Методический семинар "Создание условий для формирования положительных эмоций у обучающихся по отношению к учебной деятельности"
статья по теме

Квасникова Елена Ивановна

Семинар для учителей начальной школы из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЁННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 9»

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«Создание условий
для формирования  положительных эмоций
у  учащихся  по  отношению
к   учебной   деятельности »

Подготовила: учитель начальных классов                            Квасникова Елена Ивановна                                  

г. Благодарный, 2016

В последние годы учителя и родители обеспокоены тем, что школьники не проявляют ни интереса, ни ответственности к учению. Одна из причин этого явления заключается в том, что школа в обучении и воспитании недостаточно опирается на потребности и интересы самих детей. (СЛАЙДЫ 1, 2)

Теоретическая значимость  семинара.

Сущность выбранной темы семинара  заключается в обеспечении рационального усвоения  учащимися  учебного материала с помощью методов и  приёмов, создающих условия  для формирования положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

При подготовке к семинару были использованы  идеи:  

  • Л.И.Гороховой об использовании в образовательном процессе  ЦОР;
  • А.К. Аксёновой, Э.В. Якубовской, В.Варгиной, О.Б. Иншаковой, Е.Е.Васильевой о применении мнемотехники, как эффективной технологии обучения;
  • С.Т.Шацкого, Н.Г.Черниловой, которые рассматривают проектное обучение как развивающее;
  • учёных Алексеева Н. А., Кукановой Е. В., Якиманской И. С., Шадрикова В. Д.,  исследующих  и разрабатывающих концепции технологии дифференцированного подхода в обучении.  

Новизна состоит в разработке принципиально нового дидактического материала, позволяющего быстрее  усваивать учебный материал, в создании психолого – педагогических условий, для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, познавательного интереса, что в целом уменьшает трудности обучения, способствует включению учащихся в творческую, нестандартную деятельность. Для оценки достижений учащихся используется мониторинг.

Результативность. Система работы позволяет отслеживать развитие учебных навыков учащихся, формирование положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, проводить своевременную корректировку педагогической деятельности, планировать индивидуальный подход в обучении.

Трудоёмкость заключается в выполнении большого объёма работы  при подготовке отдельного этапа урока, необходимости реализовывать творческие  способности педагога; умение работать с компьютерными программами «Paint», «Microsoft Word», «Microsoft Power Point», в систематической диагностике и обработке её результатов.

Доступность. Я предлагаю использовать разработанные мною методические рекомендации  педагогами независимо от стажа работы, типа школы и УМК, по которому учитель ведёт обучение в своём классе.

Ребенок приходит в школу, преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу?

Используя драгоценный опыт великих педагогов К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко, творчески подхожу к выстраиванию своей системы обучения и воспитания детей.

При поступлении детей в 1 класс, в сентябре 2014 года,  проводилась совместная работа педагога-психолога и учителя, итоги которой можно отследить на СЛАЙДЕ 3. Её результаты позволяют выявить уровень подготовленности детей к школе и использовать эти данные при реализации индивидуального подхода в обучении,  формировать у учащихся положительные эмоции по отношению к учебной деятельности. Поэтому девиз  работы у меня «Не спорить, что лучше, а использовать в практике самое лучшее». Для этого мною выработана собственная модель обучения .

Технология  реализации  

Для реализации  системного подхода  я предлагаю  пять методических направлений, которые действительно формируют у учащихся положительные эмоции в обучении, назовем  их  «Великолепная пятёрка». (СЛАЙД 4)

   Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование ИКТ в учебном процессе. Сегодня  готовиться к уроку и проводить его ещё интереснее. Столько появилось возможностей у учителя заинтересовать детей, увлечь их с помощью различных презентаций. Современный урок проходит живо, активно и очень интересно. И уже практически невозможно представить урок без применения информационно-коммуникативных технологий.  

Рассмотрим первый элемент «Великолепной пятерки».  В моей практике установлено эффективное применение ИКТ и ЦОР, которое вызывает положительные эмоции к уроку, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.  (СЛАЙД 5) Грамотное применение современных информационных технологий на уроках позволяет сделать их интересными и красочными, живыми и динамичными. Дидактические материалы, созданные при помощи компьютера, обладают привлекательностью и гибкостью; выступают в роли превосходной  наглядности на разных этапах урока:

  • Использование слайд-задания на исправление ошибок (СЛАЙД 6)
  • Использование видеоролика (слайд-шоу) (СЛАЙД 7)
  • Использование слайда, на котором подготовлены объекты: надписи, чертежи, схемы (СЛАЙДЫ 8, 9)
  • Использование слайда с заданиями репродуктивного характера (с организацией следующей проверки на этом же или следующем слайде) (СЛАЙД 10)

               Следующим  способом  поддержания мотивации  на высоком уровне и формирования положительных эмоций к учению я предлагаю  метод  проектов. (СЛАЙД 11) Он стимулирует самостоятельность обучающихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, способствует сопереживанию и причастности к нему. 

Проект способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: исследовательских, коммуникативных, познавательных навыков, повышает и индивидуализирует обучение, готовит школьников к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.  

Проводя работу по созданию проектов, у детей повысился интерес к урокам, они  стали более активными, коммуникативными, дружными. Повысилась степень самостоятельности, инициативности.

В моём классе за 2 года обучения ребята выполнили уже два проекта «Мой город», «Осень в природе»; работа над третьим проектом «Моя семья» продолжается сейчас и будет закончена в апреле 2016 года. (СЛАЙД 12) Уже на первых этапах ученики видят и сравнивают свою работу с работой одноклассников, и, конечно же, стремятся к тому, чтобы их работа была не хуже других. Никто никого не заставляет делать что-то особенное, а сами учащиеся работают над проектом так, чтобы работа удивила всех и получила высшую оценку педагога и одноклассников.

Что дает метод проектов для ученика? Проект – это средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация.

Дидактическая игра – это следующий метод, направленный на формирование положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.    Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит. Игра выступает как мотив радости в учении.  В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности. Она  стимулирует воображение и фантазию детей, а воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно даёт импульс творческому процессу, именно через воображение лежит путь к нахождению интуитивных решений.

Три типа дидактических игр (СЛАЙД  13), используемых педагогами в процессе обучения в начальной школе, имеют следующие  целевые ориентации:

  • Дидактическая – расширение кругозора, познавательная деятельность, развитие общеучебных знаний, умений, навыков.
  • Воспитывающая – воспитание самостоятельности, воли, формирование мировоззренческих установок.
  • Развивающая – развитие познавательных процессов и мотивация деятельности.
  • Социализирующая – приобщение к нормам, ценностям общества, обучение общению, саморегуляции.

          Дидактическая игра – это игра только для детей. Для учителя – это эффективный способ обучения, воспитания и развития. Она создаёт «зону ближайшего развития» для каждого ученика, совершенствует его познавательные процессы  (внимание, память, мышление, воображение и т. д.), формирует произвольность в поведении, адаптирует интеллектуально- пассивных детей в учебной деятельности, даёт ощущение свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям. Не стоит забывать и релаксирующее значение игры -  возможность ученику передохнуть, снять чувство давящей напряжённости.

  Мнемотехника  – следующий метод «Великолепной пятёрки». (СЛАЙД 14) Это технология по развитию памяти (от греческого «мнема» - память), которая представляет собой совокупность искусственных приёмов (схемы, условные знаки, рисунки и т.п.), используемых как вспомогательные средства для запоминания множества данных.  Цель  мнемотехнической  технологии - подбор системы методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации у школьников.

Мнемотехнология  на  любом  уроке   имеет  много  преимуществ  по  сравнению  с  другими:

  1. Осуществляется  обучение,  о котором писал  Я.А.Коменский: «Метод  обучения  должен  уменьшать  трудности  обучения,   чтобы  оно  не  возбуждало  в  учениках  неудовольствия  и  не  отвращало  от  дальнейших  занятий».  Тем  самым  решается  проблема,  так  остро  стоящая  перед  образованием  в  наше  время,- проблема  отчуждения  ребёнка  от  учебного  процесса.
  2. Мнемотехнология  учит  детей  нестандартно  мыслить,  изобретать,  высказывать  своё  мнение,  эмоционально  воспринимать  учебный  материал.
  3. У  учащихся  активизируется  познавательная  деятельность,  что  ведёт  к  усилению  положительной  мотивации  учения  и  развитию  познавательных  процессов.
  4. Приём  снижает  нагрузку  на  природную  память  учащегося,  возможности  которой  небезграничны.

На моих уроках мнемотехника применяется: при знакомстве с буквой и цифрой, когда конфигурация их написания соотносится с предметом, подходящим по смыслу; при обучении устному  пересказу и заучиванию наизусть; при обучении написанию изложения; при знакомстве с таблицей умножения; при изучении слов с непроверяемыми написаниями, когда «трудная буква» ассоциируется с определённым образом-рисунком; при запоминании орфографических правил; при формировании природоведческих понятий, когда составляются опорные схемы с помощью знаков, символов

          И завершает «Великолепную пятерку» индивидуальная форма организации учебной деятельности учащихся как сильных, так и слабых, которая предполагает  дифференцированные задания. (СЛАЙД 15) И тогда каждый ребенок чувствует свою значимость. Реализуя принцип индивидуального подхода к обучению, использую различные формы организации учебной деятельности на уроке и вне урока: коллективные;  групповые; индивидуальные (в том числе и домашние задания); работу в парах.

Результативность  работы

      Используя предложенные методы, каждый учитель достигнет поставленной цели  - формирование положительных эмоций обучающихся по отношению к учебной деятельности.  Результативностью своей работы считаю стабильную положительную динамику выполненных проверочных и тестовых работ  по предметам, которые можно отследить в таблице (СЛАЙД  16)

Если сравнивать познавательную деятельность учащихся моего класса на уроке с применением ЦОР и без них, то можно высказывать смелое «ЗА» в пользу  современных  цифровых образовательных ресурсов.  (СЛАЙД 17 )

Работа над проектом формирует у учащихся личностные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия, одно из немаловажных – это умение самостоятельно осуществлять поиск учебной информации из различных источников и презентовать результаты своего труда. В ходе работ над проектами, у учащихся значительно выросла степень самостоятельности и как следствие сформировались определённые коммуникативные УУД, что привело к положительному отношению к учебной деятельности. (СЛАЙД 18 )

Применение мнемотехнологии на уроках, несомненно, помогает лучше запоминать учащимся учебный материал, а значит, помогает сформировать важные познавательные учебные универсальные действия. (СЛАЙД  19) Очевидно,  процент  качества пока не достиг максимума, но работа эта только начата, будет продолжаться и, я уверена, даст свои положительные результаты.

Как следствие повышения у детей уровня общего отношения к учению, является участие и результативность их участия в предметных  олимпиадах разного уровня. (СЛАЙД  20).

Мною разработаны методические рекомендации по созданию  условий  для формирования  положительных эмоций у  учащихся  по  отношению  к   учебной   деятельности (приложение №1).

Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения. Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов. Если ученик сумеет справиться с работой, предлагаемой на уроке,  можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Наша жизнь продолжает стремительно изменяться, а значит, будут изменения и в образовании. Как учитель, я должна реагировать на все изменения. На данном этапе своей педагогической деятельности я вывела для себя важное правило современного педагога: «Я, учитель, а это значит нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, нужно идти вперед в ногу со временем, уважая старые традиции, не боясь нововведений».

         

Библиография


1. Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе: [о проекте «Информатизация системы образования» и о создании Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов] Народное образование. — 2008. — № 1.

2. Бардин К. В. Чтобы ребёнок успешно учился. -М. : Педагогика, 2008.

3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2010.

4. Варгина Т.П. Пусть ученик полюбит слово.- М.: Начальная школа, 2000.

5. Васильева Е.Е. Весёлая таблица умножения.- М.:Астрель, 2006.

6. Виноградова Н.Ф. Дидактическая игра как метод обучения. Методические рекомендации. М. Вентана – Граф. 2002

7. Волчкова В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2011.

8. Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. - М.:Владос,2009

9. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Ростов-на-Дону, 2004.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт ФГОС.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация на учебном занятии условий для формирования профессиональных и общих компетенций у обучающихся среднего профессионального образования.

Создание педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования....

Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

Выступление на заседании МО учителей начальных классов:"Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности."...

Формирование положительной мотивации к избранной профессии на занятиях учебной практики.

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне принят...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Роль внеклассной работы по предмету «Информатика и ИКТ» в мотивации учебной деятельности обучающихся.

Заинтересованность  учителя и  учеников  в результатах работы -  гарантия  успеха, развития  творческих  способностей  обучающихся.  Именно внеклассная раб...

Создание условий для формирования позитивного отношения обучающихся к предмету.

Данная статья посвящена союзу взрослых  и детей.Семья – это самое важное, что есть у ребенка.В семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваив...

Создание условий для формирования у обучающихся с умеренной умственной отсталостью положительных эмоций по отношению к учебной деятельности

Учебная мотивация детей с умеренной умственной отсталостью характеризуется качественным своеобразием. Ученые описывают мотивационную сферу таких детей как незрелую, их побуждения к учебной деятельност...