Статья по теме: Активизация познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках учебной практики.
статья на тему

Жукова Галина Константиновна

Активизация обучающихся в процессе учебной практики способствует самостоятельному и творческому выполнению ими работ под руководством мастера производственного обучения. Сам процесс учебной практики направляет обучающихся быть активными. Содержание учебной практики способствует сознательному применению теоретических знаний при выполнении обучающимися практических работ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках учебной практики.

Жукова Г.К., мастер производственного обучения.

Творческое отношение к труду, развитие логического мышления, анализ собственной деятельности, оценка качества выполняемых работ, развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля, развитие коммуникативности - задачи активизации обучающихся в процессе учебной практики.

Активизация обучающихся в процессе учебной практики способствует самостоятельному и творческому выполнению ими работ под руководством мастера производственного обучения. Сам процесс учебной практики направляет обучающихся быть активными. Содержание учебной практики способствует сознательному применению теоретических знаний при выполнении обучающимися практических работ.

Успех практической подготовки обучающихся, активизация их в процессе обучения зависит от характера учебного материала, конкретных дидактических целей, а также выбора методов.

Мышление обучающихся с ограниченными возможностями здоровья развивается по тем же законам, что и у обучающихся в норме. У них формируются такие же, как и у обучающихся с нормальным интеллектуальным развитием, виды мышления (наглядно- образное, наглядно - действенное и словесно-логическое), действия (предметные, образные, умственные), операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и формы (понятия, суждения, умозаключения). Однако мыслительная деятельность у обучающихся с ОВЗ развивается значительно медленнее и в более поздние сроки.

Образовательная (усвоение знаний, умений, навыков) и воспитательная функции способствуют развитию мыслительной деятельности обучающихся включающей обучающихся в учебную деятельность, которая способствует их развитию. К основным составляющим такой деятельности относится: *непонимание обучающимися учебного материала;

* непосредственная связь теоретических знаний с практической работой; *развитие самостоятельности обучающихся в выполнении учебных заданий и умение контролировать их результаты;

*формирование положительных моментов обучения.

На уроках учебной практики я использую различные методы активизации обучающихся: словесно- наглядные; словесно- демонстрационные; практические. Задача мастера производственного обучения состоит в том, чтобы на уроке, как основной форме обучения, шире практиковать и использовать разные формы (индивидуальную, фронтально - групповую) и средства обучения, способствующие активизации познавательной деятельности обучающихся. Следует учитывать также, что познавательная деятельность обучающихся развивается и совершенствуется в процессе обучения. В соответствии с этим усложняю содержание и формы самостоятельной работы обучающихся на уроках учебной практики.

Активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения зависит и от навыков работы с инструкционными картами. Обучающиеся получают обобщенные навыки и умения проводить аналогии, устанавливать ассоциации, различать черты общего к частным. Эффективность этого приема активизации познавательной деятельности обучающихся обусловлена тем, что умозаключения по аналогии облегчают переход от известного к неизвестному и составляют непременную часть творческого мышления.

При разработке дидактического материала выдерживаю принцип от простого к сложному, доступность и посильность выполнения, учитываю индивидуальные особенности обучающихся. Карточки составляю с целью развития у обучающихся логического мышления и с учетом межпредметных связей. Наглядные пособия, применяемые в условиях практического обучения, выполняют две функции: при объяснении нового материала являются основным источником знаний; используются со специальной целью как вспомогательный материал.

Письменное инструктирование обеспечивает наиболее широкие возможности использования его как средства для управления самостоятельной деятельностью обучающихся, являющиеся дополнительным источником словесной информации, позволяет сохранить инструкцию в течение всего периода обучения и, следовательно, создает возможность повторного обращения обучающихся к ней для получения тех или иных дополнительных сведений. Важным качеством письменной инструкции является и то, что она позволяет передать информацию о том, что и как должен делать обучающийся, выполняя задание. Следовательно, те обучающиеся, которые могут самостоятельно работать с инструкционными картами не ждут объяснения мастера. Инструкционная карта позволяет проверить правильность выполнения задания другими обучающимися, т.е. осуществить взаимоконтроль. Инструкционные карты развивают у обучающихся навыки чтения и способствуют усвоению предлагаемого материала.      

Карточки - задания помогают развивать зрительную память. Выполнение подобного задания подготавливают обучающихся к сознательному, активному усвоению и способствуют более глубокому осмыслению при выполнении практических заданий. Использование карточек - заданий позволяет варьировать методические приемы в проведении вводного инструктажа для активизации обучающихся.

Карточки контроля служат для выработки навыков контроля, самоконтроля, самостоятельности в работе. Анализ качества выполненных работ и определение причин брака самими обучающимися активизирует их и способствует формированию технического мышления. Проводя контроль обучающиеся мысленно воспроизводят анализ своих действий. Карты контроля помогают обучающимся самостоятельно проверить качество выполненной работы или не допустить ошибки в технологической последовательности. На уроках используются развивающие задания для закрепления знаний и способствуют развитию логического мышления. Эти задания пробуждают и повышают интерес к учебной практики обучения и помогают усваивать материал. Кроссворды способствуют повышению учебной мотивации, интереса к изучаемой профессии. Кроссворды применяю для индивидуальной работы, в целях проверки усвоения знаний, для работы в микрогруппах. Разработанные и апробированные дидактические материалы подтвердили свою эффективность.

Работая в группах, проанализировав, пришла к выводу, что активизация обучающихся, заключается:

* в многообразии методических приемов изучения и закрепления нового учебного материала;

* в использовании разносторонних средств наглядности;

* в самостоятельной работе обучающихся.

Такие методы активизируют деятельность обучающихся на уроке, развивают самостоятельность, ответственность, мышление, внимательность, наблюдательность, устойчивые практические навыки при выполнении практических работ.

Идет не только освоение профессии, но и максимальное закрепление уже имеющихся навыков, адаптация обучающихся в лицее, в рабочем коллективе, в обществе. Результат обучения с применением развивающих заданий непосредственно влияет на повышение уровня усвоения знаний, умений на уроках учебной практики. Эти задания облегчают сложный и трудный процесс овладения обучающимися с ОВЗ, знаниями, умениями и навыками труда; удовлетворяют потребность в увлекательной деятельности; обеспечивают устойчивую добровольную дисциплину, они формируют заинтересованность в коллективных делах.

Для усвоения обучающимися учебного материала, через развитие его познавательного интереса, полноправное место при подготовке квалифицированных рабочих в профессиональных учебных заведениях, наряду с традиционными методами занимает бинарная модель обучения, для реализации взаимосвязи теории с практикой.

За два года было проведено два открытых бинарных урока по темам: «Обработка воротников», для первого курса и «Изготовление юбки», для второго курса

На уроке применялись такие методы:

для проверки знаний игра «Блицтурнир», определить соответствие,

домашнее задание, подготовка сообщений,

закрепление материала, определить правильную последовательность,

техника безопасности, в виде игры «Лотерея»,

заключительный инструктаж, проверка качества изделия по эталону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Различные виды заданий, как форма активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках производственной практики»

«Различные виды заданий, как форма активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках производственной практики»...

Публикация на тему"Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках кулинарии"

Основная задача материала,описание методов и способов познавательного интереса обучающихся на уроках кулинарии.Содержание состоит из разделов: введение, единство обучения и воспитания, формы игры.В ра...

Статья на тему: ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Основные тенденции роста инвалидности среди молодого поколения в РФ в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением ...

Статья на тему: "Обучение и воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, приближенных к возрастной норме развития в условиях ДОУ комбинированного вида".

Представлена психолого-педагогическая модель обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся данные о критериях эффективности образовательного процесса в дошкольн...

Презентация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме:«Имя существительное как часть речи»

В презентации представлена методическая разработка, для обучающихсяс  ограниченными возможностями здоровья, по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме::&l...

Доклад на тему: «Активизации познавательной деятельности обучающихся»

Доклад на тему:«Активизации познавательной деятельности обучающихся»...