Формирование положительной мотивации к избранной профессии на занятиях учебной практики.
статья по теме

Гайсина  Винера Хабибулхаковна

 Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им.

Для этого ставлю цели: развитие внутренней мотивации к профессии; формирование их трудовых навыков; оказание реальной помощи в профессиональном становлении.

Наиболее приемлемыми формами обучения  считаю индивидуальное обучение и коллективную работу в группах, а так же деятельность студентов в условиях проблемных ситуаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование положительной мотивации к избранной профессии на занятиях учебной практики.

Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать студентам профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация учения

 Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов.

 Мотивы — это мобильная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.

. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией

Дейл Карнеги утверждает: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать — заставить человека захотеть это сделать».

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им.

Для этого ставлю цели:

- развитие внутренней мотивации к профессии;

- формирование их трудовых навыков;

- оказание реальной помощи в профессиональном становлении.

Учитывая требования, предъявляемые к профессии «Электромонтер охранно-пожарной сигнализациии»

особенности контингента студентов,  пришла к выводу, что для успешного формирования положительной мотивации к избранной профессии необходимо решить следующие задачи:

1. Адаптация студентов в коллективе.

2. Привитие интереса к профессии и корректировка учебной мотивации.

3. Развитие профессионально важных качеств.

4. Формирование профессиональных умений и навыков.

Учение – это целенаправленный и мотивационный процесс. Цепочка обучения выглядит следующим образом: потребность – мотив – цель – действие – рефлексия.

Когда в процессе обучения студент  поднимается от уровня «надо сделать» до «хочу сделать», т. е. от понимания необходимости труда к желанию выполнять, создаются его наиболее благоприятные условия для успешного обучения и воспитания. Напротив, если у студента  нет жажды знания, то знаний и не будет.

 Фактор сознания значимости выбранной профессии  и заключается в формировании у студента убежденности в том, что овладение профессией является необходимым шагом на пути к достижению намеченной им цели. Наличие у студента  твердой убежденности в правильности сделанного выбора (избрал ту профессию, которая нужна) – основа возникновения устойчивого интереса к профессии.

 Интерес к профессии возрастает, когда мне как мастеру производственного обучения удается раскрыть перспективные пути, которые пролегают через овладение профессией, в результате чего студент начинает воспринимать обучение  в колледже как шаг на пути к желанной цели.

С этой целью я использую определенные формы работы, предполагающие путем раскрытия профессиональной перспективы сфокусировать в профессии главные интересы студента. Это беседы о профессии, экскурсии на объекты предприятий,встречи с профессионалами и выпускниками училища, просмотр презентаций и  учебных видеофильмов, с показом выполнения упражнений в мастерских ,демонстрации работ, выполненных студентами.

При проведении таких мероприятий использую следующие методы:

1. Переход с позиции носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности студента

2. Мотивация познавательной деятельности (в итоге – либо интерес, либо устойчивое положительное отношение к профессии).

3. Организация творческих и самостоятельных работ.

4. Использование коллективных способов обучения.

5. Организация работы студентов  с учебником, каталогом, рабочими чертежами и проектами.

6. Организация помощи в деятельности студента , проявление внимания к его деятельности.

7. Создание ситуации успеха.

8. Создание обстановки, вызывающей положительные эмоции.

9. Организация положительных эмоций в общении «мастер –студент – мастер».

10. Организация самоанализа собственной деятельности.

В процессе обучения я использую два способа мотивации:-

- с помощью ранее изученного материала и

 -с помощью обращения к практике.

Наиболее приемлемыми формами обучения  считаю индивидуальное обучение и коллективную работу в группах, а так же деятельность учащихся в условиях проблемных ситуаций. 

Индивидуальное обучение я практикую через самостоятельную работу, Осуществляется такая работа с использованием инструкционно-технологических карт, учебных элементов.

На занятиях учебной практики студенты  работают совместно с мастером, под руководством мастера и самостоятельно.

Примером работы студентов совместно с мастером могут служить уроки  производственного обучения в слесарных мастерских.

Часть времени уделяю управлению процессом самостоятельной работы, которое осуществляется в процессе текущего инструктажа, когда каждому студенту  отводится примерно одинаковое время. В процессе этого инструктажа стараюсь подойти к каждому студенту, помогаю, даю советы, если нужно – похвалю, подбодрю. Обойдя всех и убедившись, что все работают, перехожу к индивидуальной помощи, в ходе которой определяю степень самостоятельности студентов.

Постепенно надобность в регулярном управлении отпадает, так как после указания мастера производственного обучения студенты включаются в самостоятельную работу.

Организованная таким образом индивидуальная работа осуществляется в деловой  обстановке. Замечания слышат все студенты; здесь же дается объяснение допущенных ошибок, и указываются пути их исправления.

В ходе урока не забываю о том, что при самостоятельной работе все студенты работают в разном темпе и требуют помощи разной степени. Скорость выполнения задания зависит не только от степени подготовленности студентов, но и от их индивидуальных психофизиологических особенностей . Поэтому оправданно давать им задания разной степени сложности. Объем и сложность заданий при этом постепенно, от урока к уроку, возрастают. Степень сложности задания определяется индивидуальными достижениями студентов.

Для  меня, мастера производственного обучения , во время индивидуальной работы студентов на уроке главным становится изучение их индивидуальных особенностей, умений и навыков. Понимая, что «дотянуть» всех до одинакового уровня невозможно, стараюсь дать возможность каждому студенту  в меру его сил и способностей идти от одного уровня развития к другому.

Наблюдением установлено, что укреплению веры студента в свои силы способствует не только сам успех, но и ожидание успехов студентов мастером. Когда студент  чувствует, видит, что мастер ожидает от него успеха, верит в его успех, его отношение к выполненной работе улучшается. Поэтому  стараюсь поощрять студентов словами: «Я ожидаю от тебя лучших результатов работы» или «Ты наверняка справишься с этим заданием» и т. п. А уверенность мастера  имеет свойство передаваться студенту.

Особенно важны суждения, относящиеся к личности студента, его возможностям. Так, например, ставя одинаковую оценку «4» студентам, учитываю и индивидуальные особенности каждого из них, поэтому одного похвалю за старательную работу, а другого, ссылаясь на его большие способности, пожурю за недостаток прилежания. Справедливость оценки («ты получил ту оценку, которую заслужил») считается одним из факторов формирования положительного отношения к профессии.

Вторая форма обучения – это коллективная работа в группах. Совместная деятельность студентов  порождает особую систему отношений в группе. Вместо «единичной» связи «мастер – студенты» появляются многочисленные каналы коммуникаций в системе «студент-студент», в результате чего во взаимодействие оказываются вовлеченными все члены учебной группы. Количество источников информации возрастает, у мастера появляются дополнительные возможности воспитательного воздействия на студентов.

Определяющую роль в сплачивании коллектива играет соревнование, стимулирующее коллективную деятельность, формирующее у студентов ревностное отношение к общему делу, целеустремленность и чувство товарищеской взаимопомощи.

Так, на уроке производственного обучения я делю ученическую группу на бригады. Каждая из них параллельно выполняет одно и то же задание. В подгруппе существует разделение труда: одни студенты выполняет разметку, другие готовят шаблоны, третьи выполняют заготовки, четвертые собирают детали..

Таким образом, каждый член группы выполняет часть общей задачи. Такой подход наиболее важен в воспитательном отношении, так как создает возможности для развития и углубления сотрудничества между членами группы на всех этапах трудового процесса.

Третьей формой обучения является создание на уроке производственного обучения проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации способствуют формированию навыков самостоятельного поиска, построенного на использовании знаний, опыта. Как подтверждает практика, ошибки, обнаруженные самими студентами , в дальнейшем ими не повторяются.

Примером проблемной ситуации является монтажная схема, в которой изначально присутствует ошибка размещения оборудования, в результате чего по шлейфу не передается сигнал от рабочей схемы до приемно- контрольного прибора. Студент должен исправить ошибку, расставив правильно оборудование, и проверить работу приборов системы безопасности. Тренировочные упражнения, в свою очередь, имеют большую практическую направленность и включают задания по практической работе, выполнение которых позволяет студенту получить навыки работы с техническими приборами системы безопасности

Выполнение подобных упражнений позволяет развивать у студентов творческое мышление, а также способность анализировать и контролировать свою деятельность.

Появление у студента  интереса к профессии органически связано с его уверенностью в том, что профессия, которой он овладевает, ему по силам. Возникновение такой уверенности находится в прямой зависимости от его успехов. А помогают студентам  определить степень его успешности в обучении контрольно-оценочные средства , важное место среди которых занимает тестирование. Поэтому я часто использую тесты на проверку применения знаний на практике , карточки-задания.

Чем больших успехов достигает студент, чем чаще он испытывает чувство радости от успешно выполненного задания, тем сильнее его вера в свои силы и желание овладеть профессией.

Практика студентов по профессии « Электромонтер охранно-пожарной сигнализации» проводится на действующих объектах социальных партнеров. На протяжении всего срока обучения опытные наставники знакомят каждого студента с работой, которую должен выполнять электромонтер ОПС.

Чтобы помочь освоить профессиональные компетенции во время практики - к каждому студенту мы ищем индивидуальный подход, подбираем объекты и профессиональных специалистов-наставников. Мы сотрудничаем со многими государственными и частными компаниями и делаем все, чтобы студент уже в процессе обучения проявил себя в профессиональном плане, что повлияет на его дальнейшее трудоустройство после окончания учебного заведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие самостоятельности студентов на занятиях учебной практики

Методические рекомендации мастеру, проводящему  профилактическую работу социально-опасных явлений...

Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии «Повар, кондитер»

В качестве основного механизма, призванного обеспечить подготовку квалифицированных рабочих специалистов среднего звена с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личн...

Проблемное обучение как средство формирования положительной мотивации на уроках математики

Правильное понимание мотивации служит необходимой предпосылкой продуктивной работы преподавателя и студентов. Исследования доказывают, что традиционные методы обучения приводят к формированию преимущ...

Доклад «Формирование умений и навыков на занятиях учебной практики по профессии электрогазосварщик.»

Доклад служит помощью мастеру производственного обучения при ведении методической работы....