задание выполнено в пределах 25%

0 баллов – задание не выполнено.

Максимальная оценка за задание – 4 балла.

2. «.Пересказ текста русской народной сказки «Теремок».

Цель: выявить возможности детей с речевым недоразвитием в воспроизведении (пересказе) достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки («Теремок»)

Оборудование: книга.

Ход занятия: педагог читает сказку, затем просит ребенка ее пересказать.

Краткое описание. Дошкольникам предлагается рассказать сказку теремок.

Оценивание результатов.

4 балла – задание выполнено правильно.

3 балла – задание выполнено в пределах 75%.

2 балла – задание выполнено в пределах 50%

1 балл – задание выполнено в пределах 25%

0 баллов – задание не выполнено.

Максимальная оценка за задание – 4 балла.

3. «Сочинение рассказа на основе личного опыта.»

Цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения детьми фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Ход занятия: педагог предлагал детям рассказать, чем они занимаются, что делают в детском саду в течение дня.

Оценивание результатов.

3 балла – правильно выполненное задание;

2 – задание выполнено не правильно;

1 – коррекция после стимулирующей помощи;

0 – неправильно выполненное упражнение или отказ.

4. «Составление предложений из слов в начальной форме».

Инструкция: «Я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение».

Стимульный материал:

Миша, собака, небольшая, бросить, косточка;

Петя, купить, шар, мама, красный;

Лена, шить, кукла, платье, летнее;

Света, ходить, парк, друзья, городской;

Дима, играть, двор, прятки, весело.

Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка:

3 баллов – правильное выполнение;

2 балла – неправильный порядок слов, пропуск одного члена предложения, использование помощи в виде одного вопроса. Пропуск определений не штрафуется.

1 балла – негрубые аграмматизмы, пропуск нескольких членов предложения, необходимость развернутой помощи в виде нескольких вопросов.

0 баллов – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.

Картинка к первому  заданию.

Таблица 1

Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически

На начало  работы ( первичное обследования)

Имя Фамилия ребенка

высокий

средний

низкий

1

Эльмира Б

+

2

Нелли В

+

3

 Вика Б

+

4

Дарина Д

+

5

 Катя Г

+

6

Максим Д

+

7

Максим Е

+

8

 Ксюша К

+

9

 НастяЗ

+

10

Анелия А

+

11

Никита К

+

12

 Захар К

+

13

Женя К

+

14

 Соня К

+

15

 Илья М

+

16

 Катя М

+

17

 ЛенаП

+

18

 ЕгорП

+

19

ЗлатаП

+

20

Давид С

+

21

Денис С

+

22

Аян С

+

23

Глеб Т

+

24

Артем Т

+

25

ПашаШ

+

26

Ваня.П

+

27

итого

3

4

19

Таблица 2

Итоговая таблица .

высокий

Средний

Низкий

74%

15%

74%


вторичное обследования

Имя Фамилия ребенка

высокий

средний

низкий

1

Эльмира Б

+

+

2

Нелли В

+

3

 Вика Б

+

4

Дарина Д

+

5

 Катя Г

+

6

Максим Д

+

7

Максим Е

+

8

 Ксюша К

+

9

 НастяЗ

+

10

Анелия А

+

11

Никита К

+

12

 Захар К

+

13

Женя К

+

14

 Соня К

+

15

 Илья М

+

16

 Катя М

+

17

 ЛенаП

+

18

 ЕгорП

+

19

ЗлатаП

+

20

Давид С

+

21

Денис С

+

22

Аян С

+

23

Глеб Т

+

24

Артем Т

+

25

ПашаШ

+

26

Ваня.П

+

27

итого

15

7

5

Таблица 2

Итоговая таблица .

высокий

Средний

Низкий

54%

24%

12 %


Приложение 2.

Тематический план.

Сентябрь

  1. Д/и «Что выросло на грядке?».
  2. С/и «Какое время года».
  3. Д/и «Чудесный мешочек».
  4. Н/и «Найди по описанию».

Октябрь

  1. Надо ли учиться говорить.

Д/и «Поиграем вместе».

  1. Звуковая культура речи: звук «с».

с/и «Свисток».

  1. Учимся слушать и говорить.

Н/и «Магазин игрушек».

  1. Учимся выразительно читать стихотворение М.Ю.Лермонтова

«Спи, младенец мой прекрасный».

Д/и «Убаюкай куклу».

Ноябрь

  1. Учимся рассуждать и беседовать.

Д/и «Угадай по описанию».

  1. Звуковая культура речи: звук «з».

С/и «Звенит – жужжит».

  1. Литературный калейдоскоп.

Д/и «Угадай по описанию».

  1. Рассматриваем и выбираем сувениры.

Н/и «Не ошибись».

Декабрь

  1. Путешествие в Африку.

Д/и «Угадай по описанию».

  1. Рассматривание сюжетной картины «Вот она, какая Африка».
  2. Д/и «Какая, какой, какое?».
  3. Звуковая культура речи: звук «ц».

Заучивание народной песенки «Заря – Заряница».

Январь

  1. Путешествие в сказочный лес.

Д/и «Я – старик – лесовик».

  1. Рассматривание сюжетной картинки «Лес и его обитатели».
  2. Звуковая культура речи: звук «ш».
  3. Диалог с Домовенком «Новая загадка».
  4. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать».

Д/и «Доскажи словечко».

Февраль

  1. Путешествие в луговое царство – государство.

Повторение стихотворения Л. Модзалевского «Мотылек».

С/и «Закончи предложение».

  1. Звуковая культура речи: звук «ж».

Д/и «Загадай, мы отгадаем».

  1. Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок».

Н/и «Будь внимательным».

Март

  1. Путешествие на Крайний Север.

Игра – драматизация.

  1. Рассматривание сюжетной картинки.

Север и тундра».

Д/и «Найдите что опишу».

  1. Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить».

Д/и «Угадай что в мешочке».

  1. Литературный калейдоскоп.

С/и «Придумай другое слово», «Игра в загадки».

Апрель

  1. Звуковая культура речи: звук «щ».

Н/и «Что сажают в огороде».

  1. Путешествие в подводное царство – государство.

с/и «Отгадай-ка».

  1. Звуковая культура речи: звук «л» (ль).

Д/и «Когда это бывает».

  1. Литературный калейдоскоп.

Д/и «Дерево, кустарник, цветок».

Май

  1. Звуковая культура речи: звук «р».

Заучивание стихотворения Г. Кружкова «Ррры».

  1. Н/и «третий лишний».
  2. Литературный калейдоскоп.

Д/и «Путешествие», «Доброе слово».

  1. Заучивание стихотворения «Одуванчик».

С/и «Помнишь ли ты эти стихи?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном научно - методическом семинаре "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС" по теме "Использование возможностей социальных сетей в воспитательной работе"

Елхимова О.А.Использование возможностей социальных сетей в воспитательных целях Позиция классного руководителя в студенческой группе специфична, с одной стороны он проводит много времени с учащим...

Методический семинар

Организация самостоятельной работы студентов на уроках физики...

Методический семинар

Концептуальное изложение моего педагогического опыта на тему:"Адаптация выпускников к профессиональной деятельности через практико-ориентированное обучение"....

Пояснительная записка к методическому семинару

Концептуальное изложение моего педагогического опыта....

Приказ о подготовке к инструктивно - методическому семинару по теме "Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога и формирования индивидуальной образовательной траектории студента колледжа"

Инструктиво - методический семинар по теме "Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога и формирования индивидуальной образовательной траектории студента колледжа"...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР на тему: "Применение элементов игрового моделирования в образовательном процессе"

Активные методы обучения позволяют реализовать в учебном процессе современные теории и идеи педагогической науки. Через использование в процессе обучения инновационных методов происходит реальное рефо...