Статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ АСПЕКТЕ"
статья на тему

Мирошниченко Наталья Ивановна
В статье рассматриваются опыт и результаты профессиональной компетентности педагога в индивидуальном аспекте, анализируются методы и приемы работы в этом направлении. В основу стать положены основы исследований педагогов и психологов по этой теме, а также федеральный государственный образовательный стандарт. Статья будет интересна педагогам образовательных организаций, студентам педагогических специальностей, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novaya_2.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ АСПЕКТЕ

Мирошниченко Наталья Ивановна, преподаватель

областное государственное автономное профессиональное

 образовательное учреждение «Яковлевский педагогический колледж»

(ОГАПОУ ЯПК), Россия Строитель

 В статье рассматриваются опыт и результаты профессиональной компетентности педагога в индивидуальном аспекте, анализируются методы и приемы работы в этом направлении. В основу стать положены основы исследований педагогов и психологов по этой теме, а также федеральный государственный образовательный стандарт. Статья будет интересна педагогам образовательных организаций, студентам педагогических специальностей, родителям.

 Учитель должен быть научно образованным профессионалом и

истинным учителем раньше, чем математиком или словесником

Л.С. Выготский

Современный педагог выступает для детей в роли соратника, наставника, друга. Он должен постоянно самосовершенствоваться и создавать необходимые условия для развития творческого потенциала обучающихся, принимать активное участие в различных конкурсах, выставках, повышать свой профессионализм на курсах повышения квалификации и семинарах. И, конечно, современный педагог должен быть профессионально компетентен в работе с родителями, привлекать их к совместному процессу воспитания детей, а также активно взаимодействовать с психологами.

Идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на высшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. Через это педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений. Быть компетентным педагогом означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Компетентность – это сплав теоретической и практической готовности человека к педагогической деятельности. А профессиональная компетентность – это и есть профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

Педагогическое мастерство, по мнению А.С. Макаренко, это «Знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная» [].

Одним из важных документов в настоящее время является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Основой ФГОС положена единая теоретическая основа – системно-деятельностный подход, который предполагает – воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся: поддержка разнообразия детства; всестороннее развитие ребенка; не предполагает аттестацию детей; дает навигацию (ориентиры) культуре, обеспечивает здоровье, безопасность и здоровый образ жизни ребенка; ставит цель – культурное развитие ребенка.

Психолого-педагогические исследования говорят, что максимальный эффект в реализации имеющихся у ребенка возможностей достигается лишь в том случае, если применяемые методы, средства и формы обучения, принципы развития и воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями возраста и с учетом индивидуального развития ребенка. Роль психолого-педагогической культуры, компетентности учителя становится сегодня приоритетной. Выбираемые мною педагогические технологии и программы  ориентированы, в первую очередь, на личность ребенка, на сохранение его здоровья (в том числе, психического), на непрерывное развитие ребенка и воспитание его.

Успешность работы учителя в значительной степени обуславливается также его личностью, характером, взаимоотношениями с обучающимися. Таким образом, содержание профессиональной компетентности включает: педагогическое мастерство, личностные качества, интересы и склонности педагога. Основой профессионализма педагога на современном этапе является его умение и готовность принятия других людей, в частности, студентов такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, умение обучать их, не давая категоричных оценок этим особенностям. Данное требование к личности учителя необходимо, прежде всего, для реализации и развития провозглашенной в отечественной системе образования идеи гуманизации. Стремясь постичь секреты профессиональной компетентности, я как педагог, главным образом стремлюсь совершенствовать методы обучения и воспитания обучающихся. Именно с помощью методов и приемов включаю своих студентов в различные виды учебной деятельности, в первую очередь, творческой. и тем самым формирую у них определенные знания, умения, навыки, отношение, поведение.

Профессионализм - самый высокий уровень педагогической компетентности.

 Это овладение смыслами профессии, профессиональными позициями, ее гуманистической направленностью, плюс владение высокими образцами труда (мастерство), плюс поиск нового (новаторство). «Профессиональная компетентность, превышающая уровень требований момента, является необходимой предпосылкой творческого отношения к труду и выхода за рамки стандарта» (В.Г.Оннушкин) [].

Профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает.

Использованная литература

  1. Макаренко А.С. Пед. соч.: в 8 т. т.4.-М., 1985.-236 с.
  2. Морева Н.а. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-3-е изд., стер.-М: Издательский дом «Академия», 2008.-432 с.
  3. Оннушкин В.Г., Огарев Е.И. образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии.-СПб.-Воронеж, 1995.-232 с.
  4. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ∕ Е.Ю.Пряжникова, Н.С.Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.
  5. Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения / М.И. Станкин. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998.-368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентность педагога среднего образования

В связи с этим актуализируется проблема развития профессиональной компетентности педагога среднего образования.Компетентность — новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе професси...

Проблемы развития профессиональной компетентности педагога

Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.Готовы ли педагоги школы к самопознанию?...

Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....

Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....

Профессиональная компетентность педагога в системе СПО

Одной из основных задач  методической службы колледжа является формирование профессионально грамотного, креативного педагога, способного не только давать студентам глубокие теоретические знания, ...

Презентация "Инновационное пространство как фактор повышения профессиональной компетентности педагога"

Цель: обосновать роль инновационного пространства в повышении профессиональной компетентности.Задачи:1. Раскрыть понятия инновационное пространство и профессиональная компетентность.2. Рассмотреть ком...