Проблемы развития профессиональной компетентности педагога
статья по теме

Будаева Наталья Николаевна

Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.

Готовы ли педагоги школы к самопознанию?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы развития профессиональной компетентности педагога

        В конце 1960 - начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается компетентностный подход в образовании.

        Компетентность  –  специфическая  способность,  необходимая  для  эффективного

выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая

специальные знания, способ мышления, особого рода предметные навыки, а также по-

нимание ответственности за свои действия. Быть компетентным – значит иметь набор

специфических  компетентностей  разного  уровня:

  • наблюдать,
  • быть  глубоко  осведомлённым в предмете,
  • самостоятельно ставить вопросы
  • доказывать собственную правоту,
  • справляться с межличностными конфликтами и т.п.

        Раскрывая природу компетентности можно отметить, что она проявляется только в органическом единстве с ценностями человека (при условии глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности).

Стороны профессиональой компетентности:  

  • Педагогическая деятельность (технология труда учителя, знание своего предмета, методики преподавания, психолого-педагогических основ обучения и воспитания);
  • Педагогическое общение (климат и атмосфера труда);
  • Личность (ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя).  

Итак, профессиональной компетентностью – является труд учителя, в котором на достаточном уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. Следовательно,  необходима  работа  по  саморазвитию  педагогов  в  области  повышения  качеств  ПК:  передача  информации,  организация,  формирование  и  рефлексия учебного процесса.  

        Таким  образом,  можно  констатировать,  что  кризис  профессиональной компетентностью испытывают многие учителя, уже работающие не первый год в школе, не обладающие достаточно  развитыми  профессионально  значимыми  качествами.  Недостаточный  уровень саморазвития педагогов, порой даже нежелание самосовершенствоваться. А изменение стандартов предъявляют новые требования к педагогическим кадрам и уровню профессиональной компетентностью. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности,  формирование  восприимчивости  к  педагогическим  инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

        Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и  модернизации  профессионального  опыта,  ведущий  к  развитию  индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

        Профессионализм педагога рассматривается сегодня как условие достижения со-временного качества образования «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников и всему новому учителя – ключевая особенность современной школы».

        Пройдя по школе и поинтересовавшись у педагогов я услышала проблемы: умение оценивать качество знаний учащихся, работа по развитию навыков учебного труда, индивидуальный подход, умение планировать работу, знание ПП основ обучения, работа по развитию у учащихся мышления, чувство нового в работе, педагогический такт.

        Следовательно,  необходима  работа  по  саморазвитию  педагогов  в  области  повышения  качеств  ПК:  передача  информации,  организация,  формирование  и  рефлексия учебного процесса.  

        Таким  образом,  можно  констатировать,  что  кризис  профессиональной компетентности испытывают многие учителя, уже работающие не первый год в школе, не обладающие достаточно  развитыми  профессионально  значимыми  качествами.  Недостаточный  уровень саморазвития педагогов, порой даже нежелание самосовершенствоваться. А изменение стандартов предъявляют новые требования к педагогическим кадрам и уровню профессиональной компетентности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности,  формирование  восприимчивости  к  педагогическим  инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

        Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и  модернизации  профессионального  опыта,  ведущий  к  развитию  индивидуальных
профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 51-55.

Иванова Д.И., Митрофанов К.Р., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструкции. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101с.

Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 528 с.

Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. - М., 2000. - С. 360-362.

.Кудря Л. Ноосферные компетенции и учительская компетентность всовременной школе/ Л. Кудря, Л. Уварова //Народное образование.-2007.-№9.-С.44-46

Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. - 2001. - №10. - С. 56-61.

Поздняков, А. Формирование компетентности будущих педагогов и

руководителей образования/ А. Поздняков //Народное образование.-

2008.-№1.-С.С.141-145.

Равен Дж. Компетентность в современном обществе. - М: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002.

Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.И. Ушакова. М., 1935.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....

Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....

Профессиональная компетентность педагога в системе СПО

Одной из основных задач  методической службы колледжа является формирование профессионально грамотного, креативного педагога, способного не только давать студентам глубокие теоретические знания, ...

Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога

Статья посвещена важности самообразования для педагогического работника. В ней рассматриваются этапы самообразования педагога-воспитателя, мотивы, побуждающие к нему, даются рекомендации по составлени...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...