Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога
статья на тему

Статья посвещена важности самообразования для педагогического работника. В ней рассматриваются этапы самообразования педагога-воспитателя, мотивы, побуждающие к нему, даются рекомендации по составлению личного плана и обработки результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_chteniya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Роль самообразования в развитии

профессиональной компетентности педагога

        

Самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности

Апробировать — официально одобрить, утвердить, обнародовать что либо.

Эрудиция - глубокие, основательные познания в какой-либо области.

Мониторинг — непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями.

Имидж — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. 

Эмоциональное выгорание— это симптом нашего времени. Это состояние истощения, которое приводит к параличу наших сил, чувств и сопровождается утратой радости по отношению к жизни. 
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь.

Самоанализ - Анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков.

Рефлексия - размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.

Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.

 Константин Сергеевич Станиславский

Совершенствование качества обучения и воспитания  напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др..

Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие   к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию,  воспитательному мероприятию и др.  возникает необходимость поиска и анализа новой информации
  • Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарно-тематическому плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках,  формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят ребенка в объединение,   к  конкретному педагогу.  
  • Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим   быть обидно.
  • Материальное стимулирование.  Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
  • Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелись сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно  учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Какова же предметная область приложения этих глаголов?

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
  • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

На разных этапах профессионального развития педагога самообразование имеет приоритетные содержательные аспекты.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

  Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

     Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

  1. Выбор направления и темы самообразования.
  2. Формулирование цели и задач самообразования.
  3. Определение круга источников информации.
  4. Выбор формы самообразования.
  5. Составление плана самообразования.
  6. Определение результата самообразования.
  7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

 

Рассмотрим данные этапы.

     1 этап – выбор направления самообразования

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т.д. В связи с этим направлениями самообразования могут быть:

  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое, ориентированное на учащихся и родителей;
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества, предупреждение эмоционального выгорания и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
  • информационно-компьютерные технологии;
  • здоровьесбережение;
  • правовое;
  • эстетическое;
  • историческое;
  • иностранные языки;
  • политическое;
  • интересы и хобби;
  • и т.д.

  2 этап – выбор темы самообразования

Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.

Критерии отбора темы по самообразованию

1. Новизна

Может проявляться в разной степени: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и реализации отдельных сторон педагогического процесса.

2. Актуальность

Содержание темы по самообразованию должно быть значимо как для педагога, так и для данного учреждения   в целом:

  • социальной адаптации воспитанников всех видов и типов;
  • формирования здорового образа жизни;
  • привлечения семьи к организации жизнедеятельности детей и подростков.
  • создание воспитательных систем в детских сообществах;
  • обобщение инновационного опыта педагогов.

3. Соответствие современным достижениям науки

Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки.

4. Стабильность

Необходимы: сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного временного периода.

5. Возможность использования опыта другими педагогами

6. Оптимальность опыта

Достижение высоких результатов при относительно экономных затратах времени, сил педагогов и воспитанников, при этом не в ущерб решению других образовательных и воспитательных задач.

Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

  3 этап – формулировка цели и задач самообразования

Целями самообразования могут быть:

  • повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
  • изучение и внедрение новых педагогических технологий;
  • изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
  • совершенствование своих знаний в области педагогической психологии

     При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

     Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

4 этап – определение круга источников информации

    Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • материалы сети Интернет;
  • видео, аудио информация на различных носителях;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • уроки коллег;
  • путешествия и т.д.

5 этап – выбор формы самообразования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:

  • индивидуальная и
  • групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог.

Групповая форма в виде деятельности методического объединения,  семинаров, практикумов,  курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.  

6 этап – составление плана самообразования

   На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • название темы;
  • цели;
  • задачи;
  • предполагаемый результат;
  • этапы работы;
  • сроки выполнения каждого этапа;
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
  • способ демонстрации результата проделанной работы;
  • форма отчета по проделанной работе.

 Деятельность педагога в области самообразования может включать в себя:

  • систематический просмотр определенных телепередач;
  • чтение конкретных педагогических периодических изданий;
  • чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
  • участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
  • прохождение курсов повышения квалификации;
  • проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  • посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

  7 этап – определение результата самообразования

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования   на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • разработка пакета тестового материала в электронном виде;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • разработка модели образовательного процесса;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
  • и т.д.

8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

     Формами отчетных работ могут быть:

  • обобщение опыта;
  • доклад;
  • сбор и анализ отчетной документации;
  • презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  • Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт педагога является фактором изменения образовательной ситуации, он понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.
  • Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
  • Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
  • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

         Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога

  • Повышение качества преподавания предмета,
  • Готовность к педагогическому творчеству,
  • Профессиональный и карьерный рост,
  • Создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника,
  • Соответствие педагога требованиям  общества и государства.

Список литературы:

1.Ганин Е.А

Педагогические условия использования современных информационных и коммуникативных технологий для самообразования. ИТО; 2003г.

2. Гокеев А.Д., Пашков А.Г и др.

Педагогика профессионального образования

Учебное пособие М:2004

3.Комаров Е.

Организация, психология и технологии самообразования человека.

Управление персоналом. 2001№4

4. Голицына Н.С

Копилка педагогических идей. Работа с кадрами . М.:”Издательство Скрипторий.” 2006г.

5. Малкова О.А

Формирование навыков профессиональной самореализации педагогов.

М.,АСТ 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы развития профессиональной компетентности педагога

Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.Готовы ли педагоги школы к самопознанию?...

Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....

Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....

Профессиональная компетентность педагога в системе СПО

Одной из основных задач  методической службы колледжа является формирование профессионально грамотного, креативного педагога, способного не только давать студентам глубокие теоретические знания, ...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...