Презентация "Формирование духовно - нравственных качеств личности младших школьников в условиях ГПД"
презентация к уроку на тему

Казанцева Людмила Анатольевна

Основные направления работы:

- спортивно - оздоровительная

- общекультурная

- духовно - нравственная

- социальная деятельность

- проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3 класс 141.75 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области.

МКУ «Управление образованием ГО Богданович»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 2

Аналитический отчет

за межаттестационный период

2011 – 2016 учебный год

«Формирование духовно - нравственных качеств личности

младшего школьника в условиях ГПД »

                                                                         

                                                                  Составитель:

                                                                       Казанцева Людмила Анатольевна

                                                                  воспитатель ГПД  первой

                                                                  квалификационной категории

Богданович

Содержание

Введение                                                                                                             3

I Аналитическая часть.

1.1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших

школьников как первостепенная задача  современной

образовательной системы                                                                                 7

1.2. Реализация инновационного подхода для формирования

духовно – нравственного сознания младших школьников

в группе продленного дня                                                                               12                                                                        

II Проектная часть.                                                                                          30

Заключение                                                                                                       32

Список литературы                                                                                          34

Приложения                                                                                                      36

                  Введение

                                  «Педагогический процесс

                                              только тогда хорош, когда в нём

                                                  воспитание идёт впереди обучения,

                                         ибо вызванные им к действию

                                             духовные силы будут впитывать

                                           знания как пищу, необходимую

                             для дальнейшего роста

                                                              и становления личности  школьника»

Ш. А. Амонашвили. 

В настоящее время духовно-нравственное воспитание младших школьников - актуальная проблема.

Современное общество бросает социальные и моральные вызовы школьному образованию:

  • Морально-нравственная дезинтеграция общества.
  • Низкий уровень доверия и социальной солидарности.
  • Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта.
  • Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения.
  • Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций.
  • Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования.
  • Усиление миграционных процессов.
  • Недостаточный уровень воспроизводства населения.
  • Снижение физического, социального и психического здоровья населения.

Таким образом, перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

В ФГОС второго поколения духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая разработана в соответствии с:

  • Конституцией Российской Федерации
  • Законом Российской Федерации «Об образовании»

«Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему нашей страны».[1] 

Одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся. Этот раздел направлен  на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Все это привело меня к выбору темы работы в межаттестационный период: «Формирование духовно - нравственных качеств личности младшего школьника в условиях ГПД », что требовало решения следующих задач:

- изучение и анализ психолого – педагогической, методической литературы и нормативно – правовой основы по проблеме духовно – нравственного воспитания детей;

- выбор соответствующих технологий и методов работы, адаптация их по возрасту и уровню развития для детей младшего школьного возраста;

- создание во внеклассной деятельности воспитывающую и развивающую среду, благоприятные условия для формирования нравственных качеств детей младшего школьного возраста;

- анализ степени эффективности и результативности выбранных форм, методов, технологий, уровень их влияния на общее развитие нравственно – здоровой личности, социально адаптированной к условиям современной жизни (мониторинг).

Предмет исследования – условия для духовно - нравственного воспитания младших школьников в режиме группы продленного дня.

Объект исследования – духовно – моральных качества личности младших школьников как процесс их нравственного воспитания.

Гипотеза: процесс формирования духовно – нравственного сознания младших школьников будет более успешным, если в воспитании использовать современные технологии и действенные формы и методы работы.

Планируемые результаты:

-  формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

- формирование ценностного отношения к прекрасному.

Этапы работы:

I этап. 2011-2012 годы. Совершенствование уровня профессионального мастерства. Изучение нормативно – правовой и научно - методической литературы по проблеме духовно – нравственного воспитания школьников. 

II этап. 2013-2015 годы. Реализация духовно – нравственного направления посредством использования инновационных технологий.

 III этап. 2016 год. Анализ результатов работы.

Цель моего аналитического отчета - проведение анализа и оценки собственной педагогической деятельности по формированию духовно – нравственных качеств личности младшего школьника.

Задачи:

- представление  образовательному  сообществу    результатов  своей  педагогической  деятельности  за  межаттестационный  период;

- анализ результатов внедрения инновационных педагогических технологий в воспитательный процесс;

- определение программы деятельности на следующий межаттестационный период.

Объект  анализа:  собственная  педагогическая  деятельность.

Предмет  анализа:  воспитательное пространство группы продленного дня для духовно – нравственного развития обучающихся.

Практическая значимость заключается в том, что разработанный комплекс занятий и мероприятий способствует развитию духовно-нравственных качеств школьников, а именно, ответственности, доброжелательности, трудолюбию.

В аналитической части представлено духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников как первостепенная задача  современной образовательной системы, определены инновационные подходы к воспитанию духовно – нравственной личности, проведен мониторинг результатов. В проектной части определены цель и задачи перспективного планирования.

I Аналитическая часть.

1.1. Духовно-нравственное развитие и воспитание

как первостепенная задача  современной образовательной системы

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Новая российская школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим модернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

- патриотизм любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

- социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

- семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

- наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

- традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

- природа эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

- человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Итог работы в данном направлении зафиксирован в портрете выпускника начальной школы. Выпускник начальной школы должен:

- уметь учиться;

- владеть опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах городского и регионального уровней;

- обладать основами коммуникативной культуры;

- быть любознательным;

- любить свой край и свою Родину;

- уважать и принимать ценности семьи и общества;

- быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

- выполнять правила здорового и безопасного образа жизни для себя и

окружающих.

Общей целью современного образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Воспитание личности есть процесс её целенаправленной социализации. Нравственное воспитание – это педагогический процесс моральной социализации школьников, направленные на организацию усвоения ими социального морального опыта и осуществление их нравственной подготовки, благодаря чему, происходит нравственное формирование и включение личности ученика в систему доступных ему общественных отношений. 

Воспитательная работа в начальной школе опирается на целевые ориентиры воспитательной системы школы и строится с учетом возрастных, психофизиологических особенностей детей начальной школы.

Нормативными документами, регулирующими образовательную деятельность воспитателя группы продленного дня являются:

1. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ.

3 Федеральный государственный образовательный стандарт (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22 декабря 2009 года и  вступил в силу 1 сентября 2011 года по всей стране).

4. Закон Свердловской области от 15.07.2013 №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».

5. Региональный (национально - региональный) компонент государственного образовательного стандарта общего образования Свердловской области.

6. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

7. Письмо Министерства образования РФ от 02. 04. 2002 г. № 13 – 51 – 28 / 13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22. 09. 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 г № 373».

9. Конвенция ООН о правах ребёнка.

10.Устав школы.

11. Примерная должностная инструкция воспитателя группы продлённого дня.

12. Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям образования.

13. План действий по модернизации общего образования (распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 года).

В Федеральных государственных стандартах общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих, инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовных, социальных, семейных и других ценностей.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно- нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Результатом воспитательной работы должен стать не человек, запомнивший определенные духовно-нравственные установки, а мыслящая личность, способная выбирать адекватные нормы поведения и воплощать их в поступках. Управление учебно-воспитательной деятельностью означает выстраивать так процесс обучения, чтобы в нем находили отражение интересы, жизненные планы и ценностные ориентации в контексте жизнедеятельности каждого обучающегося.

1.2. Реализация инновационного подхода для формирования

духовно – нравственного сознания младших школьников в группе продленного дня.

Проблема поиска оптимальных методов, способствующих формированию нравственной сферы личности и решению задач нравственного воспитания, остаются актуальными и в современных условиях приобретают особое значение. Актуальность обусловлена тем, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием "внутренняя позиция".

Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.

Следует отметить, что младшие школьники, остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе.

Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от педагога внимания и специальной педагогической работы. Обращенность морального сознания вовне и недостаточный уровень самосознания приводят к тому, что нравственная роль в поведении младших школьников оказывается слабой.

Поступки детей зачастую носят подражательный характер или вызываются импульсивными внутренними побуждениями. В связи с этим возникает необходимость развивать нравственное самосознание детей младшего школьного возраста и обогащать яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения.

Для оптимизации учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня была проведена диагностика обучающихся, которая направлена на изучение уровня воспитанности  по методике М.И.Шиловой, которая отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

  • Отношение к обществу, патриотизм.
  • Отношение к умственному труду.
  • Отношение к физическому труду.
  • Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности).
  • Саморегуляция личности (самодисциплина). (Приложение 1)

Результаты  диагностики уровней проявления воспитанности младшего школьника (Приложение 2. Таблица 2) сведены в таблицу. ( Таблица 3)

Таблица 3

Результаты диагностики уровней проявления воспитанности обучающихся ( 1 класс)

Уровень воспитанности

низкий

средний

высокий

Количество человек

9

17

2

%

32%

61%

7%

Представим результаты диагностики в виде диаграммы. (Диаграмма 1)

Диаграмма 1

Результаты диагностики уровней проявления воспитанности обучающихся ( 1 класс)

Результаты диагностики воспитанников показали, что большинство обучающихся в группе имеют средний уровень воспитанности – 61% школьников. 32 % - обучающиеся с низким уровнем воспитанности: это дети со слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. И только 7 % обучающихся с устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении.

По результатам диагностического исследования сделала вывод: необходимо, учитывая возрастные психологические и физиологические особенности воспитанников, так как они непосредственно влияют на формы, методы и содержание нравственного воспитания, вести планомерную воспитательную работу по формированию духовно – нравственного сознания воспитанников. Необходимы были действенные формы и методы воспитательной работы.

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения.

Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяют такие группы методов:

- методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

- методы стимулирования поведения и деятельности.

Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего школьника, считаю,  состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Поэтому свою воспитательную работу строю на принципах:

- принцип непрерывности воспитательного процесса;

- создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема;

- создание образовательной среды через обеспечение разных видов деятельности на основе организации взаимодействия между детьми, педагогами и родителями, соединение развивающего обучения с художественно-эстетическим развитием в непрерывном творческом взаимодействии;

- принцип системно - деятельностной организации воспитания;

- воспитание через творчество, творческая деятельность выступает средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка.

Нравственные ценности формируются в процессе активного самостоятельного освоения ребёнком окружающего мира в личностно значимой деятельности. В процессе становления ценностного отношения реализуется следующий механизм: от нравственных знаний – к нравственным чувствам и убеждениям, а затем к опыту нравственного поведения.

Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера. В последнее время в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных и коммуникационных технологий в работе с детьми. Перед педагогом сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности.

В своей деятельности использую современные педагогические технологии:

- личностно-ориентированного развивающего обучения;

- игровые технологии;

- технология КТД;

- здоровье сберегающие технологии;

-технология нестандартных воспитательных часов;

- проектная технология;

- сотрудничество.

Была  разработана  программа  внеклассной  работы  для  учащихся  начальной  школы. 

Основные направления воспитательной работы:

         - спортивно-оздоровительное (организация  спортивных  соревнований,  проведение  бесед  по  охране  здоровья  для  учащихся  и  их  родителей); 

         - общекультурное (проведение  экскурсий,  совместная  работа  с  библиотекой, организация  выставок  детских  работ,  этические  беседы); 

         - духовно-нравственное направление (тренинговые  игровые  упражнения,  групповые  и  индивидуальные  беседы  по  обсуждению  проблем  отношений  со  сверстниками,  развитию  умений  анализировать  эмоциональное  состояние  другого,  повышению  уровня  бесконфликтного  общения). 

        - социальная деятельность (проведение  субботников,  организация  дежурства  и  трудовых  акций). 

Каждый  вид  внеклассной  деятельности:  творческий,  познавательный,  спортивный,  трудовой,  игровой  —  обогащает  опыт  коллективного  взаимодействия  школьников  в  определённом  аспекте,  что  в  своей  совокупности  даёт  большой  воспитательный  эффект.

  Внеклассная  работа  была  нацелена  на  создание  педагогических  и  социально-психологических  условий,  позволяющих  формировать  у  младших  школьников  умения  ориентироваться  в  социальной  среде,  формирование  коммуникативной  культуры,  развитие  умения  общаться  и  сотрудничать,  формирование  духовно-нравственных  качеств  личности, расширение и укрепление ценностно – смысловой сферы личности.

В формировании национальных ценностейроссийского общества у младших школьников использую разнообразные виды деятельности.

Патриотизм.

Воспитание любви к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.

Большую работу провожу и по воспитанию патриотизма обучающихся.

Посетили городской музей и  музей школы № 9. У обелиска возложили цветы в память о павших героях гражданской войны.

Воспитанники видят, как изменяется и хорошеет наш город. Это способствует формированию чувства уважения к людям труда, эстетических чувств и чувства патриотизма. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств.

Ежегодно с воспитанниками принимаем участие в концерте для ветеранов ко Дню Победы, в акции «Поможем ветерану». Дети активно изучают героическую историю своей семьи, участвуют в написании рассказов – сочинений «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», приносят фотографии своих прадедов для участия в шествии Бессмертного полка в День Победы.

Воспитание творческой самостоятельности, инициативности, познавательной активности, развитие социальных навыков невозможно без приобретения школьниками опыта проектно-исследовательской деятельности. В своей работе использую метод проектной деятельности.

Работа над проектами - это увлекательная интересная и вполне посильная для детей организация исследовательской деятельности воспитателя и учащихся. Она ориентирована на творческую самореализацию личности воспитанника путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания проекта.

Дети активно участвуют в проектах:

-  Колясникова Настя получила диплом за 2 место по России за проект

« Моя малая Родина».

- Ногина Вероника участвовала в научно – практической конференции школьных проектов с темой   «История игрушек».

Социальная солидарность.

Свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь и достоинство.

В свою работу я включила часы этики – развивающие индивидуально - групповые занятия. Они носят преимущественно практический характер : беседы о дружбе, о вежливости, о равнодушии, тренинговые занятия, обыгрывание проблемных ситуаций, всевозможные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, произвольности поведения, основных эмоциональных состояний, коррекции поведенческих навыков.

Так, на занятии «Выбери меня» было видно, что каждому ребенку очень хотелось, чтобы в качестве верного друга был именно он, и обижались, если в группе выделяли всего несколько таких детей, с которым хотел бы дружить каждый из группы.

На занятии «Час общения» проводилась игра « Здравствуй, друг!», на которой дети очень несмело говорили друг другу добрые слова.

Но больше всего детям нравится занятие «Радуга этикета» На занятии дети придумывали ситуации из жизни, и сами находили выход из них. На этом занятии дети чувствуют себя раскованнее. Такое занятие способствует формированию у воспитанников способов оптимального поведения в различных ситуациях, закреплению нравственных норм и привычек, полученных в ходе предыдущих мероприятий.

Часто провожу с воспитанниками беседы на духовно – нравственные темы: «Друг - это слово большое», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Полезные привычки», «Миф о сотворении человека», «Я и мир моих отношений».

Для реализации плана работы с детьми по воспитанию у них нравственных качеств использую  подвижные игры. Характерной чертой ребенка этого возраста является стремление воплотить в игре образы своей фантазии, проявить свою активность, показать свою индивидуальность, самостоятельность, что, несомненно, способствует формированию нравственных качеств личности, а именно: нравственного поведения, нравственных представлений и нравственных чувств. (Приложение 5)

Очень нравится моим детям игра «Карусель», когда образуются два кольца: внутреннее и внешнее (динамические пары). Внутреннее кольцо - это стоящие неподвижно «ученики», а внешнее – «учителя» через каждые 30 секунд меняются (движутся по часовой стрелке). Таким образом, «ученики» успевают ответить на вопрос, закрепляя изученное. Затем группы меняются ролями и «учителя» задают новые вопросы.

Игра «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

«Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Активный метод обучения (АМО) «Дерево решений» предполагает деление класса на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на «деревьях» соседей свои идеи.

В духовно – нравственном воспитании большое значение имеет проведение различных КТД и участие в социально – значимых акциях: «Кормушка» , «Помоги друга собрать в школу». Всем классом мы посетили наш детский дом и подарили детям – сиротам подарки.

Гражданственность.

Служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок.

Регулярно провожу часы права: «Конституция России», «Законопослушный гражданин». Мои воспитанники изучают историю Уральского Добровольческого танкового корпуса, принимают активное участи в смотре солдатской инсценированной песни, занимая призовые места.

Здоровье.

Духовно – нравственное, социальное и психологическое здоровье, здоровый образ жизни.

Много времени уделяю на создание положительного эмоционально – психологического климата в группе, проводя динамические паузы, подвижные игры на сплочение коллектива.

Воспитанники активно участвуют в Днях Здоровья, в спортивных соревнованиях. Провожу беседы о санитарно – гигиенических нормах.

Огромное значение в воспитании личности имеют школьные традиции. Воспитанники принимают активное участие в Дне Здоровья, в праздновании Масленицы. В День рождения школы совместно с родителями ежегодно участвуем в соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья».

На прогулке во время группы продленного дня ребята с огромным увлечением играют в спортивные игры: футбол, волейбол, принимают участие в школьных соревнованиях. В игре в детях пробуждается чувство товарищества, взаимопомощи, дети чувствуют свою причастность к общему делу, учатся соотносить свои личные интересы с интересами коллектива.

Ежегодно принимают участие в кроссе Наций. Во время спортивных соревнований ребята активно болели за своих товарищей - спортсменов, искренне радовались успехам.

Труд и творчество.

Любовь к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость.

Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела.

Дети вместе с родителями участвовали в посадке деревьев возле школы  (Аллея Дружбы). Цветами оформляли клумбы на школьном дворе.

В настоящее время стало возможным достаточно широкое применение компьютерных технологий. На своих занятиях я использую компьютерные презентации. Дети с помощью родителей делают презентации на темы: «Профессии моих родителей», « Сказка про краски», « Эти удивительные птицы», « О писателях и поэтах» и другие.

Мы участвовали в Международном детском творческом конкурсе « Осень Золотая». Дети сделали рисунки, аппликации, поделки. За участие в конкурсе получили сертификаты за оригинальность и необычность своих работ.

При формировании у детей нравственных качеств важна организация общественно полезной практической деятельности учащихся. В такую деятельность можно включать не только уборку класса, субботники или приведение в порядок своего рабочего места, но и подготовку к различного рода мероприятиям, оформление классной комнаты к праздникам, разовые поручения.

Наука.

Ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.

Мои воспитанники – активные участники школьных, районных, всероссийский и международных олимпиад по разным предметам.

Принимали участие в Международном конкурсе « Я – Энциклопедия» по разным дисциплинам, в олимпиаде  «Русский с Пушкиным», участвовали в Международной интеллектуальной игре «Большие гонки». Наша команда « Пегас» получила грамоты за активное участие, проявленные знания и волю к победе.

Мои воспитанники участвуют в школьном конкурсах плакатов, рисунков, принимают участие в конкурсе чтецов о войне, о маме, занимая призовые места.

Технология «Портфолио». Накопление детьми индивидуально – образовательных, творческих, спортивных, трудовых, социально - значимых достижений. Ведение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать дальнейшее обучение более правильным.

Искусство и литература.

Красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие.

Огромную роль в воспитании младшего школьника играют литературные произведения, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. Так всем классом мы посещаем городскую библиотеку. Работники библиотеки проводят для ребят прекрасные занятия:  «Азбука безопасности»  – тематический час, игра – викторина « Сказка- ложь, да в ней намёк», беседа с презентацией по книге Воронковой   «Девочка из города». Воспитание духовно - нравственных чувств детей происходит особенно успешно, если они осознают идею художественного произведения и мотивируют поступки героев.

Мы с ребятами уже несколько лет ведём читательские дневники, где учащиеся записывают свои мысли о прочитанном. Делают зарисовки к произведениям. В классе оборудован читательский уголок, где помещены сведения об авторе, произведения которого мы читаем в данный момент. Там же – правила обращения с книгой, советы читателям.

Одной из форм воспитательного процесса является экскурсия.

Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника (самостоятельности, инициативности, определенных организаторских способностей, умения работать вместе, проявляя подлинную заботу друг о друге и оказывая взаимопомощь).

В своей работе я использую разные виды экскурсий. В первую неделю сентября провожу экскурсию по школе. Дети знакомятся со своей классной комнатой, актовым залом, библиотекой, кабинетом директора , столовой и кабинетом врача. Во время экскурсии рассказываю своим ученикам об элементарных правилах культурного поведения: как надо обращаться ко взрослым, как здороваться при встрече, как прощаться с ними и одноклассниками.

Природа.

Эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля.

Общение с природой – прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Так в сентябре мы классом и родителями побывали на экскурсии в природном парке « Оленьи ручьи»,  в 100 километрах от Екатеринбурга. Встретились с самой настоящей вековой природой, получили море эмоций.

Осенью работали над проектом: «Растения России». Вспомнили названия деревьев и кустарников, произрастающих у нас, в игровой форме учились их определять по описанию ( игры «Узнай дерево по описанию», «От какого дерева лист», «Раз два три к дереву беги», «Найди лист необычной окраски» и др.),  отгадывали загадки о деревьях, подбирали стихи. Результатом проекта стало составление альбома «Растения России».

В сотрудничестве с родителями были созданы проекты: «Осень, осень, в гости просим». Собрали природный материала, оформили гербарий, сделали  аппликации  из засушенных листьев, открыток в подарок. Родители помогли собрать народные поговорки и пословицы про осенние месяцы.

Итогом этой работы стало занятие «Осенний марафон». Оно прошло в виде соревнования, где учащиеся ещё раз повторили и закрепили знания об осенних месяцах.

Родители с детьми съездили на экскурсию в ледяную Кунгурскую пещеру. Загадочные тайны древности хранит в себе пещера. В ней много красивейших гротов, несколько подземных озёр.                              

Традиционно провожу осеннюю, зимнюю и весеннюю экскурсии в парк, где дети наблюдают за сезонными изменениями в природе, играют, собирают природный материал. Наблюдая за природой, ребята в дальнейшем с удовольствием принимают участие в школьных акциях «Кормушка».

В осенние месяцы мы занимаемся сбором природного материала, потом из него делаем различные поделки. Это одно из любимых занятий у ребят. Во время экскурсий в природу я напоминаю детям о том, что они должны по-хозяйски относиться к природе, оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.

    Семья.

Любовь и верность, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении семьи.

Воспитываю в детях уважительное отношение к своей семье, любовь к близким. Регулярно проводим семейные праздники: «День матери», «Новый год», «8 Марта». Ко дню Матери изготовили поздравительные открытки, украсив их аппликацией из листьев «Красивый букет в вазе».

Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. На это есть две причины. Первая - родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. А вторая - это то, что зачастую современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.

В работе с родителями использую следующие формы:

-  интерактивные: анкетирование, вечера вопросов и ответов.

- традиционные: родительские собрания, праздники с участием родителей, поездки с родителями, семейные спортивные состязания, творческие и спортивные конкурсы на природе в день здоровья;

- просветительская деятельность: организация родительского всеобуча, выпуск информационных листков, родительские лектории. Уроки этики, на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье. Девизом этих лекториев является народная мудрость: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Эти формы работы помогли узнать методы воспитания детей в семьях, стиль общения между родителями и детьми, стиль поведения детей в семье, как дети проводят свободное время, какие у них любимые занятия и игры и др.

Конечно, взгляды родителей и учителей на ребенка иногда различны, но только сотрудничество – учитель – ученик, учитель – родители и ученик – родители помогает правильно выбирать воспитательные и обучающие методы работы с детьми и их родителями.

Правильное формирование самооценки – один из важнейших факторов нравственного развития. При оценивании деятельности ребёнка я применяла дифференцированный подход, так как внешняя оценка показывает положительное либо отрицательное воздействие не только на детей с повышенной самооценкой, но и на детей с пониженной, хрупкой самооценкой.

В ходе проводимой мной воспитательной работы по формированию духовно – нравственного сознания обучающихся регулярно велись мониторинговые исследования уровня воспитанности детей.

По данным исследования были определены следующие результаты. (Приложение 3. Таблица 4)

Представим результаты диагностики уровня воспитанности обучающихся во 2 классе. (Диаграмма 2)

Диаграмма 2

Результаты диагностики уровней проявления воспитанности обучающихся ( 2 класс)

Как видно из диаграммы, во втором классе 11 % обучающихся с низким уровнем воспитанности – со слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения. Средний уровень воспитанности имеют 50 %, т.е. половина детей класса. Увеличилось количество обучающихся по сравнению с первым классом, которые имеют высокий уровень воспитанности, их число составило 39%.  Это дети с устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении.

Положительный результат воспитательной работы имеем и к третьему классу. (Приложение 3. Таблица 5)

В Диаграмме 3 представлены сравнительные данные уровней воспитанности обучающихся 3 класса.

Диаграмма 3

Результаты диагностики уровней проявления воспитанности обучающихся ( 3 класс)

Таким образом, к концу третьего класса обучающихся с низким уровнем воспитанности уже нет. Значительно возросло количество обучающихся с высоким уровнем воспитанности – 64% - дети с устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции. И только 36% группы имеют средний уровень воспитанности.

Положительная динамика формирования духовно – нравственного сознания обучающихся хорошо прослеживается. (Диаграмма 4)

Диаграмма 4

Сравнительная диагностика уровней проявления воспитанности обучающихся

Создав условия для формирования компетентностей, необходимых для духовно – нравственного развития школьника и его успешной адаптации в социуме, я добилась качественных изменений в показателях мониторинга уровня нравственного развития детей своей группы. Более половины обучающихся в группе имеют высокий уровень проявления воспитанности. Как видим из диаграммы, в 3 классе детей с низким уровнем воспитанности нет.

Положительным результатом моей воспитательной деятельности является участие и победы детей в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях. (Приложение 4)

Организовывая воспитательный процесс, создавала атмосферу доброжелательности, понимания, ценности каждого ученика. Стремилась, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя комфортно.

По результатам диагностики, проводимой в 1, 2, 3,  классах заметно повышение психологической комфортности в классе.

Диаграмма 5

Показатели психологической комфортности ребенка в классе

Как видно из диаграммы, психологическая комфортность воспитанников заметно возросла к 3 классу. Дети стали уверенней чувствовать себя в общении со сверстниками, в классе присутствует доброжелательная атмосфера.

В результате наблюдения за духовно – нравственным развитием сознания воспитанников можно с уверенностью сказать, что у обучающихся присутствует естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, они дорожат собственным временем и временем окружающих людей.

В процессе общения со взрослыми  и сверстниками дети основываются на уважении, доброжелательном контакте, сотрудничестве.

Таким образом, проведённая работа по формированию нравственного сознания детей дала возможность повысить ее уровень, показала пути совершенствования воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.

II Проектная часть

В современных условиях  чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД):  добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу.

Под творческими способностями ребёнка подразумевается деятельность по созданию  новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Творчество - это предугадывание результата, правильного поставленного опыта, создание усилием мысли рабочей гипотезы , близкой к действительности.

Дети обладают разнообразными способностями. Наша задача в группе продлённого дня - выявить эти способности в доступной и  интересной для детей деятельности. Я считаю, что развитие способностей - это значит вооружить детей способам деятельности, дать ребёнку в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и развития его одарённости.

В следующий межаттестационный период свою работу планирую по теме: «Развитие творческих способностей детей в условиях группы продлённого дня».

Цель воспитательной работы: создание условий  для формирования творческой личности, активной и самостоятельной, через включение в систему творческих занятий и  положительной мотивации творческой деятельности, индивидуальный подход к развитию каждого воспитанника.

Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:

  1. Изучение методической литературы по развитию творческих способностей младших школьников.
  2. Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.
  3. Обеспечение педагогической поддержки творческих устремлений обучающегося.
  4. Формирование круга традиционных дел в классе, позволяющего оптимально распределять обучающихся по способностям.
  5. Проведение диагностики развития творческих способностей обучающихся.

Гипотеза:  если использовать современные технологии, эффективные методы и  формы обучения, то развивающая работа, направленная на развитие творческих способностей обучающихся будет более эффективной.

Объект исследования –творческие способности личности школьника.

Предмет исследования – условия развития творческих способностей обучающихся во внеклассной работе.

Этапы работы:

I этап. 2016-2017гг. Изучение методической литературы по данной теме.

II этап. 2017-2020гг. Разработка программы воспитательной работы по развитию творческих способностей обучающихся и ее реализация.

III этап. 2021гг. Диагностика результатов и представление их педагогическому сообществу.

Прогнозируемые результаты:

- развитие творческого потенциала обучающихся;

- формирование творческого подхода к решению любых задач;

- формирование эстетических потребностей;

- развитие потребности в творческой деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разнообразной творческой деятельности.

Работая над развитием творческого потенциала младших школьников, мы в конечном итоге получаем всесторонне гармонично развитую личность, способную быстро адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира

Заключение

Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.

Духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у школьников, а также качеств патриота и защитника Родины.

В аналитическом отчете я проанализировала и оценила результаты своей

профессиональной деятельности  по формированию духовно – нравственных качеств личности учащихся младших классов в условиях группы продленного дня.

Все режимные моменты проводила своевременно, в соответствии с требованиями. В педагогической деятельности стремилась к сочетанию обучения, воспитания и коррекции воспитанников.

Для воспитанников была создана воспитывающая среда, которая имела развивающее значение.

В группе были созданы благоприятная атмосфера, ситуация успеха, уважение личности каждого ребенка, бесконфликтное общение, безусловное принятие каждого ребенка, каким бы он не был.

Реализация программы показала, что духовно – нравственному воспитанию учащихся уделяется много времени.

Подводя итог анализа своей профессиональной деятельности, прихожу к выводу, что в целом, воспитательная работа имела положительную направленность, отвечала целям и задачам, названным ранее.

В результате выполнения намеченных действий, реализации учебных, воспитательных и научно – методических задач, достигнутой за счет правильного использования различных педагогических методов и приемов, внедрения современных педагогических технологий и использованием разнообразных форм воспитательной работы, можно констатировать следующее:

- положительная динамика наблюдается в уровне воспитанности;

- положительная динамика наблюдается в уровне межличностных отношений: учащиеся не вступают в конфликты со взрослыми, могут избежать конфликтные ситуации;

-100% воспитанников развивают творческие способности, участвуя в конкурсах разного уровня.

Это подтверждается высокими результатами участи обучающихся в конкурсах разного уровня.

С помощью диагностических методик были определены уровни сформированности нравственного сознания детей до и после проведения опытно-экспериментальной работы.

Анализ динамики результата воспитанности учащихся свидетельствуют о благоприятных изменениях, положительной динамике качества образования. Эффективность собственной деятельности я определила, как достаточную.

Таким образом, выше перечисленные факты позволяют сделать вывод, что специально созданные условия оказывают существенное влияние на нравственное развитие воспитанников. Следовательно, поставленные задачи выполнены.

Список литературы

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
  2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
  3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. – 534с.
  4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1988- 354с.
  5. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
  6. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
  7. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
  8. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.
  9. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
  10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2
  11. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 –С. 3-6
  12. Сухомлинский В.А. Человек- высшая ценность//Мир человека. М.,1971.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
  14. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников., Гродно:ГрГУ, 2001.
  15. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя.\ М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 1995.-с.371
  16. http://festival.1september.ru/articles/212640/ "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Приложение 1

Диагностика уровня воспитанности  по методике М.И.Шиловой.

Показатели нравственной воспитанности школьника:

  • Отношение к обществу, патриотизм
  • Отношение к умственному труду
  • Отношение к физическому труду
  • Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)
  • Саморегуляция личности (самодисциплина)

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).  Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист.

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется  под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации  и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности  (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Таким образом, формируется  оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.

Таблица 1

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника

Основные отношения
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17.  Самообладание и сила воли

3 - проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;  2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Приложение 2

Таблица 2

Диагностика уровней проявления воспитанности младшего школьника

 ( 1 класс)

Фамилия имя отчество

Отношение к обществу

Отношение к умственному труду

Отношение к физическому труду

Отношение к людям

Отношение к себе

баллы

Уровень воспитанности

1.

Андреева Екатерина Михайловна

5

9

7

9

8

38

высокий

2.

Артёмов Даниил Евгеньевич

4

7

6

5

7

29

средний

3.

Бурухина Ксения Алексеевна

4

5

5

4

6

24

средний

4.

Быкова Полина Сергеевна

3

4

6

4

5

22

средний

5.

Головина Анастасия Сергеевна

3

2

4

3

4

16

низкий

6.

Горбунова Ульяна Ивановна

5

4

3

5

5

22

средний

7.

Иванушкин Семён Андреевич

3

4

4

5

4

20

низкий

8.

Злоденой Артём Александрович

3

2

3

3

3

14

низкий

9.

Кипнис Иван Олегович

5

4

5

4

5

23

средний

10.

Колясникова Анастасия Евгеньевна

5

6

5

4

6

26

средний

11.

Коробейникова Алёна Сергеевна

5

6

7

6

5

29

средний

12.

Костромина Софья Алексеевна

6

5

7

6

6

30

средний

13.

Костылев Ростислав Александрович

4

5

5

5

5

24

средний

14.

Кузочкин Арсений Алексеевич

4

3

4

4

3

18

низкий

15.

Лешукова Алина Денисовна

5

6

7

6

7

31

высокий

16.

Ногина Вероника Павловна

5

4

5

6

5

25

средний

17.

Радионов Егор Дмитриевич

4

5

4

6

5

24

средний

18.

Решетникова Олеся Сергеевна

5

7

6

7

6

31

высокий

19.

Рудаков Илья Алексеевич

3

4

5

4

5

22

средний

20.

Субботин Святослав Владимирович

3

4

3

4

4

18

низкий

21.

Суровова Мария Михайловна

4

5

4

5

4

22

средний

22.

Цырина Дарья Станиславовна

5

5

4

4

4

22

средний

23.

Черноскутов Михаил Романович

4

3

4

5

3

19

низкий

24.

Шикова Людмила Витальевна

4

5

5

4

5

23

средний

25.

Широкова Ксения Андреевна

4

6

5

5

4

24

средний

26.

Щипачёв Даниил Александрович

3

2

4

3

4

16

низкий

27.

Щукин Александр Вадимович

4

4

3

4

4

15

низкий

28.

Яценко Александр Михайлович

4

3

2

3

3

15

низкий

Приложение 3

Таблица 4

Результаты диагностики уровней проявления воспитанности обучающихся ( 2 класс)

Уровень воспитанности

низкий

средний

высокий

Количество человек

3

14

11

%

11%

50%

39%

Таблица 5

Результаты диагностики уровней проявления воспитанности обучающихся ( 3 класс)

Уровень воспитанности

низкий

средний

высокий

Количество человек

0

10

18

%

0

36

64%

Приложение 4

Результаты участия воспитанников в школьных, муниципальных, Российских и Международных конкурсах и Олимпиадах

2014г. – конкурс « Секретный код». Дипломы призёра - 4 человека. Город Обнинск « Интеллект будущего».

2014г. – призёр (1 место) во Всероссийском конкурсе « Осенняя зарисовка» 2014г. - участие в районном конкурсе новогодних работ. 2 место (1 человек)

2015г. - участие в Международной Олимпиаде « Эрудиты планеты -2015» город Москва - дипломы. 2 человека

2015г. –1 место в школьном конкурсе военной песни.

2015г. – 1 место в школьном конкурсе  новогодних газет.

2015г. – 1 место в школьном конкурсе. Самый – самый новогодний класс.

2015г. – участие в конкурсе – исследования «ЭМУ – Эрудит». 13 человек.

 2015г - конкурс « Русский медвежонок» Сертификаты 15 человек.

2016 г. – грамоты за участие в Международной интеллектуальной игре  «Большие гонки 2016». 6 человек

2016г. – участие в олимпиаде « Русский с Пушкиным» дипломы, грамоты, сертификаты .11 человек.

 2016 г. – Международный конкурс « Я энциклопедия» Осень. Сертификаты. 13 человек.

2016г. – Международный детский творческий конкурс « Осень Золотая» - сертификаты 5 человек.

2016г. – 2 учащихся призёры (1 и 2 места) в конкурсе стихов о маме. 2016г. - двое учащихся призёры (1 места) в школьном празднике «Мисс и Мистер Осень».

2016г. – 13 учащихся свидетельства в Международном конкурсе – игре по русскому языку «Ёж»

2016г. - участие в Международном математическом конкурсе – игре  «Кенгуру». Сертификаты. 13 человек.

2015г- конкурс « Русский медвежонок» Сертификаты 15 человек.

Приложение 5

Фрагменты организации и содержания подвижных игр

Таблица 6

Месяц/день недели

Название и цель игры

Содержание игры

Ноябрь

Понедельник

(неделя первая)

«Ястреб и ворона».

Цель: воспитание самостоятельности, дружбы, дисциплинированности, ответственности, коллективизма.

Что за птица на березе

Серая – пернатая?

Всех прохожих испугала,

Очень громко каркая! (Ворона)

С помощью считалки выбирают двух ястребов. Остальные дети – вороны. Ястребы находятся в двух маленьких обручах, в больших обручах по две вороны. По сигналу педагога вороны бегают, прыгают, ходят. На слово «Ястреб!» вороны убегают в свои гнезда. Пойманные вороны занимают место

ястреба.

Вторник

(неделя вторая)

«Дерево дружбы».

Цель: воспитание дружбы, коллективизма.

Все берутся за руки. Один человек – «дерево». Он стоит на месте, а ведущий с другого края ведет всех по кругу, постепенно закручивая всех вокруг «дерева».

Четверг

Формирование коллективизма, дружелюбия, умение действовать вместе.

С обеих сторон площадки линиями очерчены два «класса». В них нарисованы квадраты «порты» (на 3-4 меньше, чем игроков в каждой команде). В центре площадки ребята образуют круг. По команде

руководителя начинают движение по кругу и произносят:

Перемена, перемена,

Можно бегать и играть,

Но нельзя и забывать,

Что когда звенит звонок,

Он зовёт всех на урок.

Бегут и стараются занять парты в своём классе. Выигрывает тот, кто не разу не опоздает на урок.

Пятница

«У ребят порядок строгий».

Цель: воспитание внимательности, дружбы, коллективизма.

Дети по одному или по двое спокойно ходят по площадке по разным направлениям и поют (на мотив марша):

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места;

Ну, трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та!

По окончании этого куплета воспитатель, вытягивая левую руку в сторону, командует: «Становитесь!» Дети стараются как можно скорее выполнить эту команду, строясь по росту в шеренгу по направлению, указанному воспитателем (самый высокий по росту становится позади учителя, в трёх шагах от него). Когда все участники игры построятся, воспитатель командует: «По носкам – ровняйся!», «Смирно!», «Прыжком направо!» «Шагом марш!». С началом движения, под ритм шага, дети повторяют куплет. Все стремятся пройти в колонне как можно лучше. По окончании куплета воспитатель произносит: «Разойтись!». Дети расходятся по разным направлениям, запевая песню сначала.

Правила.

1. При построении в шеренгу каждый должен уступать товарищу дорогу.

2. Запрещается толкаться и «напором» занимать своё место.

 

Понедельник

(неделя третья)

«Белки, орехи, шишки».

Цель: воспитание коллективизма, дружелюбия, умение действовать вместе.

Играющие рассчитываются по три. Первые номера – белки, вторые – орехи, третьи – шишки. Каждая тройка (белка, орех, шишка) берется за руки, образуя кружок. Водящий стоит в середине площадки. Руководитель кричит: «Белки!» - и все играющие, названные белками, должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумеет это сделать, то становится белкой, а оставшийся без места – водящим. По команде «Орехи!» или «Шишки!» меняются местами другие игроки. В разгар можно подать команду: «Белки, орехи, шишки!» Тогда все игроки должны поменяться местами.

Пятница

«Цветы».

Цель: воспитание дружелюбия, умения действовать вместе.

Каждый игрок выбирает себе название какого-нибудь цветка (роза, тюльпан, лилия, пион и др.). Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По считалке или жребию выбранный цветок начинает игру. Например, Роза. Она вызывает какой-нибудь цветок, например – гвоздику. Гвоздика убегает, а мак его догоняет. Когда гвоздика чувствует, что может быть пойманной, она называет имя какого-нибудь другого цветка. Убегает следующий цветок.

Вторник

«Заяц и морковь»

Цель: формировать ответственность, активность, сострадание, собранность

До морковки дошла весть

Что её зайчишка

Хочет съесть;

Брось, косой,

Не думай,

Бесполезно!

Морковь поглубже

В чернозём залезла.

А чтоб не видно было

Головы,

Раскинула палатку

Из ботвы.

Играющие, взявшись за руки, выстраиваются по кругу. Выбирают двоих водящих – «зайку» и «морковь». Морковь становится в середине круга, зайка находится за кругом. Игру начинают по указанию ведущего. Зайка ловит морковку, которая, спасаясь от зайки, вбегает в круг и выбегает из круга.


[1] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Формирование духовно-нравственных качеств будущего педагога при взаимодействии с детьми с ОВЗ

статья Формирование духовно-нравственных качеств будущего педагога при взаимодействии с детьми с ОВЗ - из опыта работы студентов социально-педагогического колледжа специальности Дошкольное образование...

Театральная самодеятельность в воспитательной деятельности, как средство духовно-нравственного развития личности детей с нарушениями слуха

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями слуха, вопросам социальной интеграции и реабилитации детей с нарушениями слуха через театрализованную...

Воспитание духовно-нравственных качеств студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, через включение в социальную проектную деятельность.

Социальное проектная деятельность студентов и обучающихся из категории детей сироти и детей., оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа....