Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
консультация на тему

Выступление на заседании МО учителей начальных классов:"Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы учителя начальных классов
Корчемкиной А,Н,


Я сижу за столом, хоть уж стало темно,
Лишь снежинки тихонько стучатся в окно, 
Спит семья мирным сном уж давно за стеной,
Ровной стопкой тетрадки лежат предо мной.
В них ошибки любимых моих сорванцов -
Непосед, шалунов, хитрецов, мудрецов.
Этот слишком уверен, а этот раним,
Этот любит, чтоб я говорила, лишь с ним.
Все они непохожи, но в каждом свой мир,
Этот будущий летчик, а этот Шекспир,
Ну, а этот ну, право, зачем мне гадать,
Важно, чтоб человеком хорошим мог стать.
Я учу их не только писать и читать,
Я хочу, чтоб могли они в жизни мечтать,
И добро чтоб дарили с открытой душой,
И чтоб Родиной нашей гордились большой.
Я учитель, и, видно, дано мне судьбой 
Малышей в мир открытий вести за собой,
Понимать, что в руках твоих зреет, растет
Жизни будущей нашей прекрасный народ.
И пусть трудно порой, и карман вечно пуст,

Но зато каждый день столько радостных чувств!
Я читаю в глазах своих милых детей 
Удивленье, восторг, сотню разных идей!
Завтра снова привычной тропинкой с утра
В класс придет дорогая моя детвора,
Снова буду я самой счастливой на свете,
Улыбнувшись, скажу я им: «Здравствуйте, дети!»

Стихотворение Сурковой С.В.

 

 

        Уважаемые коллеги,   детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком он станет. Детство начинается  с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, мама, а школа – учитель. В стенах школы  сменяется одно поколение другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди. Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель.


        В последние годы учителя и родители обеспокоены тем, что школьники не проявляют ни интереса, ни ответственности к учению. Одна из причин этого явления заключается в том, что школа в обучении и воспитании недостаточно опирается на потребности и интересы самих детей. Интерес - это важнейший побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса. Ребенок приходит в школу, преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу?

        На эти вопросы искали ответы не только наши современники, но и лучшие  педагоги прошлых лет. Эти вопросы не однажды возникли в моей жизни, я и сегодня ищу на них ответ….

        В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили   – гордость  педагогической  науки, люди, посвятившие свою жизнь  непростому делу воспитания и обучения детей. Их труд заслуживает искреннего признания и благодарности. Может быть, иностранные педагоги и хороши, но Россия имеет свою культуру, свои ценности, свой богатый педагогический опыт. Я считаю, что на их опыте строится успех современного обучения.

           О том, как лучше организовать обучение детей, рассуждал                     К.Д. Ушинский. Он пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению.  Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание учиться.

           В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение - стать школой радости, радости познания, радости творчества, радости общения.

Великий педагог утверждал, что если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.

         А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям педагогики и способствовали формированию творческой, целеустремленной личности.

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Мои рисунки\46632_html_m3517d486.jpgC:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Мои рисунки\4ff92cd9b8f0.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Мои рисунки\4746700_1243787396_img190.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Мои рисунки\d0bfd0bed180d182d180d0b5d182-2.jpg

Используя драгоценный опыт великих педагогов, творчески подхожу к выстраиванию своей системы обучения и воспитания детей.

       Я считаю, что современный учитель должен брать истины из опыта этих великих педагогов.  Думаю, что каждый, если хочет быть учителем, он, прежде всего, должен чувствовать и понимать детей,  и тогда дети полюбят своего учителя и школу. А для этого необходимо создать все возможные условия  для формирования у обучающихся  положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

             Систе́ма — это целое, составленное из частей; соединение — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом.

            Системный подход в педагогике является одним из способов построения педагогической деятельности как целостного процесса, обеспечивающего эффективное взаимодействие всех его составляющих.

          Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочности и чувства патриотизма, воспитание  личности, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Теперь в начальной школе ребенка должны научить навыкам решения творческих задач, навыкам поиска, анализа и интерпретации информации. Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.

            Интерес - важнейший побудитель любой деятельности. Положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому я с первых дней пребывания в школе стараюсь заинтересовать ребёнка.  Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения: 

1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней,  являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка

2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива. 

3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач. 

4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом.

5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний.

              Поэтому стараюсь начинать учебный день всегда с приветствия. Говорю ребятам, что очень рада их снова видеть. Мне доставляют радость детская улыбка, детский успех! Победа ребенка становится моей победой, его радость - моей радостью. 

        При создании ситуации успеха учитываю следующее:

– Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.
– Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.
– Нельзя требовать от ученика невозможного.
– Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.

– Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.

    Я всегда стремлюсь знать, чем живут и интересуются мои ученики. Я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому, ведь всякий ребенок от природы талантлив, и задача учителя – помочь таланту раскрыться. Дети эмоциональны и чувствительны и, чтобы школа была им в радость, нужно дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их интересами и мечтами. Только тогда ребенок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды. Я  отношусь ко всем одинаково, каждому стараюсь отдать частичку своей души, любовь и внимание.

         Каждый день я открываю  школьную дверь и прихожу в класс для того, чтобы научить детей добиваться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь. Порой бывает очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но каждый раз, анализируя ситуацию, ищу пути ее решения и продолжаю двигаться  вперед с новыми силами.  Я учу детей доброте, заботе о тех, кто рядом, уважению к другим людям. Я стараюсь формировать у учеников такие черты характера, которые помогут им стать личностью и достойными гражданами своей страны. Стараюсь воспитывать  любовь и уважение к родному краю, родной улице, чувства радости за достижения своей страны.

        Ребенок - самая главная ценность в моей деятельности.

На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. За время моей работы в школе я поняла одно – детей нельзя обманывать ни в коем случае, нельзя притворяться. Нужно с ними быть тоже искренними и открытыми. И тогда завоюешь их сердца. Они распознают фальшь, остро реагируют на невнимание, поэтому учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками,  педагог должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать каждый свой урок интересным, результативным,  а главное запоминающимся. Я  одинаково люблю каждого: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, хорошенького и не очень. На том простом основании, что они, ученики, – дети.

       Мои ученики  не боятся высказывать своё мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь ошибка – путь к творчеству. Каждый мой ученик знает, что если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на моё отношение к нему как к человеку. Его оценка сегодня – это показатель того, насколько он продвинулся в познании мира,

развитии самого себя. Оценка  всегда  может быть исправлена .

Я не боюсь говорить  школьнику, что у него сегодня на уроке всё получается, и часто произношу  «молодец»,  « умница» даже тогда, когда успехи ученика более чем  скромны. Ведь это воспитывает   уверенность в  своих силах, вызывает желание  сделать следующий шаг  более твёрдым,  испытывать чувство похвалы за свой труд, ведь это пробуждает  интерес к знаниям.  Мои одобряющие  слова  вселяют  в него веру  в свои силы, помогают  ему твёрдым  и крепкими шагами идти по тропинке новых знаний.

          Бывает так, что я  делаю ребёнку замечание, могу быть строгой и требовательной, но если  он  чувствует, что я интересуюсь  его делами, хочу понять его, искренне помочь, остаться хранителем его тайн, которые он мне доверил, то он  примет мои замечания, поверит  и сохранит уважение  и признательность.

            Методы поощрения и порицания давно использую в учебно-воспитательной практике. К ним прибегаю в тех случаях, когда надо усилить положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные.

            Однако, эффективность поощрений и порицаний детей может быть достигнута при определённых условиях: необходимо быть твёрдым и последовательным в своих требованиях, главное их предъявлять разумно и считаться с интересами школьников. Главное, – не наказать, а заставить действовать. Достаточно, иногда, проходя вдоль ряда пар, назвать ученика по имени или коснутся его плеча, тем более что при вашем приближении они затихают и перестают отвлекаться. Поощрение является способом выражения положительной оценки поведения ребенка, выполняя стимулирующую функцию в воспитании. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств, таких как: чувства собственного достоинства, доброжелательности, дисциплинированности, чуткости, ответственности и многих других.

Формы поощрения могут быть самыми разнообразными: приветливая улыбка, одобрительный взгляд, похвала, благодарность. Главное, чтобы поощрение было адекватным поступку ребенка, его возрасту, интересам, склонностям, учитель делал его искренно, не ожидая ответной благодарности и обязательного безупречного поведения ребенка в будущем.

     

     Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его  успехов.  С этой целью с 1 класса каждым ребенком заводится  индивидуальное портфолио, которое  позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам.

               Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование ИКТ в учебном процессе. Сегодня к уроку готовиться и проводить урок ещё интереснее. Столько появилось возможностей у учителя заинтересовать детей, увлечь их с помощью различных презентаций, учебных проектов и т.д. Современный урок проходит живо, активно и очень интересно. Современный урок невозможно представить без применения информационно-коммуникативных технологий. Использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

-повышению мотивации к учению;

-повышению эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности;

-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости учащихся;

-развитию наглядно—образного, информационного мышления;

совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

-повышению активности и инициативности обучающихся на уроке.

         При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делает урок интересным. Презентации применяю на различных этапах урока: при изучении и закреплении учебного материала, для проверки правильности выполнения домашнего задания.  Использование презентации на уроках позволяет сформировать учебно—познавательную и коммуникативную образовательные компетенции,

что соответствует требованиям ФГОС. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становится привычными для обучающихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы.  Это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов. Благодаря хорошему техническому оснащению кабинета, мы можем не просто дополнительно узнавать что-то новое, но и успешно использовать при изучении  материала.

                Творчество помогает мне наполнить мир учеников положительным и прекрасным. Творчество безгранично, оно присутствует везде. В творчестве может раскрыться каждый ребенок, потому что оно разнообразно. Оно создает благоприятную эмоциональную атмосферу. В творчестве легче создать ситуацию успеха. Творчество создает право на выбор. В творческом процессе легче и интереснее учиться. Творчество нацеливает ученика на самопознание, самовыражение, саморазвитие, формирует желание двигаться вперед.

              Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний,  это самостоятельная творческая работа обучающихся, выполняемая под руководством учителя.

           

 Я  применяю метод проектного обучения, так как он стимулирует самостоятельность обучающихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, способствует сопереживанию и причастности к нему.

             Одним из эффективных средств развития интереса первоклассников  к учебному предмету является игра.  Поддерживаю  интерес ребёнка к учёбе через  учебно-познавательные игры. Игра выступает как мотив радости в учении.  В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности. Она  стимулирует воображение и фантазию детей, а воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно даёт импульс творческому процессу, именно через воображение лежит путь к нахождению интуитивных решений.

            Большое внимание в своей работе уделяю индивидуальной форме организации учебной деятельности учащихся как сильных, так и слабых, предлагая дифференцированные задания. И тогда каждый ребенок чувствует свою значимость. Реализуя принцип индивидуального подхода к обучению, использую различные формы организации учебной деятельности на уроке и вне урока: коллективные;  групповые; индивидуальные; работу в парах.

        Домашняя работа – особый вид самостоятельной деятельности. Одно из главных условий, по моему мнению, – это доступность домашней работы. Рационально подхожу к дозированию домашнего задания, используя дифференцированный  и индивидуальный подход в обучении, считаю необходимым давать только посильное домашнее задание, с которым ребенок может справиться самостоятельно. Во  время прохождения какой-либо темы, даю, между прочим, по желанию, найти какой-нибудь материал и дети с удовольствием выполняют такие задания. Они приносят в школу книги, энциклопедии, словари, родители по просьбе детей находят материал в интернете, являются постоянными читателями школьной библиотеки.  Уважаемые коллеги, это делают первоклассники!

              Мне  очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому сопутствует рефлексия, к которой я стараюсь  подвести учащихся в  итоге урока.

             Активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные виды деятельности для  снятия физического и умственного напряжения: физминутку, гимнастику для глаз, музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику,  минутный «сон».

         

        

     Большую помощь и поддержку в работе мне оказывает руководство  и педагогический коллектив школы, помогает в создании условий для повышения качества труда. Представители администрации периодически посещают уроки, дают полезные рекомендации, что помогает в решении учебно–воспитательных задач. В школе проводятся педсоветы по знакомству с новыми технологиями и внедрению их в практику работы, по эффективности и совершенствованию урока, по здоровье сберегающим технологиям, проходят  открытые уроки и открытые внеклассные мероприятия, на которых каждый педагог старается поделиться своим ценным опытом и творчеством.  Я принимаю участие в работе педагогических советов, делюсь имеющимся опытом. Регулярно посещаю заседания МО

учителей начальных. 

        Итак, я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится его школьная жизнь. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану их  хорошим другом на всю жизнь. Я знаю,  к чему мне надо стремиться в своей работе, в своей жизни….

        Родители не должны быть в стороне от школы, они должны проявлять интерес ко всему, с чем связана жизнь ребенка, создавать благоприятный климат в семье. Необходимо иметь связь  родителя и классного руководителя, чтобы совместно способствовать развитию личности ребенка. Такая совместная работа будет больше способствовать взаимопониманию между взрослыми и детьми. Для этого провожу регулярно родительские собрания и личные беседы.

Уважаемые коллеги, обратите внимание!

           Совместно с родителями на первом родительском собрании было принято единогласное решение о необходимости домашних заданий в 1 классе. Дети регулярно их выполняют на добровольной основе, затрачивая небольшое количество времени на их выполнение.

          Постоянно применяю опыт работы добровольного ежедневного заучивания стихов наизусть детьми, особенно в период обучения грамоте.  Как результат - огромная благодарность родителей, дети

которых  перешли в среднее  звено школы.

          Мною было проведено неоднократное анкетирование родителей, из которого  выяснилось, что 100% желают посещать школу. Дети также с большим желанием приходят в класс после каникул.  Родители отмечают, что дети очень расстраиваются, когда болеют и вынуждены отсутствовать на уроках.

   

         

  Родители и дети заинтересованы в участии в различных школьных, классных и всероссийских  конкурсах и олимпиадах, принимают в них активное участие.  

           

              Дружба и доброжелательное отношение  детей друг к другу, дисциплина  в классе - это также показатель правильного направления работы классного руководителя.  Я имею отзывы уже выпускников школы и их родителей о том, что удалось крепко

сдружить не только детей, но и их родителей. Для этого приходится прилагать немало усилий!  Постоянный контакт с родителями, доброжелательное отношение к детям и родителям, внимательное выслушивание различных проблем и нахождение  путей их решения, открытые внеклассные мероприятия, уроки, совместное проведение собраний, походы и поездки, экскурсии, игры, викторины, соревнования, проведение праздников – все это помогает мне найти общий язык с учениками и их родителями. Уже неоднократно замечала, что дети пытаются копировать мое поведение.

       Если подвести итог своей педагогической деятельности, можно сформулировать несколько важных выводов.

      Считаю значимым  результатом своей работы и правильным ее направлением - формирование положительных эмоций обучающихся по отношению к учебной деятельности.

      Результативностью своей работы считаю высокие показатели выполненных проверочных и тестовых работ, а также результаты  техники чтения.

 

        Каждый прожитый школьный день, горящие глаза моих учеников побуждают меня к раздумьям, к поиску, творчеству, а это, на мой взгляд, является необходимым условием личностного роста и профессионального мастерства учителя.

     

И в заключении могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении. 

Наша жизнь продолжает стремительно изменяться, а значит, будут изменения и в образовании. Как учитель, я должна реагировать на все изменения. На мой взгляд, все главные перемены ждут нас впереди. На данном этапе своей педагогической деятельности я вывела для себя такое, на мой вгляд,  важное правило современного учителя. Я, учитель, а это значит нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, нужно идти вперед в ногу со временем, уважая старые традиции, не боясь нововведений.

Дорогие коллеги, спасибо за внимание!

Библиография


        1. Бардин К. В. Чтобы ребёнок успешно учился. -М. : Педагогика, 1988. -176 с. 
        2. Беляев М. Ф. Психология интереса. Докторская дис. Рукопись, 1944. -С. 63. 
        3. Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства, как формы отражения действительности М. :Наука, 1971. -300с. 
        4. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. \Под ред. Г. С. Костюка и П. Р. Чаматы\. Киев, -1961. -150 с. 
        5. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьников. М. : Просвещение, 1966. -54 с. 
        6. Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание. -М. : Знание, 1976. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для формирования универсальных учебных действий в урочное и внеурочное время в начальной школе.

Материал предоставлен для учителей начальных классах. Можно использовать  как выступление на заседаниях МО учителей начальных классов, педсовете. В статье описаны условия, создаваемые в начальной...

Доклад на МО «Создание условий по формированию профессионального самоопределения у воспитанников среднего звена с ОВЗ, как средство успешной социализации»

Актуальность и важность профессионального самоопределения детейс ОВЗ.Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности.Правильно выбранная профессия способствует дос...

Создание условий для формирования позитивного отношения обучающихся к предмету.

Данная статья посвящена союзу взрослых  и детей.Семья – это самое важное, что есть у ребенка.В семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваив...

Создание условий для формирования у обучающихся с умеренной умственной отсталостью положительных эмоций по отношению к учебной деятельности

Учебная мотивация детей с умеренной умственной отсталостью характеризуется качественным своеобразием. Ученые описывают мотивационную сферу таких детей как незрелую, их побуждения к учебной деятельност...

2018 Доклад на ЦМК Создание условий для формирования профессиональной компетентности, используя систему самостоятельной работы студентов

2018 Доклад на ЦМК Создание условий для формирования профессиональной компетентности, используя систему самостоятельной работы студентов...