Главные вкладки

    Школа и идеология в годы Великой Отечественной войны.
    статья на тему

    Бойкова Елена Васильевна

    Статья рассказывает о воспитательной работе в школах Воронежской области в 1942-1945 годах, содержит архивные материалы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл shkola_i_ideologiya_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny.docx49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Школа и идеология в годы Великой Отечественной войны

    (на материалах Воронежской области)

    В настоящее время почти бесспорным стало утверждение, что в 30-40-е годы всё учебные программы были насквозь пропитаны коммунистической идеологией, что партия полностью контролировала и подчиняла своим политическим целям весь учебно- воспитательный процесс в школе.

    Действительно, идеологическое давление со стороны партийно-государственного руководства на всю систему народного просвещения имело место. Но результаты, к которым оно привело, нельзя оценивать однозначно и категорично.

    Знакомство с партийными документами и архивными материалами убеждает, что имелось немало конструктивных форм и методов партийного управления народным образованием. "Эти формы и методы были рождены и стимулированы практикой первого послеоктябрьского десятилетия и не до конца утратились в последствии, особенно на местах  в первичных партийных, комсомольских, профсоюзных организациях. Наконец всегда были миллионы рядовых исполнителей, которые бескорыстно трудились, веря в идеалы, с честью выполняя свой гражданский долг, заботясь о процветании своей страны. Их вклад, плоды их созидания грех отрицать или перечеркивать" [1].

    Поэтому изучение методов идеологической работы партийных, государственных и советских органов, общественных организаций и одновременно оценка негативного влияния сталинской идеологической доктрины на развитие народного просвещения в целом в СССР и в Воронежской области в частности, представляется актуальным как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

    * * *

    Невозможно понять причин героической победы советского народа над фашистской Германией, не обращаясь к изучению общественно-политической и духовной жизни страны в период Великой Отечественной войны.

    Поражения первых месяцев войны, многочисленные попытки немцев дестабилизировать советский режим, используя политическое, национальное и социальное недовольство населения, необходимость патриотического подъема не могли не оказать воздействия на некоторые аспекты сталинской идеологии. Русские ценности, национальные и патриотические с новой силой прозвучали в речи Сталина, переданной по радио 3 июля 1941 года. Отказавшись от слова "товарищи", звучавшего по революционному, Сталин избрал традиционное обращение к народу, которое на протяжении веков звало к национальному единению: "Братья и сестры! Смертельная опасность нависла над Отечеством ... . Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили всю свою работу на новый, военный лад, незнающий пощады врагу"[2]. Ссылки на великий русский народ "Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Суворова и Кутузова, Глинки и Чайковского" прочно заняли свое место в идеологическом контексте "священной войны". Восстановление традиционных ценностей в армии, отказ от института политкомиссаров в пользу принципа единоначалия были шагами в том же направлении.

    Утверждению идеологии, во все большей степени исходившей из идей патриотизма и народности, сопутствовала возрастающая персонификация высшей власти на вершине государственной иерархии. Сталин впервые с 1917 года соединил традиционно разделенную партийную и государственную власть.

    С началом войны он возглавил ГКО, Ставку Верховнокомандования и Народный комиссариат обороны, Выправляя сильно пошатнувшееся в начале положение (во многом из-за собственных ошибок), Сталин сумел благодаря победам Красной Армии и росту своей популярности на международной арене, стать воплощением вновь обретенной национальной гордости. Его личность отождествлялась с высшей ценностью  Родиной, и солдаты шли в бой с криком. "За Родину, за Сталина!" Ни разу не побывав в войсках на фронте или в тылу, он сумел заставить народ поверить в свою непогрешимость, рассеять сомнения и горечь предшествующих лет.

    К началу Великой Отечественной войны в стране выросло новое поколение, родившееся уже после Октябрьской революции. Школа, комсомол, пионерская организация воспитывали молодежь в рамках марксистско-ленинской идеологии и преданности вождю, формировали коллективистов и интернационалистов. При этом очень мало внимания уделялось традиционным ценностям, национальной истории, неразрывно связанной с Русской православной церковью. Война привела к смягчению политического режима в стране, к сближению с православной церковью, к изменениям в идеологической и учебно- воспитательной работе.

    Военная катастрофа 1941 года и оккупация врагом огромной территории нанесли серьезный урон по всей системе народного образования страны. Школьная сеть сократилась, уменьшилось число учащихся и учителей. В Воронежской области свыше пяти тысяч работников просвещения ушли на фронт.

    В соответствии с призывом партии "Все для фронта, все для победы!", главная задача учреждений культуры кратко была сформулирована в обращении Наркома просвещения РСФСР 29 июня 1941 года. На работников образования возлагалась задача ведения активной общественно-просветительской работы среди учащихся и населения. Кроме того, обращение призывало учителей и учащихся оказать помощь колхозам и совхозам в уборке урожая, в срок подготовить школы к новому учебному году, "перегруппировать свои собственные ряды так, чтобы заменить уходящих на фронт товарищей" [3].

    "Советский учитель, как показал опыт Великой Отечественной войны, полностью оправдал оказанное ему доверие, справился с выполнением всех поставленных перед ними задач, внеся свой вклад в достижение победы" [4]. Такую оценку деятельности работников народного просвещения давали авторы исследований по истории народного образования в советский период. В действительности же два первых года войны оказались особенно тяжелыми и сложными в жизни школы. Ослабело внимание со стороны партийных и государственных органов к вопросам народного образования Резко сократился фонд школьных зданий, обычными стали занятия в 2-3 смены, что вызывало сокращение продолжительности уроков, перемен, каникул. Уменьшалось количество недельных часов по отдельным предметам и, в соответствии с этим, несколько сокращались программы [5]. Огромной проблемой стала нехватка учительских кадров, что объяснялось не только массовой мобилизацией в ряды Красной Армии.

    Осенью 1941 года Воронежская область стала прифронтовой. В сентябре началась эвакуация жителей края, промышленных предприятий, различных учреждений, в том числе и школ. Из города Воронежа выбыло 20 директоров, 12 завучей, 286 учителей, а в таких городах и районных центрах как Лиски, Кантемировка, Липецк, поддавшись паническим настроениям, самовольно выехали заведующие роно. Шаталовский райисполком просто объявил всем учителям, чтобы они эвакуировались и многим из них выдали эвакуационные справки.

    По сведениям на 1 декабря 1941 года значительная часть детей оказалась вне школы. Только по Воронежу их насчитывалось 57 процентов. В Нижнедевицком районе посещаемость составила 18-20 процентов. В Аннинском, Алешковском, Давыдовском и Таловском районах занятия не посещало большинство учащихся старших классов [6].

    Во многих районах Воронежской области школы из-за отсутствия топлива работали с большими перебоями (Грачевский, Каширский, Землянский и другие районы). Заработная плата учителям в Семилукском, Радченском, Каширском районах не выплачивалась с декабря 1941 года.

     Все это отражалось на качестве учебной работы и идейно-политическом воспитании школьников. Многие дети, оставшись вне школы, были предоставлены сами себе и, как писалось в отчетах того времени "подвергались разложению". В школах Воронежа упала дисциплина. Увеличилось число детской преступности. Учащиеся вовлекались в воровские группировки. Только за январь-февраль 1942 года были арестованы и задержаны 249 подростков из различных школ города. Участились случаи хищения оружия и боеприпасов. У школьников появились револьверы, патроны [7].

    В сложившейся в первый год войны тяжелейшей обстановке работники образования видели свою главную задачу в том, что хотя бы сохранить прежний контингент учащихся. Значительно снизилось качество учебно-воспитательной и идеологической работы в школе.

    15-17 марта 1942 года в Наркомпроссе РСФСР прошло совещание наркомов автономных республик и заведующих облоно, посвященное обсуждению работы школы в условиях военного времени. Главные причины недостатков в работе системы народного образования в этот период партийные лидеры видели в слабом руководстве облоно районными отделами народного образования; в отсутствии должного внимания со стороны райкомов и горкомов ВКП (б) к работе школ, в отсутствии помощи со стороны комсомольских и пионерских организаций [8].

    Весной 1942 года было опубликовано постановление ЦК ВЖСМ "О крупных недостатках в работе пионерской организации и мерах по исправлению этих недостатков" [9]. Отметив, что многие комсомольские организации, ошибочно считая, что в условиях войны воспитанием детей некогда заниматься, ослабили внимание к повседневной воспитательной работе с учащимися, ЦК ВЖСМ подчеркнул, что комсомол всегда нес и несет ответственность перед партией, Родиной, Красной Армией за воспитание подрастающего поколения, и что основная задача комсомола  трудовое и идейно-политическое воспитание школьников.

    Главным средством идеологического воспитания в первый год войны стало привлечение учащихся к общественно полезному труду. Газета "Правда" в марте 1942 года опубликовала передовую статью, посвященную вопросам воспитания учащихся в условиях войны. "... Смелее привлекать подростков, детей к посильному участию в весенне-летних работах в поле и на огородах, к работе в мастерских, к заготовке топлива для своей школы, к помощи семьям фронтовиков. Помимо того, что ребята окажут непосредственную помощь Родине в тяжелый час, участие в труде явится могучим средством воспитания подрастающей смены" [10].

    Партийными органами и ОблОНО Воронежской области были приняты серьезные меры к нормализации работы школьной сети. Началась подготовка к новому учебному году. Но приближение линии фронта, а затем и частичная оккупация немецкими войсками территории Воронежской области в начале июля 1942 года, а также массовая эвакуация школьных учреждений в восточные районы не только изменило количество учащихся, но и значительно осложнило работу школы.

    Самым тяжелым стал новый 1942-1943 учебный год для жителей 34 районов Воронежской области, оккупированных немецкими войсками [11].

    Вторжение в СССР не было, по замыслу Гитлера, только военной операцией. "Война ведется всеми средствами, не только оружием, но также и такими средствами, как пропаганда и экономика. Она направлена против вооруженных сил противника, против его материальных источников силы и морального потенциала его народа" [12].

    На оккупированных советских территориях агрессоры планировали строить свою идеологическую работу на возбуждении у советских людей частнособственнической психологии, национализма, "на использовании людей политически и морально неустойчивых" [13]. Германский "теоретик" восточной политики А.Розенберг считал, что следовало отделить советскую власть от народа и использовать против режима социальное недовольство граждан, и прежде всего крестьян. Что же касается представителей интеллигенции, то здесь сам Гитлер заявлял на совещании руководителей германского вермахта 30 марта 1941 года: "Речь идет о борьбе на уничтожение. Если мы не будем так смотреть, то хотя мы и разобьем врага, через 30 лет снова возникнет коммунистическая опасность. Мы ведем войну не для того, чтобы законсервировать своего противника. Борьба против России: уничтожение большевистских комиссаров и коммунистической интеллигенции [14].

    Идеологи фашизма считали всеобщее образование вредным и совершенно необязательным. "Раз и навсегда надо покончить с тем, что называется всеобщим образованием. Всеобщее образование  это яд. Мы предоставляем огромной массе нищих классов благо неграмотности. Чем ниже культурный уровень рабочего класса и всего народа , тем больше у нас шансов удержать власть... Следует разрешить только такой масштаб образования, который создаст из них приличных подручных. Религию мы оставим им как средство отвлечения" [15].

    Ликвидацию советской школы как центра социалистического просвещения и воспитания фашисты считали главным средством пресечения идейно-политического влияния советского строя на народные массы, и в особенности на молодежь. Поэтому они беспощадно разрушали учреждения системы народного образования во временно оккупированных городах и селах.

    На территориях, подвергшихся немецкой оккупации, по данным на начало 1941-1942 учебного года, насчитывалось 82 тысячи школ, в которых обучалось 15 млн. человек [16]. В Воронежской области на захваченных территориях размещалось 1502 школы с общим контингентом учащихся 250100 человек, В оккупации оказалось 109 воронежских учителей [17].

    В результате военных действий и варварства фашистов на территории области за 1941-1943 годы было уничтожено 1382 школьных здания, 580 клубов, музеев, театров, 24 библиотеки [18]. Особенно пострадали Россошанский, Ольховатский, Подгоренский районы. Заведующий РайОНО Коротоякского района писал. "Гитлеровская мразь уничтожила начисто населенные пункты восьми сельских советов. Есть такие крупные населенные пункты как Коротояк, Урыв,  Девица, от которых не осталось и признака их существования. В Урыве расстреляно более 300 граждан. Из 35 школ осталось только 12, вся школьная мебель пошла на топливо. Не сохранилось ни одной книги и писчих принадлежностей. Даже учителя, которые проживали здесь, не смогли сохранить ни клока бумаги. Нет никаких признаков того, что здесь когда-то существовали школы, учителя и прочее ..."[19].

    Впервые же дни после освобождения Воронежский обком ВКП (б) выполняя постановление  493 от 7 мая 1943 года "Об инструкциях по учету ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками" поставил задачу подсчитать сумму ущерба, нанесенного школьному хозяйству края. Но не менее важным стало изучение основных направлений и методов фашистской пропаганды и "политико-морального состояния населения". В районы выехали уполномоченные обкома и новые заведующие роно. В ходе собеседования с местным населением выяснилось, что советские школы после оккупации закрывались, а на их месте открывались немецкие или итальянские. В некоторых районах области значительное число учителей работало в оккупационных школах,

    В работах советского периода общего и краеведческого характера в основном акцентируется внимание на фактах насилия и зверств в отношении местного населения со стороны оккупантов, Однако, вне поля зрения исследователей оказался тот факт, что после провала наступления немцев под Москвой и срыва плана "молниеносной войны", отодвинувших окончание войны на неопределенный срок, перед захватчиками возникла необходимость внесения некоторых корректив в оккупационную политику. В поисках поддержки населения немецкая администрация стала применять методы его более тонкой психологической обработки, делая ставку на привлечение к сотрудничеству представителей интеллигенции, в частности учителей.

    В Никитовском районе в течении полутора месяцев работало 40 начальных школ, которыми было охвачено 1200 учащихся и 60 учителей, В Радченском районе 43 учителя преподавали в открытых итальянцами 25 начальных школах. В Михайловском районе работники Митрофановской СШ организовали немецкую школу, вели занятия в ней в течении 2-х недель. "Вопрос о программах был ими согласован с бургомистром. В своих занятиях они не касались политики и преподавали русский язык, арифметику, естествознание" [20].

    В отчетах проверяющих, работавших с 10 января по 23 июля 1943 года в оккупированных районах дается подробный перечень работников народного образования, которые "проявили себя не так как ожидали от советского учителя" [21]. Что бы прокормить семью и выжить в тяжелых условиях, учителя работали у немцев счетоводами, переводчиками, чертежниками, паспортистами.

    Ряд учителей и работников администрации сознательно служили немцам, занимали высокие должности, получали от них продукты питания и деньги. В Богучарском районе преподаватель математики был назначен старостой города, бывший инспектор Михайловского РайОНО заведовала паспортным столом, в Никитовском районе бывшая заведующая РайОНО работала школьным инспектором райуправы [22].

    Немецкое командование старалось развернуть массовую пропагандистскую работу. В качестве агитаторов использовалась местная интеллигенция, в том числе и педагоги. В Острогожском районе в период оккупации выходила газета "Острогожский листок", редактором которой и одним из активных сотрудников был учитель. Кроме того, по оккупированным районам немцы распространяли газету "Новая жизнь", которая издавалась в Курской области [23].

    Сегодня понятно, что многие учителя шли на сотрудничество с немцами не по своей воле. Есть среди них и те, кто старался сохранить образовательную систему в условиях оккупации хотя бы на начальном уровне. Учителя Михайловского района организовали при немцах начальную школу по просьбе родителей  рабочих колхоза "Опытное поле" [24]. Нельзя забывать, что большинство, оставшихся на оккупированной территории учителей женщины, которые не всегда могли оказать активное сопротивление захватчикам. Часть из них поддерживало личные контакты с итальянскими и немецкими солдатами. В Богучарском районе учительница немецкого языка уехала с немецким офицером, в Липчанской начальной школе Радченского района учительница А. П. *Х-о "во время оккупации работала на итальянцев и собиралась ехать с итальянским сержантом в Италию". Еще 11 учителей этого района "находились в связи с итальянцами" [25]. Заведующий РайОНО Искра В.М. писал: "Если отстранить от работы тех, кто работал просто учителями или был лично связан с итальянцами, то придется завозить в район массу учителей" [26].

    Были среди школьных работников и такие, кто сознательно перешли на сторону врага, испытывая ненависть к Советской власти.

    * По этическим соображениям фамилии не указываются.

    Нельзя не отметить тот факт, что фашистские захватчики я умело использовали все разработанные немецкими идеологами ее формы и методы, а так же сложившуюся к тому времени военно-политическую ситуацию. Оккупанты внушали местному населению мысль о бесперспективности дальнейшего сопротивления немецкой армии.

    Во всех колхозах были оборудованы витрины, в которых вывешивались фашистские газеты, приказы, лозунги и плакаты. Немцы умело распускали ложные слухи, которым все верили. На "лекции" в Андреевском сельском совете Подгоренского района немцы сообщили населению, что Москву при летнем наступлении разбомбили и сожгли. В Хохле был продемонстрирован фильм "Взятие Сталинграда". Распространялись слухи, что в Риме было совещание, на котором представитель советского правительства настаивал на перемирии с Германией до 25-й годовщины Октябрьской революции [27].

    В работе исследователя С.А. Чуева приводятся примеры лояльности фашистов к местному населению, которых уполномоченные обкома в своих отчетах характеризовали как "подачки".

    "В Ладомировском районе некоторые учителя и агрономы получали паек (мясо, муку, рыбу) за 6 месяцев вперед, В селе Сагуны Подгоренского района обворовали учительницу. Она заявила об этом коменданту, указав на того, кто мог украсть. Комендант и переводчик пошли к подозреваемому, и нашли украденные вещи. После этого учительница была назначена заведующей мастерской по вязанию теплых вещей" [28].

              Чуев С.А.   делает интересный вывод, что один из приемов идеологической работы фашисты позаимствовали из довоенной системы пропаганды местных партийных организаций. "Агитаторы были прикреплены к "десятидворкам". Население этих дворов должно было ежедневно в указанные часы собираться в определенное место и "слушать фашистскую пропаганду". Не явившиеся жители подвергались порке плетьми. Но если причина была уважительная, агитатор приходил на дом и рассказывал содержание беседы. Аналогичную работу в 30-е годы проводили в селах партийные ячейки" [29].

    В результате инспекции уполномоченных обкома ВКП (б), летом 1943 года были освобождены от педагогической работы 171 человек. В партийном постановлении отмечалось, что "часть учителей не оправдала звания советского учителя, а некоторые из них находились на службе у врага" [30].

    Хотя в Воронежской области сложилась тяжелейшая ситуация с педагогическими кадрами (на 1 сентября 1943 года не хватало 529 человек), Воронежский ОблОНО направил в освобожденные районы 644 новых учителя, для нормализации "политико-морального состояния населения" [31].

    В отчетах представителей ОблОНО и представителей партийных органов даются скудные сведения о тех учителях, кто оказывал активное сопротивление немецким оккупантам. Но из других архивных и документальных источников известно, что большинство школьных работников не шли на сотрудничество с фашистами, многие из них участвовали в партизанском движении, проводили идеологическую работу.

    В Никитовском районе в партизанском движении участвовали учителя Гвоздиковской начальной школы Брагин В.Ф., Божко Л.Ф., Кущенко П.С. "Они с честью выполняли данные им поручения" [32]. Учительница Яншина Е.А. из Ведугского района была расстреляна немцами за укрывательство бойцов Красной Армии, В Писаревке учительница Бабаева была замучена немцами за отказ сообщить сведения о партизанах [33].

    Отдельные учителя - коммунисты, оставаясь в районах в период оккупации, успешно выполняли различные задания райкомов партии. Учительница Радченского района Кулданова распространяла воззвания райкома, проводила подпольную агитационную работу среди колхозников колхоза им. Шевченко. Население этого колхоза, умело саботируя распоряжения фашистских властей, сумело заготовить семена для весеннего сева и сохранить свой скот [34].

    После изгнания фашистских захватчиков с оккупированной территории Воронежской области партийные органы стали уделять особое внимание идеологическому воспитанию. Это было вызвано тем, что большое количество учителей оставалось в захваченных немцами районах, а некоторые из них сотрудничали с немецкими властями.

    Перед работниками народного образования была поставлена задача восстановить систему идейно-политического воспитания учащихся, активизировать работу пионерских и комсомольских организаций в школе.

    Особое значение приобрело патриотическое воспитание учащихся в процессе учебной деятельности. Учителя истории, литературы, русского языка широко использовали материалы газет и журналов, произведения советских писателей о героическом прошлом народов, населяющих нашу страну, о патриотическом пафосе классической и советской многонациональной литературы.

    Наиболее популярными среди школьников стали: повесть Н.В. Гоголя "Тарас Бульба", стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино", роман Л.Н. Толстого "Война и мир", роман А.Н. Толстого "Хлеб", "Нашествие Батыя на Русь". "При изучении программного материала по литературе в старших классах широко привлекались произведения классиков марксизма-ленинизма, партийные и государственные документы содействующие разрешению задач политического воспитания учащихся.

    Самостоятельные работы по русскому языку и литературе отражали героический подвиг советского народа на фронте и в тылу. Вот некоторые из тем для изложений и сочинений, дававшихся учащимся в течение 1942-1943 учебного года: "Чем я помог Родине для достижения победы над врагом", "В нашей стране всегда были, есть и будут герои", "Образ Кутузова как народного полководца" [35]. Лейтмотивом любой творческой работы детей были война с немецко-фашистскими захватчиками, перспективы этой войны: неизбежный крах гитлеровской Германии и победа СССР.

    В отчете заведующего ОблОНО приводится отрывок из сочинения ученицы 10 класса Елань-Коленовской средней школы, который являлся примером "хорошей идейно- политической работы" учителя литературы тов. Чопоровой : "Начиная войну, немец уже мысленно жевал своими гнилыми зубами пироги и пышки. Но как покушал немец сталинградских пирогов, да запил волжской водицей, так и подался восвояси, не солоно хлебавши! Придерживая на отощавшей от советских "пирогов" фигуре полусгнившую одежду, мчит немец на запад, перемахивая через Днепр, Десну, Припять. Мчит он и уже не думает о пышках, меньше бы шишек" [36].

    При изучении программного материала по курсу истории СССР и Конституции преподаватели обращали особое внимание "на героические моменты русской истории; на стратегическое искусство товарища Сталина, на характеристику Германии как хищного интервента, стремящегося к удушению свободы, независимости и культуры других народов и государств" [37].

    Важным звеном в идеологической работе с учащимися стало формирование наряду с чувством патриотизма и любви к Родине, "любовь к партии Ленина-Сталина, к товарищу Сталину". В программах по истории и Конституции СССР увеличилось количество партийных документов, подробно изучались последние работы и выступления Сталина.

    Текст контрольной работы по русскому языку в 7 классе, разработанный институтом усовершенствования учителей в 1944 году, заканчивался следующими словами: "Есть моменты в жизни народа, когда он видит себя во весь свой рост. Выступления товарища Сталина являются такими моментами в жизни советского народа. Каждое слово Великого Сталина обогащает мысль, вооружает духовно" [38].

    На осенних проверочных работах в 1944-1945 учебном году наибольшее число отличных оценок получили учащиеся, написавшие сочинение на тему "Сталин наша слава боевая" [39].

    В январе 1945 года Воронежским обкомом ВКП (б) совместно с ОблОНО было отправлено письмо на имя Верховного Главнокомандующего тов. Сталина, в котором говорилось: "Трудящиеся, вся молодежь Воронежской области, в знак любви к своей защитнице и в благодарность за ее героическую борьбу против немецко-фашистских захватчиков организовали широкую помощь школьникам, детям фронтовиков и инвалидов войны... . Для них в течение последнего месяца собрано 1 115 637 рублей, 6448 пар обуви, 32450 пудов продуктов сельского хозяйства... . Пусть это явится подарком воинам доблестной Красной Армии, сражающимся за честь, независимость, свободу нашей Родины. Советские люди, находящиеся в тылу, не оставляют без внимания детей, проявляя заботу о том, чтобы они имели возможность учиться" [40]. В ответ на имя заведующего ОблОНО Винокурова поступила правительственная телеграмма за подписью лично И. Сталина: " Прошу передать молодежи Воронежской области собравшей одежду и продукты в фонд помощи школьникам и детям фронтовиков горячий привет, благодарность Красной Армии" [41]. Текст послания обсуждался на собраниях всех общественных организаций, на педагогических советах школ, на пионерских сборах. Учащиеся и учителя брали на себя новые обязательства как в учебной, так и в общественно-полезной работе. Во многих выступлениях особо подчеркивалась "ведущая роль вождя и учителя тов. Сталина в деле победы над врагом".

    Но не следует преувеличивать идеологический диктат партии на систему просвещения в годы войны. Анализ школьной документации показывает, что его влияние на учебно- воспитательный процесс, особенно в сельской местности, было слабым. Причина этого явления коренилась в политической безграмотности учителей.

    На местах идеологическим воспитанием должны были заниматься райкомы партии. Однако, как показали областные проверки, в ряде районов области оно находилось в запущенном состоянии. В Голосновском районе ответственные работники организовали лишь чтение лекций "по текущему моменту". Беседа с группой учителей показала, что "сознание многих из них находилось на весьма низком политическом уровне". Только 13 учителей в течение 1945 года брали в парткабинете литературу, а многие не читали даже газет [42].

    Проверкой уроков отдельных учителей было установлено, что во многих случаях "материал давался безыдейно, аполитично, формально и не увязывался с современностью". Учительница географии Песковской 7 летней школы Лосевского района Андреевская Е.П. со стажем работы 50 лет использовала на своих уроках пособия дореволюционного издания, "на ее уроках нет элементов коммунистического воспитания". В Ведугской средней школе "учитель истории Авдеев И.И.  имеет высшее образование, член ВКП(б)… ,когда заглянули в конспект, то там отсутствовали цитаты тов. Сталина" [43].

    В Шестаковской средней школе Бобровского района на уроке по теме "Апрельские тезисы" ученица Харитонова ответила: "Буржуазная власть должна перейти к власти рабочих и крестьян...". Там же один из учителей на уроке литературы по теме "Пушкин в Михайловском" заявил, что "у монастырей Советская власть отобрала землю, и их не стало". Это была заключительная фраза преподавателя. По словам проверяющего "ученики ушли с убеждением, что Советская власть  враг религии" [44], что было крайне недопустимо в свете нового отношения между государством и православной церковью.

    Еще продолжались ожесточенные бои на территории Воронежской области, когда в ОблОНО поступил приказ наркома просвещения Потемкина "О повышении квалификации кадров народного образования": "В целях повышения деловой и политической квалификации учительских и руководящих кадров народного образования приказываю: развернуть работу, используя все ее формы..." [45]. Уже в марте 1943 года была проведена областная научная конференция, посвященная вопросам идеологической работы в школах. Главными темами стали: "Педагогический коллектив и его роль в воспитании патриотизма", "Связь преподавателя географии, физики, математики с Великой Отечественной войной", "Роль семьи в воспитании патриота" [46].

    Для подготовки учительских кадров в области была восстановлена сеть педагогических учебных заведений. Для учителей, не имеющих необходимого педагогического образования, была организована система заочного обучения. С 1943 по 1945 годы в Воронежском педагогическом и в Борисоглебском, Россошанском учительских институтах получили образование 664 человека [47]. Кроме того, для них на местах и в областном центре проводились семинары и курсы. Только с 1943 по 1946 годы на областных семинарах и краткосрочных курсах побывало 3820 учителей [48]. Однако практика военных лет показала, что краткосрочные формы обучения не решали главного вопроса  подготовки квалифицированного педагога. Очень часто партийные документы и работы классиков марксизмаенинизма занимали в обучении главное место.

    Но нельзя забывать, решающее значение в идейно-политическом развитии и учителей и учащихся играла сама военная действительность. Регулярные политические информации, встречи с фронтовиками, вечера посвященные юбилеям Красной Армии и Октябрьской революции, выставки, доклады, внеклассное чтение, разнообразный общественно полезный труд в помощь фронту и тылу являлись мощным средством идеологического воспитания.

    В Воронежской области только в 1944 году на колхозных и совхозных полях работало 6171 человек учителей и 108660 учащихся [49]. На создание военной техники школьники Аннинского района собрали 58 тысяч рублей, города Усмань 58 тысяч рублей, Новохоперского района 107 тысяч рублей.

    Школьники ряда районов, подвергшихся оккупации, принимали непосредственное участие в борьбе против фашистов. "Группа учеников Копаньской школы, Россошанского района, в момент прорыва нашими войсками вражеской обороны, обезоружила и взяла в плен 250 немецких солдат. Группа школьников Ладомировского района в открытом бою уничтожила и взяла в плен большое количество вражеских солдат и офицеров" [50]. Таких примеров героизма было немало и среди учеников и среди учителей в различных районах Воронежской области.

    Война нанесла невосполнимый ущерб культурному уровню нашего народа, образовательной системе страны. Но необходимо отметить, что именно в годы жестоких военных испытаний произошли серьезные идеологические изменения. Им была суждена более или менее продолжительная жизнь. Так отношения между государством и Русской православной церковью, идея всенародного единства, возрастающая персонификация власти станут устойчивыми элементами идеологии в послевоенный период. В других аспектах, в частности в ослаблении экономического контроля над крестьянством, идеологического давления на интеллигенцию, составлявших наряду с патриотизмом и национализмом главные элементы национального согласия во время войны, предстояло закончиться с возвращением к миру.

    Примечания:

    1. Гостев.Р.Г., Абдулраб С.А., Мухин Л.П..Совершенствование народного просвещения (1928—1941 гг., на материалах Центрального Черноземья)  Воронеж: Издательство Воронежского педуниверситета, 1995. С. 4.
    2. Воронежская область в Великой Отечественной войне. Сборник документов и материалов.  Воронеж, 1948. С. 7.
    3. Культурное строительство в РСФСР. Т. 3. Документы и материалы.  М., 1988. С. 15-17.
    4. Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны: Историко-педагогическое исследование. —М., 1984. С. 11.
    5. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961). / Под редакцией Паначина Ф.Г., Колмаковой М.Н..  М., 1988. С. 17.
    6. Центр документации новейшей истории Воронежской области алее ЦДНИ) Ф.З. Оп. 1. Д. 3829. Л. 11-12.
    7. Там же.
    8. Там же. Л.34.
    9. Комсомол и школа: Сборник документов и материалов. 1918-1979 гг.  М., 1979. С. 121-125.
    10. Правда. 1942. 24 марта.
    11. Воронежская область в Великой Отечественной войне... С. 87.
    12. Мюллер Н., Вермахт и оккупация (1941-1944). — М., 1974. С. 47.
    13. СССР в борьбе против фашистской агрессии (1933-1945). Сборник статей, /Под редакцией  Нарочницкого А.Л. — М., 1976. С. 287.
    14. Гальдер Ф.. Военный дневник, Т. 2.  М.., 1969. С. 430.
    15. Черник С.А. Советская общеобразовательная школа... С. 24.
    16. 16.     Дегтярев Д.И. Возрождение районов РСФСР, подвергшихся немецкой оккупации. — М., 1947.                                                                                                    С. 9.
    17. Государственный архив Воронежской области (Далее ГАВО). Ф. 2669. Oп. 1. Д. 153. Л. 61.
    18. Воронежская область в Великой Отечественной войне... С. 164.
    19. ГАВО. Ф. 2669. Oп. 1. Д. 89 .
    20. Там же. Л. 20-32.
    21. Там же. Л. 10.
    22. ЦДНИ. Ф. 3. Oп. 1. Д. 5696, Л. 119.
    23. Там же. Л. 23.
    24. ГАВО. Ф. 2669. Оп. Д. 89. Л. 46.
    25. Там же. Л. 23.
    26. Там же.
    27.  Аброськин С.В.. Воронежская областная партийная организация в годы Великой

    Отечественной войны Советского Союза (1941-1945 гг.)... Дисс. канд. ист. наук . Воронеж.—                       1983. С. 69

    1. Чуев С.А. Состояние и развитие народного образования в Воронежской области накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)... Дисс. канд. ист. наук. Воронеж  1998. С. 69.
    2. Там же.
    3. ГАВО. Ф.2669. Oп. 1. Д. 54. Л. 39.
    4. Там же.
    5. Там же. Д. 89. Л. 76.
    6. ЦДНИ . Ф. 3. Oп. 1. Д. 4946. Л. 53.
    7. Там же. Д. 5695. Л. 127.
    8. ГАВО. Ф. 2669. Oп. 1. Д.11. Л. 11.
    9. Там же. Д. 35. Л. 21.
    10. Там же. Д. 11. Л. 12.
    11. Там же. Д. 90. П. 148.
    12. Там же. Л. 79.
    13. Там же. Д. 153.Л. 15.
    14. Там же. Л. 85.
    15. ЦДНИ. Ф. 3 Оп. 2. Д. 511. Л.10.
    16. Там же. Л. 87.
    17. Там же. Л. 12-14.
    18. ГАВО. Ф. 2669. Oп. 1. Д. 28. Л. 20.
    19. Там же. Д. 30. Л. 17.
    20. Там же. Д. 42. Л. 1.
    21. Там же. Д. 255. Л. 11.
    22. Там же. Д. 153. Л 29.
    23. Винокуров С.В. Народное образование в Воронежской области.  Воронеж. 1954. С.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    фрагмент занятия по истории "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"

    в рамках занятия по истории "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны" с целью изучения истории совего края был подготовлен фрагмент "Омское православие в годы войны"...

    Доклад "Вклад ученых-физиков Красноярска в Великой Отечественной Войне" к научно-практической конференции "Красноярский край в годы Великой Отечественной Войны"

    Новейшая российская историография Великой Отечественной войны охватывает примерно последние двадцать  лет. За это время историки России приложили немало усилий, чтобы восстановить подлинную истор...

    Усманский край в годы Великой Отечественной войны

    Данная работа имеет своей целью исследовать вклад трудящихся Усманского района Липецкой области в победу над врагом.В работе освещается перестройка жизни района в соответствии с нуждами военного време...

    Усманский край в годы Великой Отечественной войны

    Данная работа имеет своей целью исследовать вклад трудящихся Усманского района Липецкой области в победу над врагом.В работе освещается перестройка жизни района в соответствии с нуждами военного време...

    Доклад студентки 1 курса Салдиной Дарьи "Медицина СССР в годы Великой Отечественной Войны: от проблем к победе!.

    Доклад о остижениях медицины и здравоохранения нашей страны в годы Великой Отечественной войны...

    Сибиряки в годы Великой Отечественной войны

    Вчерашние сибирские горняки, металлурги, крестьяне и солевары, охотники -таежники дрались с такой неустрашимостью, что   германскому командованию надолго   пришлось  запоминать слово ...

    социальный проект «ЦЕННОСТИ НОВОСИБИРСКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

    данный проект патриотической направленности, направлен на реалиазацию студентами педагогического колледжа в детских садах, имеет полный план взаимодействия между дошкольным образованием и средне профе...