Сопроводительный текст к презентации на тему: "Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации ребёнка к дошкольному учереждению"
презентация к уроку на тему

Кравченко Наталья Вячеславовна

"Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации ребёнка к дошкольному учереждению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_2.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

--

Часто причиной болезней человека является стресс, который он получил в младенчестве или раннем детстве. И трудно представить себе более стрессовую ситуацию в жизни ребенка, чем отрыв от привычной домашней обстановки и приход его в детский сад. Негативный опыт адаптации к дошкольному учреждению может отразиться и на физическом, и на психическом здоровье ребенка, и на адаптации к школе, а, возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды. Поэтому сегодня педагоги нашего детского сада   задумываются над тем, как комфортно, максимально безболезненно для ребенка провести мероприятия адаптационного периода.
1 сентября мы начинаем принимать малышей в первую младшую группу. Сегодня мы спокойно ожидаем этого дня. А совсем недавно находились в состоянии тревожного ожидания: опять будут слезы детей, беспокойство, а порой и агрессия родителей. И как результат всего этого – большое количество детей со средней и тяжелой степенью адаптации (дезадаптации), и наша обреченность на  рост заболеваемости.
(Слайд №3).  Мы убеждены в том, что детский сад не должен быть источником стресса для детей. Поэтому решили, что необходимо изменить существующее положение дел и постарались создать новую систему мероприятий, которая снизит напряжение и нервозность как детей, так и взрослых (родителей и педагогов). Возникла необходимость в инновации, обновлении и изменении процесса адаптации детей, т.к. появились явные противоречия между желаемыми и реальными результатами.

Первое, с чего мы начали, – это с полного изменения предметно-игровой среды группы раннего возраста. Сейчас группа обеспечена современными красочными игрушками, их много, дети свободно ими пользуются, не спрашивая: «Можно?». Второе – это серьезный и гибкий подход к ведению и оформлению документации периода адаптации, систематичное проведение медико-групповых совещаний, отчет на педсовете. Третье - самообразование воспитателей. До начала учебного года для педагогов наборных групп традиционно проводится семинар-практикум «Адаптация в жизни ребёнка». Мы учились по-новому общаться с родителями и детьми. Не просто дается поменять позицию с «Вы должны…» на позицию «Мы Вам хотели бы предложить…» или «Давайте попробуем…», «Поверьте, так будет лучше Вашему малышу…», (Слайд №4) Мы поняли, что родители безболезненно принимают только положительный образ их ребенка в глазах воспитателя. Поддерживаем и ободряем  самих родителей, первыми идем  на контакт с ними.

По отношению к детям  -  не ждем, когда плачущий малыш протянет к нам свои ручки; утешаем, гладим по спинке, говорим с ним, а не предлагаем поиграть с игрушками или, еще хуже, с другими детьми – все это является стрессом и довольно сложной задачей для малыша.  

Все знают, что проявление нехарактерных невротических симптомов у ребенка тревожит и пугает родителей. Они же отдают малыша в «чужие руки» и не знают, что с ним происходит в течение дня. Мы понимали, что без тесной связи с родителями вряд ли добьемся каких-то положительных результатов. Тогда мы решили проводить   собрание-практикум для родителей, которые только собираются привести своих малышей в детский сад. Собрание проводим в мае, где рассказываем родителям о периоде адаптации (просто и доступно), готовим практические советы, как подготовить ребенка к дошкольному учреждению, как сделать момент расставания наиболее безболезненным, приводим примеры из опыта работы, просим родителей набраться терпения на период адаптации (часто именно у взрослых не хватает выдержки и сил). Предлагаем приблизить домашний распорядок дня к распорядку дня детского сада. Просим не пугать детей детским садом и воспитателями и многое другое. На этом же собрании просим  заполнить анкету «Индивидуальные особенности моего ребенка», проводим экскурсию для родителей по дошкольному учреждению с посещением  группы. Родители получают памятки «Несколько советов, которые помогут безболезненно оставлять малыша утром в группе», «Распорядок дня», «Ваш ребенок поступает в детский сад», где содержится информация о времени работы детского сада, распорядке, правилах оплаты за содержание ребенка в дошкольном учреждении, указан телефон детского сада, имена и фамилии воспитателей, заведующего, медсестры и другие сведения. При составлении графика поступления в группу учитываем пожелания родителей.

 С 1 августа  в нашем детском саду ежегодно работает для малышей и их мам специальный консультационный клуб, который мы назвали «Вместе с мамой». В форме игровых занятий в течении 1часа 2 раза в неделю происходит знакомство воспитателей с детьми и родителями, родители начинают тесно общаться друг с другом и за стенами детского сада, дети начинают понимать, что в детском саду много детей, много игрушек. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Посещение консультационного клуба позволяет детям легко и менее болезненно войти в новый этап своей жизни. Ведь грамотно подобранные игры и развлечения делают желанным посещение детского сада. Тогда же собираем первичную информацию о ребенке, семье, условиях воспитания, предшествующих поступлению ребенка в сад.

Что же снижает напряжение, помогает переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие? Это, в первую очередь, игра. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.

 В первые дни пребывания ребенка в детском саду мы предлагаем родителям побыть вместе с ним в группе. Это, конечно, несколько усложняет работу воспитателей, но мы пошли на это, потому что ребенку так лучше. (Слайд№5) Кроме этого, мы работаем по специальному образовательному плану  на период адаптации, разработанному нами. Это комплекс специальных игр (игры с воспитателем, подвижные игры, пальчиковые, дидактические), игр-занятий, элементов театрализованной деятельности, общения и других видов организованной деятельности, которые вводятся постепенно и помогают малышу научиться находиться рядом с другими детьми, слышать воспитателя, отзываться на его обращение. Упражнения с водой стимулируют работу мозга детей и вызывают ощущения счастья и радости, т. е. такие чувства, которые невозможно вызвать волевыми усилиями взрослых. Совершенствуется зрительно - пространственная ориентация. Игра, которую мы предлагаем, называется: "Рыбаки и рыбки". Дети с сачками становятся вокруг емкости с водой (воображаемого озера) и с помощью сачка вылавливают рыбок, кладут их рядом на поверхность. При этом вырабатывается глазомер и координация движения руки. (Слайд№6) Очень нравится малышам игра «Наливаем, выливаем, сравниваем». В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:

· взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;

· собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камешки;

· приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде.

(Слайд №7) Помогает развить моторику рук игра «Рисунки на песке». Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.

 (Слайд №8) Наиболее эффективным, а иногда и единственным приемом работы при адаптации детей раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. Мы предлагаем шумовые игрушки, сделанные из различного цвета бусинок, можно порезать и дождик из фольги. Дети будут не только прислушиваться к шуму, но и с удовольствием разглядывать содержимое, потому что сама ёмкость - игрушка обязательно должна быть прозрачной.

(Слайд №9) Очень нравится детям играть с мыльными пузырями. Малыши с удовольствием пускают пузыри, пытаются дотронуться до них, чтобы лопнуть и испытывают только положительные эмоции.

Это не статичная подвижная наглядность, которая обязательно заинтересует и отвлечет малыша.

(Слайд №10) Мы считаем, что особое значение в период адаптации имеет музыкальная и элементарная театрализованно-игровая деятельность. Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, триоды или других музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. Важно, чтобы дети не только знакомились с бодрыми, веселыми и ласковыми, спокойными песнями и пьесами, но и приучались более точно воспринимать особенности музыкального звучания, а именно высоту, тембр, силу, длительность. Восприятие этих свойств музыкального звука связано с развитием у детей музыкально-сенсорных способностей.

Выполняя несложные задания в процессе игр со звучащими игрушками, детскими музыкальными инструментами, дети различают звуки по высоте: угадывают, кто кричит - корова или котенок, курочка зовет цыплят или они ей отвечают. Повторяя под музыку постукивания по бубну, осваивают ритм. Слушают звучание разных по тембру детских музыкальных инструментов, сами хлопают соответственно музыке тихо и громко. Музыка снимает напряжение у детей, расслабляет их.

(Слайд №11) А театрализованные игры дают возможность ребенку «прикрыться» взятым на себя образом, как бы защититься от окружающей его неизвестности. Здесь нам в помощь игра «Разговор с игрушкой». Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на нее свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать. (Слайд №12) 

В работе с родителями мы отдаем предпочтение нетрадиционной форме как наиболее интересной и продуктивной форме сотрудничества, при этом, не отвергая уже проверенные годами и зарекомендовавшие себя формы работы, а только дополняя их. Одной из интересных форм работы в нашей группе является планирование и проведение тематических акций.

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в образовании и воспитании ребёнка. Основными целями проводимых нами акций являлись: актуализация совместного опыта родителей и детей. Вкратце расскажу о некоторых из них. Чтобы у ребенка сформировать экологическую культуру: любовь к природе, чуткость к окружающему миру, привить элементарные трудовые навыки, в группе проводилась экологическая акция «Уборка». (Слайд № 13) Дети и родители совместно проводили уборку опавших листьев на участке, малыши с удовольствием знакомились с нехитрым инвентарем: граблями и метлами, чувствовали себя взрослыми, поняли, какое важное дело выполняют. Затем в группе ребята с удовольствием рассматривали фотографии, но, самое важное, научились заботиться о чистоте участка. (Слайд № 14) Таким образом, взаимодействуя с воспитателями и участвуя в жизни группы, родители приобрели опыт педагогического сотрудничества, сформировали положительное отношение к учреждению, а ребята получили первый трудовой опыт.

Выбирая тему для следующей акции, мы опирались на интересы, потребности детей, возникающие на данный момент. Дети, впервые пришедшие в детский сад, имеют низкий уровень формирования культурно-гигиенических навыков. (Слайд №15) Поэтому, считаем необходимым обучить детей доступным в данном возрасте культурно-гигиеническим навыкам в непринужденной, игровой форме. А кто лучше и понятней объяснит своему ребенку, как правильно умываться? Конечно, мама! Мы провели акцию «Водичка, водичка, умой мое личико!». Под веселое музыкальное сопровождение мамы показывали своим любимым чадам, как правильно мыть руки, умывать личико. В итоге получилось веселое развлечение. (Слайд №16)   Родители совместно с нами помогли сделать акцию интересной и полезной для дошколят.

И все же главный результат нашей работы – это прогноз адаптации, течение адаптации и заболеваемость. Очевидна тенденция к снижению заболеваемости - это неплохой результат. Конечно, выстраивать новую, научно обоснованную систему мероприятий на предадаптационный и адаптационный период для детей, родителей, педагогов, изменить схему общения, поведения и мышления сотрудников всего дошкольного учреждения – задача очень сложная. Но здесь не может быть полумер: вот что-то мы сделаем, а чего-то делать не будем. Только комплекс мероприятий для родителей, детей и педагогов, обязательный анализ периода адаптации, выявление причин каждого конкретного случая средней и тяжелой степени адаптации обязательно даст положительный результат в воспитании и развитии ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение процесса адаптации студентов

Статья. Психологическое сопровождение процесса адаптации студентов....

ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА

В статье представлен рефлексивный анализ молодого педагога о ходе процесса взаимной адаптации преподавателя и обучающихся в условиях современного среднего профессионального образования. ...

Презентация на тему: "Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации ребёнка к дошкольному учереждению"

Сбережение здоровья детей путём создания благоприятных условий пребывания, воспитания и образования в ДОУ....

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе.

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет...Детский сад – эт...

Дуальный подход как средство адаптации образовательного процесса для учащихся с ОВЗ 8 вида

Статья рассматривает опыт привлечения адаптационной дисциплины, рекомендованной Минобрнауки России (от 22.04.2015 N 06-443, Золотарева Н.М.) [1], в качестве средства адаптации при освоении задач учебн...

Презентация служит сопровождением к статье "Психолого-педагогические подходы в процессе преподавания русскому языку в техникуме"

Презентация является сопровождение статьи "Психолого-педагогические подходы в процессе обучения русскому  языку в техникуме". В ней подробно даётся информация и о формах контроля на уро...

«Организация адаптации ребёнка к ДОО» выступление на педагогическом совете.

Правильно подготовить ребёнка к началу посещения детского сада — это задача родителей. Если однажды утром привести малыша в группу и оставить его там, такая ситуация обязательно вызовет истерику...