Дополнительная общеразвивающая программа «Мир техники»
рабочая программа на тему

Прима Игорь Кондратьевич

Программа предназначена педагогам дополнительного образования, работающим по технической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx63.26 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г.Юрги»

Дополнительная общеразвивающая программа

«Мир техники»

(для учащихся 7-12 лет, срок реализации 4 года)

РАССМОТРЕНО:                                 Автор-составитель:

Методическим советом                         Прима Игорь Кондратьевич

Протокол №1 от 27.08.2016г.                педагог  дополнительного

образования

                         

Юрга

Пояснительная записка

                Дополнительная общеобразовательная программа «Мир техники» относится к технической направленности. 

Актуальность программы и педагогическая целесообразность заключается в том, что в современном мире востребована социально компетентная личность, владеющая способностью самоопределения. Все более актуальной проблемой в образовании подрастающего поколения становится развитие творческого технического мышления. Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка с раннего детства. Она неотъемлемая часть окружающего мира, в котором живет ребенок, формируется и от которого зависит, каким он станет. К началу школьного  возраста у многих детей интерес к технике носит устойчивый характер. На основе этого интереса появляется возможность аккумулирования и актуализации творческого потенциала ребенка. Творческая деятельность позволяет ребенку приобрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности, успешности, а, следовательно, внутренней и социальной защищенности по отношению к постоянно меняющемуся миру, позволяет ребенку быть более жизнеспособным и конкурентоспособным. Данная программа предусматривает работу с учащимися по формированию творческих начал, трудового воспитания, развитию познавательной и творческой активности. Приобщение ребенка к занятиям техническим творчеством способствует развитию у него смекалки, изобретательности, умственной активности, стремление добывать новые знания.

Новизна и отличительные особенности программы заключаются в применении здоровье-сберегающих технологий, в потенциале попробовать свои силы во всех видах технического спорта. Программа личностно - ориентирована и составлена так, что каждый воспитанник имеет возможность свободного выбора конкретного объекта работы, наиболее интересного и приемлемого для него. Особенностью программы является то, что любое изделие, созданное ребенком на занятии, востребовано: игрушки представляются на выставки, модели спортивных классов проходят испытание на соревнованиях. Соревновательность – важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах.

Программа может корректироваться в процессе работы с учетом материально-технических возможностей, способностью учащихся усваивать образовательный материал.

Дополнительная общеобразовательная программа «Мир техники»  предусматривает работу с детьми 7 – 12 лет и рассчитана на четыре года обучения.

В первый год обучения предлагаются начальные  технические  знания  и  понятия,  позволяющие реализовать их в практической деятельности и выработать  навыки  работы  с  инструментом  и  материалами. Во второй год обучения сумму знаний, умений и навыков, которые предлагаются программой, усваивает каждый воспитанник. Третий год обучения определяется глубиной изучаемого материала и повышенной   сложностью конструируемых моделей. Предполагается предоставление учащимся самостоятельности в их практической деятельности. В четвертый год обучения программный материал рассчитан на наиболее трудолюбивых учащиеся с устойчивой мотивацией в соответствии с заявленными целями и задачами; предусмотрено закрепление обоснованного права учащегося на самостоятельность выбора и принятия решения.

Цель программы: создание условий, способствующих развитию творческих способностей детей средствами начального технического моделирования.

Задачи программы:

Обучающие:

•расширить  политехнический кругозор  обучающихся;

•способствовать формированию интереса к технике и техническим видам деятельности;

•способствовать формированию навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

•способствовать формированию умений самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления технических моделей.

 Воспитательные:

 •воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, достижении  

  поставленных задач;

•воспитывать аккуратность, дисциплинированность, ответственность за

 порученное дело;

 •создать условия для развития коммуникативных способностей

 Развивающие:         

 •содействовать развитию конструкторских способностей;

 • развивать мотивацию ребенка к творческому поиску;

 •развивать умения анализировать, оценивать и т. д.;

 • развивать умения организации учебного труда.

Формы и режим занятий: Занятия проводятся для учащихся первого и второго года обучения два раза в неделю, продолжительность занятия 2 часа, общий объем 144 часа в год. Для третьего и четвертого года обучения три раза в неделю по 2 часа, общий объем 216 часов в год.

Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей воспитанников, их уровня знаний и умений, может быть разновозрастной. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления технического творчества и формы занятий. Первый год обучения предполагает фронтальную и групповую форму работы с учащимися, т.к. в учебном процессе превалирует интенсивное обучение приемам работы с простейшими инструментами, формирование умений и навыков обработки материалов, изучение основ чертежной грамоты. На втором, третьем и четвертом годах обучения отдается предпочтение индивидуальным формам обучения с большей самостоятельностью. Основная форма обучения — комплексное учебное занятие, включающее вопросы теории и практики.

Ожидаемые результаты и способы определения результатов:

После первого года обучения учащиеся знают:

  • - правила техники безопасности и правила организации рабочего места;
  • - знание основ различных техник и технологий начального технического моделирования;
  • - свойства бумаги, картона, различного бросового материала;
  • - графические обозначения и назначение линий.

Умеют

  • - распределять труд по операциям;
  • - читать схемы в технике «Оригами», самостоятельно складывать изделия (первого уровня сложности) в этой технике;
  • - складывать и различать базовые формы первого уровня сложности;
  • - конструировать и моделировать из двухмерных геометрических форм (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник);
  • - конструировать и моделировать из бумаги, картона, различного бросового материала;
  • - сочетать различные материалы для реализации творческого замысла.

После второго года обучения учащиеся приобретают:

Знания: по назначению инструментов, приспособлений; по правилам безопасного труда; по основным элементам конструкции авиа-, авто-, судомоделей.

 Умения: по организации  рабочего  места;  по правилам использования инструментов; по регулировке моделей.

Навыки: по изготовлению и запуску простейших моделей.

После третьего года обучения учащиеся приобретают:

Знания: по специальной терминологии; по изготовлению моделей с резиновым двигателем; по правилам соревнований  по авто-, судо-, авиамоделизму (простейшие классы).

Умения:  по составлению эскизов поделок; по изготовлению моделей по схемам сборки; по использованию справочной литературы.

Навыки: по правильной настройке и запуску моделей с резиновым двигателем.

После четвертого года обучения учащиеся приобретают:

Знания: по способам передачи движения; по источникам питания электродвигателей; по  основам проектирования и постройки моделей.

Умения: по составлению простейшей электрической цепи; выполнению работы по  эскизам, техническим рисункам; по изготовлению винтомоторной группы для авиа- и судомоделей.

 Навыки: по настройке, регулировке и запуску моделей с электрическим двигателем.

После прохождения курса по данной программе воспитанник приобретет умение реализовывать собственные замыслы в работе; планировать и анализировать свою деятельность.

Базовыми формами отслеживания и контроля знаний и умений обучающихся, являются: собеседование, зачеты, тестирование, конкурсы, викторины, соревнования, выставки. Контроль полученных ЗУНов позволяет определить эффективность обучения, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, обучающимся увидеть свой творческий рост, что создает хороший психологический климат в коллективе и активизирует деятельность воспитанников.  

Учебно-тематический план первого года обучения

п/п

Раздел

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Инструменты и материалы

10

2

8

3

Графическая грамота

20

6

14

4

Геометрия на плоскости

20

6

14

5

Стереометрия

20

4

16

6

Простейшие модели

40

4

36

7

Работа с конструктором                                

20

2

18

8

Закрепление пройденного материала

10

-

-

9

Заключительное занятие

2

-

2

                                                      Итого:                     144              26              118

Содержание программы первого года обучения

Раздел 1. Вводное занятие. (2 час.)

Презентация объединения. Значение техники в жизни людей. Знакомство с планом работы на учебный год. Правила поведения в объединении, ТБ. Демонстрация готовых поделок.

Раздел 2. Инструменты и материалы .(10 часов.)

Некоторые  сведения  из  истории  бумаги. Знакомство  с  видами  бумаги, марками  и  основными  свойствами (прочностью, отношением  к  влаге).                               Виды  картона. Определение  направления  волокон  картона. Инструменты, применяемые  при  обработке  бумаги  и  картона.   Назначение  инструментов, правила  пользования  ими, правила  хранения.  Правила  безопасности  труда  при  работе  ручным  инструментом (ножницами, шилом, иглой, карандашом, кисточкой).

Практическая  работа. Выполнение упражнений инструментами: выполнить ряд операций с линейкой, ножницами, циркулем. Выполнение поделок из бумаги и картона на свободную тему. Выполнение разметки деталей по шаблону.

Раздел 3. Графическая грамота (20 часов.)

Закрепление, углубление  и  расширение  знаний  о  чертежных инструментах  и  принадлежностях. Знакомство  с  линиями  чертежа: линия  видимого  контура, линия  невидимого  контура, линия  сгиба, осевая  или  центровая  линия. Понятие  о  шаблонах, трафаретах. Способы их  применения. Экономия  материалов, бережное  отношение  к инструментам  и  приспособлениям.

Практическая  работа. Практические занятия с чертежными инструментами. Изготовление чертежа деталей с линиями видимого и невидимого контура. Сгибание бумаги. Правильное расположение шаблонов на бумаге.  Изготовление  моделей при помощи шаблонов.

Раздел 4. Геометрия  на  плоскости  (20 часов.)

Понятие  о  контуре, силуэте  технического  объекта. Расширение  и углубление  понятий  о  геометрических  фигурах:   прямоугольники, треугольники, круг, половина  круга.

Сопоставление  формы  окружающих  предметов, частей  машин  и  других технических  объектов  с  геометрическими  фигурами.        

Практическая  работа. Изготовление  «Геометрического  конструктора» из  плотной  бумаги (геометрические  фигуры  различные  по  форме  и размеру). Создание  силуэтов  моделей  (корабля, грузовика, самолета, ракеты  и  т.д.)  из  элементов  «Геометрического  конструктора». Изготовление  контурных  моделей  со  щелевидными  соединениями  из картона.

Раздел  5. Стереометрия (20 часов.)

Первоначальные  понятия  о  простейших  геометрических  телах: кубе, шаре, цилиндре. Сопоставление  формы  окружающих  предметов, частей

машин  и  других  технических  объектов  с  геометрическими  телами.

Практическая  работа. Изготовление  макетов  и  моделей  технических объектов  на  основе  манипулирования  готовыми  объемными  формами. Изготовление  объемных  действующих  моделей  из  разных  материалов.

Раздел  6. Простейшие  модели (40 часов.)

Знакомство  с  основными  рабочими  операциями  в  процессе практической  работы  с  бумагой  и  картоном. Подбор  необходимого материала  для  изделия. Понятия «деталь», «изделие». Рациональный раскрой  материала. Совершенствование  способов  и  приемов  работы  по шаблонам. Разметка  и  изготовление  отдельных  деталей  по  шаблонам. Контроль  деталей  с  помощью  шаблонов. Резание  бумаги  и  картона ножницами  по  прямым  и  кривым  линиям  разметки. Контроль  деталей. Вырезание  деталей  из  бумаги, сложенной  пополам (симметричное вырезание)  или  в  несколько  слоев (гармошка). Правила  соединения деталей  из  бумаги  и  картона  с  помощью  клея. Отделка  моделей. Подбор  цветовой  гаммы. Работа  с  самоклеющейся  бумагой.

Практическая  работа. Изготовление моделей  самолетов, парашютов, моделей  ракет,  макетов автомобилей,  танков, парашютов. Соревнования  и  конкурсы  с  готовыми  моделями.

Раздел 7. Работа с конструктором (20 часов).

Первоначальные понятия о простейших конструктивных элементах детали: выступе, выеме и т.д. Их назначение и  графическое изображение на видимой и невидимой частях объекта.

Понятие о машинах, механизмах. Различие между ними. Основные элементы механизмов, их взаимодействие. Первоначальные понятия о стандарте и стандартных деталях (на примере набора конструктора). Различные способы соединения деталей. Правила и приемы монтажа деталей из набора конструктора. 

Практическая  работа. Сборка моделей машин, механизмов и других технических устройств и сооружений из готовых деталей наборов конструктора: по образцам, рисункам и чертежам, собственному замыслу.

Раздел 8. Закрепление пройденного материала. (10час.)

Повторение пройденного материала.

Раздел 8. Заключительное занятие. (2 час.)

Подведение итогов работы за год. Подготовка моделей к отчетно-показательной выставке.

Учебно-тематический план второго года обучения

п/п

Раздел

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Инструменты и материалы

4

2

2

3

Простейшие летающие модели

32

8

24

4

Творческая мастерская

20

4

16

5

Простейшие судомодели

36

9

27

6

Простейшие автомодели

38

10

28

7

Закрепление пройденного материала

10

-

-

8

Заключительное занятие

2

-

2

                                                        Итого:                 144               35              109

Содержание программы второго года обучения

Раздел 1. Вводное занятие. (2 час.)

Презентация объединения. Значение техники в жизни людей. Знакомство с планом работы на учебный год. Правила поведения в объединении, ТБ. Демонстрация готовых поделок.

Раздел 2.  Инструменты и материалы. (4 час.)

Инструменты, используемые при работе с бумагой. Безопасные приемы работы. Общее понятие о бумаге и картоне, их свойства и применение. Правила сгибания, складывания, резания.

Практическая работа. Выполнение упражнений инструментами: выполнить ряд операций с линейкой, ножницами, циркулем. Выполнение поделок из бумаги и картона на свободную тему. Выполнение разметки деталей по шаблону.

Раздел 3. Простейшие летающие модели. (32 час.)

Понятие о воздухоплавании. Виды летательных аппаратов. Планер – простейший летательный аппарат. Основные части планера: фюзеляж, крыло, стабилизатор, киль. Виды самолетов, их назначение. Ракеты и парашюты. Основные части ракеты: корпус, головная часть, стабилизаторы. Геометрические фигуры. Измерение по линейке (мм, см).

Практическая работа. Изготовление бумажных моделей планеров различных схем (дельта, утка, нормальная, тандем). Изготовление планера «Малыш» (изготовление фюзеляжа, крыла, киля, стабилизатора; сборка модели). Регулировка моделей планеров, пробные запуски, соревнования на дальность полета, точность посадки. Изготовление духовой ракеты. Изготовление ракеты с катапультой (ракета с полой трубкой, ракеты с обтекателем). Соревнования моделей ракет на дальность и высоту полета. Изготовление ракеты с парашютом. Соревнования на продолжительность парашютирования.

Раздел 4. Творческая мастерская. (20 час.)

Свойства древесины, ее применение в моделировании. Инструменты для работы с древесиной, ТБ при работе с ними. Новогодние и Рождественские поделки. Геометрические тела. Понятие о чертеже, знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия сгиба, осевая линия. Понятие об осевой симметрии.

Практическая работа. Изготовление игрушек-марионеток из древесины. Перевод деталей с помощью копировальной бумаги и шаблонов, выпиливание, обработка контура, сверление отверстий, сборка игрушек с помощью пластиковых заклепок, раскраска деталей. Изготовление новогодних сувениров, украшений,  подарков из бумаги и картона.  

Раздел 5. Простейшие судомодели. (36 час.)

Понятие судомоделизма. Виды водного транспорта. Краткие сведения о военных кораблях и гражданских судах. Основные узлы и составные части корабля. Способы переноса чертежа деталей на бумагу с помощью копировальной бумаги. Технология изготовления прогулочного катера из бумаги. Сведения о парусном флоте. Основные элементы парусного судна. Технология изготовления деталей модели простейшей яхты из фанеры.

Практическая работа. Изготовление бумажного катамарана, шаланды: перевод деталей по шаблонам, сборка корпуса, изготовление мачты, паруса, покраска модели. Изготовление прогулочного катера  из бумаги: перевод деталей с помощью копировальной бумаги, сборка корпуса,  покраска модели. Изготовление модели яхты из фанеры: перевод деталей по шаблонам, выпиливание и обработка деталей, сборка и покраска модели, изготовление паруса, вымпела, крепление на модели, изготовление кильблока.

Раздел 6. Простейшие автомодели  (38 час.)

Автотранспорт и его значение в жизни людей. Основные части автомобиля: кузов, рама, подвеска, колеса, бампер, двигатель. Технология изготовления объемной автомодели из бумаги. Технология изготовления контурной автомодели из фанеры. Правила соревнований класса контурных автомоделей. Повторение правил работы с инструментами по дереву.

Практическая работа. Изготовление объемных автомоделей из бумаги: изготовление развертки по чертежам, склеивание корпуса, изготовление рамы, подвесок, подбор осей, колес. Сборка модели. Внешнее оформление. Изготовление контурных автомоделей из фанеры (класс КМ). Выпиливание корпуса, рамы по шаблонам и собственному замыслу, обработка контура, изготовление подвесок, колес, сборка ходовой части. Окраска, тюнинг модели. Пробные запуски. Регулировка ходовой части. Соревнования на дальность пробега. Конкурс-выставка  на лучшую модель автомобиля.

Раздел 7. Закрепление пройденного материала. (10час.)

Повторение пройденного материала.

Раздел 8. Заключительное занятие. (2 час.)

Подведение итогов работы за год. Подготовка моделей к отчетно-показательной выставке.

Учебно-тематический план третьего года обучения

п/п

Раздел

Количество часов

всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Авиамодели

40

10

30

3

Виброходы

40

10

30

4

Контурные судомодели

50

15

35

5

Автомодели класса ЭЛ-4, РМ-1.

50

15

35

6

Воздушные змеи

22

4

18

7

Закрепление пройденного материала

10

-

10

8

Заключительное занятие

2

-

2

                                                          Итого:                  216             56          160

Содержание программы третьего года обучения

Раздел 1. Вводное занятие. (2 час.)

Обсуждение плана работы на учебный год. Правила поведения в лаборатории. Правила безопасного труда.  

Раздел 2. Авиамодели. (40 час.)

Как летает планер. Понятие о сопротивлении воздуха. Подъемная сила. Регулировка планера. Понятие центра тяжести. Технология изготовление планера из бумаги, пенопласта, легких пластиков. Повторение линий чертежа, чертежных инструментов (линейка, лекало, циркуль).

Практическая работа. Изготовление метательных планеров: «Стрела», «Циклон», «Искра», «Сокол» (изготовление фюзеляжа, раскрой крыла и хвостового оперения, сборка модели). Запуски моделей. Регулировка и центровка планера. Изготовление модели полукопии с импульсным стартом (изготовление деталей, склеивание модели, внешнее оформление, изготовление пускового крючка). Применение пластика, пенопласта. Регулировка моделей, пробные запуски. Соревнования на продолжительность полета, на дальность полета.  

Раздел 3. Виброходы. (40 час.)

Движение за счет вибрации. Электрическая схема, элементарные понятия об электрическом токе и простейшей электрической цепи. Условные обозначения элементов электрической цепи. Технология изготовления виброходов на щетках, пружинах, металлических пластинах.

Практическая работа. Сборка простой электрической цепи. Изготовление щеткоходов (изготовление эскиза, подготовка материала, выпиливание основания, крепление щеток, составление электрической цепи, установка двигателя, пробные запуски, внешнее оформление). Создание виброходов собственной конструкции (изготовление эскиза, подготовка материала, выпиливание основания, крепление щеток, составление электрической цепи, установка двигателя, пробные запуски, внешнее оформление). Соревнования.

Раздел 4. Контурные судомодели. (50час.)

Самоходные судомодели (на точность прохождения дистанции). Классификация самоходных моделей (гражданские суда ЕН, военные корабли ЕК, подводные лодки ЕЛ, недостроенные модели ЕХ). Краткие сведения о мореходных качествах судна (плавучесть, остойчивость, устойчивость на курсе, управляемость). Основные части судомодели. Знакомство с резиновым двигателем, с приемами изготовления кронштейна, гребного винта, рулевого устройства. Правила работы слесарным инструментом, соблюдение ТБ. Технология изготовления контурной судомодели с резиновым двигателем. Материалы, используемые при постройке самоходных судомоделей. Обязанности спортсмена на соревнованиях. Правила проведения стартов.

Практическая работа. Изготовление контурных судомоделей  с резиновым двигателем (гражданского судна, военного корабля, подводной лодки). Разметка, выпиливание, шпатлевка, обработка наждачной бумагой и напильниками контура. Придание необходимых обводов корпуса рубанком, обработка напильниками. Покраска контура и корпуса. Изготовление и монтаж ходовой части (разметка и вырезание рулей, кормового кронштейна, лопастей винта; пайка винта; изготовление носового кронштейна, резиномотора). Испытание модели на воде. Регулировка устойчивости модели на курсе.  Соревнования.

Раздел 5. Автомодели класса ЭЛ-4, РМ-1. (50 час.)

Классификация автомобилей. Общие понятия об особенностях конструкций автомобилей разных классов. Двигатели, используемые на автомоделях (механические: пружинные, резиновые, инерционные; электрические). Микроэлектродвигатели. Источники питания к ним. Правила проведения соревнований. Технические требования к моделям классов ЭЛ-4, РМ-1. Технология изготовления моделей классов ЭЛ-4, РМ-1. Повторение правил работы с инструментами по дереву, по металлу. Правила работы на сверлильном станке, соблюдение ТБ.

Практическая работа. Изготовление контурной модели с резиновым двигателем класса РМ-1 (работающим на растяжение) с использованием фанеры, пластиков и пенопласта. Изготовление контура и основания (разметка, выпиливание,  шпатлевка, обработка, покраска).  Изготовление подвесок, резиномотора, монтаж шкивов, установка колес, сборка модели, внешнее оформление. Изготовление модели автомобиля с электрическим двигателем класса ЭЛ-4 с использованием фанеры, пластиков и пенопласта. Изготовление деталей корпуса, рамы (разметка, выпиливание,  шпатлевка, обработка, покраска).  Изготовление подвесок, установка колес, сборка модели, внешнее оформление. Пайка электрической схемы, установка электромотора,  зубчатой передачи, выключателя, источника питания. Испытание, регулировка моделей. Соревнования моделей классов: ЭЛ-4,

РМ-1.

Раздел 6. Воздушные змеи. (22 час.)

Почему и как летает воздушный змей. Ветер, его скорость  и направление. Силы, действующие на воздушного змея. Виды воздушных змеев. Технология изготовления плоского воздушного змея. Способы запуска воздушного змея. Работа с циркулем, деление окружности на 3, 4, 6, 12 частей.

Практическая работа. Изготовление плоского змея различной конструкции. Работа с чертежом, подготовка и обработка реек, компоновка каркаса, раскрой обтяжки. Сборка змея, изготовление уздечки, подготовка леера, изготовление моталки. Пробные запуски, регулировка. Проведение соревнований.

Раздел 7. Закрепление пройденного материала.  (10 час.)

Раздел 8. Заключительное занятие. (2 час.)

Подведение итогов работы за год. Подготовка моделей к отчетно-показательной выставке.

Учебно-тематический план четвертого года обучения

п/

Раздел

Количество часов

всего

теория

практ.

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Летающие модели с резиновым двигателем

34

9

25

3

Контурные судомодели с деталировкой

50

12

38

4

Модели автомобилей, аэромобилей.

64

16

48

5

Коробчатые воздушные змеи

24

6

18

6

Проектная деятельность

26

7

19

7

Закрепление пройденного материала

14

-

14

8

Заключительное занятие

2

-

2

                                                            ИТОГО:          216             52            164

Содержание программы четвертого года обучения

Раздел 1. Вводное занятие. (2 час.)

Обсуждение плана работы на учебный год. Правила поведения в лаборатории. Правила безопасного труда, правила поведения в чрезвычайных  ситуациях.

Раздел 2. Летающие модели с резиновым двигателем. (34 час.)

Историческая справка о вертолетах. Конструкция вертолетов. Резиновый двигатель, применяемый в авиамоделизме, свойства резины. Винтомоторная группа. Воздушный винт – движитель модели. Графическая грамота.

 Практическая работа. Изготовление летающих моделей с резиновым двигателем (фюзеляжная модель вертолета, вертолеты «Бабочка», «Стрекоза»). Изготовление фюзеляжа моделей. Изготовление и сборка винтомоторной группы: лопастей винта, ступицы, крючка. Изготовление резиномотора, установка на модель. Сборка модели. Пробные запуски. Регулировка модели. Соревнования на продолжительность полета.

Раздел 3. Контурные судомодели с деталировкой. (50 час.)

Устройство         и назначение кораблей и судов. Краткие сведения о классах и типах военных кораблей и гражданских судов по их назначению. Корабельные устройства и вооружение боевых кораблей. Судовые устройства гражданских судов. Некоторые сведения по теории корабля. Способы изготовления деталировки. Технология изготовления леерного ограждения.

Практическая работа. Выпиливание из фанеры, шпатлевание и обработка напильниками контура модели гражданского судна или военного корабля. Изготовление из дерева, шпатлевание и обработка напильниками и наждачной шкуркой корпуса модели. Изготовление ватерлинии. Изготовление подставки. Изготовление винта, гребного вала, руля, кормового и носового кронштейнов. Покраска контура и корпуса модели. Крепление ходового устройства к модели. Изготовление деталировки на модель (шлюпки, спасательных кругов, кнехт, иллюминаторов, люков, мачты радиолокации, вооружения) из различного материала. Покраска деталировки. Изготовление леерных стоек, припаивание леера. Сборка модели. Проверка остойчивости и крена модели на воде. Изготовление резинового двигателя. Испытание модели на воде. Регулировка устойчивости модели на курсе.

Раздел 4. Модели автомобилей и аэромобилей. (64 час.)

Источники питания к микроэлектродвигателям. Электрическая схема. Технические требования к моделям классов ЭЛ-4. Технология изготовления моделей классов ЭЛ-4. Технология изготовления модели аэромобиля. Особенности изготовления винта. Характеристики эл.двигателя, особенности его установки. Влияние защитного кожуха на безопасность запуска модели. Правила работы слесарным инструментом и на сверлильном станке, соблюдение ТБ.

Практическая работа. Изготовление модели автомобиля с электрическим двигателем класса ЭЛ-4 с использованием фанеры, пластиков и пенопласта. Изготовление деталей корпуса, рамы (разметка, выпиливание,  шпатлевка, обработка, покраска).  Изготовление подвесок, установка колес, сборка модели, внешнее оформление. Пайка электросхемы, установка электромотора,  зубчатой передачи, выключателя, источника питания. Испытание, регулировка моделей. Соревнования моделей класса ЭЛ-4. Изготовление модели аэромобиля. Выпиливание и обработка контура, рамы. Изготовление шасси, установка колес. Сборка и покраска модели. Установка эл.двигателя на корпус. Изготовление винта и крепление его на двигатель. Изготовление защитного кожуха (произвольной формы) и установка его на модель. Изготовление и крепление отбойника (передний бампер). Запуски модели. Регулировка. Соревнования на точность прохождения дистанции.

Раздел 5. Коробчатые воздушные змеи. (24 час.)

Аэродинамические силы, действующие на воздушный коробчатый змей. Технология запуска коробчатого змея.

Практическая работа.  Изготовление коробчатых змеев различных конструкций. Составление технологической схемы, подготовка реек, компоновка каркаса, раскрой обтяжки, сборка и внешнее оформление змея. Изготовление уздечки, леера, моталки. Пробные запуски коробчатого змея. Проведение соревнований.

Раздел 6. Проектная деятельность. (26 час.)

Общие сведения о проекте. Целеполагание. План-схема выполнения проекта. Инструменты, материалы, приспособления. Основы электротехники. Техника безопасности. Анализ результатов.

 Практическая работа: Работа с литературой. Разработка проекта. Выбор материала. Разработка чертежей. Изготовление узлов, деталей модели. Сборка модели. Покраска. Оформление. Испытание. Оформление проекта, защита проекта.

Раздел 7. Закрепление пройденного материала. (14 часов)

Раздел 8. Заключительное занятие. (2 час.)

Подведение итогов работы за год. Подготовка моделей к отчетно-показательной выставке.

Приложение

3.1. Список ключевых понятий

АВИАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ – это летательные аппараты в уменьшенном виде, копирующие прототип, или схематически воспроизводящие его.

АВТОМОБИЛЬ – это самодвижущаяся повозка, которая приводится в движение установленным на ней двигателем; она предназначена для перевозки людей и грузов по безрельсовым и беспроводным дорогам.

АККУМУЛЯТОР -  устройство, предназначенное для накопления энергии с целью ее последующего использования.

АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ  -  флаг русского военного флота, учрежденный

Петром I. Представляет собой белое полотнище с синим крестом из двух перекрещивающихся по диагонали полос.

БАЛЛАСТ -  жидкий или твердый груз, придает судну   надлежащие мореходные качества.

БАНКА -  сиденье для гребцов и пассажиров «на шлюпках».

БАК -  часть палубы от передней мачты до носа.

БОЕВАЯ РУБКА - помещение на корабле, оборудованное средствами  управления во время хода и боевых действий.

БОЛТ – крепежная деталь в виде стержня с головкой и резьбой, на которую навинчивают крепежную гайку.

БРОНЕКАТЕР -  боевой корабль малого водоизмещения,  вооружение: 2 башни танкового типа, пулеметы,  реактивные установки.

БУЙ -  плавучий навигационный знак, может иметь световые и звуковые устройства.

ВАЛ – стержень, установленный в опорах так, что может вращаться, и предназначенный для передачи вращательного момента между деталями, закрепленными на нем.

ВАТЕРЛИНИЯ -  линия пересечения горизонтальной плоскости, до которой корабль погружается в воду при нормальной нагрузке, с обводом корабля.

ВЕРТОЛЕТ – это летательный аппарат тяжелее воздуха, подъемная сила которого создается несущим винтом, приводимым во вращение силовой установкой.

ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ – ответственный узел,  от которого зависит полет модели. Лопасти винта, приводимые в движение, вращаясь, отбрасывают поток воздуха,

ГАЛС -  положение судна относительно ветра; идти правым галсом - значит ветер будет дуть в  правый борт, идти левым галсом - значит ветер будет слева.

ГАЙКА – крепежная деталь с резьбовым отверстием.

ГИК -  рей, идущий вдоль судна по нижней части паруса.

КАБЕЛЬТОВ - морская мера длины, равна 0,1 морской мили,  или 608 футов, или 182,2 м.

КАМБУЗ  - место для приготовления пищи на судне.

КИЛЬ -  балка, проходящая посередине днища судна от носа до кормы.

КИЛЬ – вертикальная плоскость в хвостовой части фюзеляжа.

КНЕХТ -  стояк на палубе судна или на причале для закрепления троса.

КОРМА -  задняя оконечность судна. Кормой принято считать часть судна от самой задней его оконечности до ближайшего к ней люка или конца  кормовой надстройки.

КРЫЛО – несущая поверхность, создающая подъемную силу.

ЛЕЕРНЫЕ  УСТРОЙСТВА -  судовое устройство, служащее для предохранения людей от падения в открытые люки и за борт. Состоит из леерных стоек,   приваренных или приклеенных к настилу и лееров, протянутых сквозь отверстия в стойках.

ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ – технические устройства, предназначенные для выполнения определенных задач в воздушной среде.

ЛИНИИ ЧЕРТЕЖА: Различают выносные и размерные сплошные тонкие линии; - сплошная основная – линия, которой на чертежах изображают видимые очертания предмета;

-  сплошная тонкая – используется для указания размеров предмета.

-  штриховая – используется для показа невидимых частей предмета;

-  штрихпунктирная – используют при проведении осей симметрии.

ЛОТ  -  прибор для определения глубины.

ЛОЦМАН  - проводник судна в трудных и опасных местах: проливах, проходах в гавани и т.д.

ЛЮК  -  отверстие для сообщения между помещениями,  расположенными в различных палубах.

МАСШТАБ – число, которое показывает во сколько раз размеры изображения больше или меньше действительных размеров детали.

МАЧТА -  вертикальная конструкция на судне, устанавливаемая в диаметральной плоскости и возвышающаяся над верхней палубой.

МИЛЯ - единица для измерения расстояний на море. 1М = 1852м.

НАДСТРОЙКИ  - помещения на верхней палубе судна, простираются  от

борта до борта.        

ПАЛУБА  - горизонтальное перекрытие корпуса корабля, состоящее из набора и настила палуб.

ПАРАШЮТ – устройство для торможения при спуске с большой высоты.

ПЛАНЕР – один из видов летательных аппаратов тяжелее воздуха. Планер не имеет  двигателя и воздушного винта, подъемная сила создается крылом во время полета. (безмоторные модели), (безмоторный летательный аппарат, способный парить в восходящих потоках воздуха).

ПОДВЕСКА – служит для обеспечения плавного хода автомобиля, так как смягчает воспринимаемые колесами удары и толчки при наезде на неровности дороги.

ПРОЖЕКТОР - осветительный прибор. Различают: прожекторы дальнего действия (зенитные),  заливающего света (для освещения причалов), сигнальные (для передачи  информации).

РАДИУС – отрезок, соединяющий точку окружности с центром.

РАКЕТА – это летательный аппарат тяжелее воздуха, полет которого основан на реактивном принципе.

РАМА – основание, на котором укреплены все механизмы автомобиля.

РЕЗИНОМОТОР -  это резиновый двигатель, выполненный из модельной или рыболовной резины. Он служит источником энергии, работает на скручивание  или на растяжение.

РУБКА - специальное служебное помещение для размещения командных пунктов и боевых постов.

РУЛЕВЫЕ  УСТРОЙСТВА:  - гребной винт – лопастной движитель, который  состоит из насаживаемого на гребной вал ступицы с 2-6 лопастями, закрепленными под некоторым углом к плоскости вращения;

-гребной вал – элемент валопровода,  непосредственно соединенный с гребным винтом;

- перо руля – составная часть руля в виде поворотной вертикальной плоскости.

СПАСАТЕЛЬНЫЙ  КРУГ, ПЛОТИК  - средства для спасения личного состава при авариях.

СТАБИЛИЗАТОР – небольшая горизонтальная плоскость в хвостовой части, способствует устойчивому полету. Задняя кромка стабилизатора служит рулем высоты.

ТАКЕЛАЖ  - веревочное снаряжение корабля, оснастка.

ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК – наглядное изображение, выполненное от руки и на глаз без точного соблюдения размеров.

ТРАП  - служит для перехода с палубы на палубу.

ТРЮМ - внутреннее помещение на судне, расположенное между днищем и нижней палубой. Служит для укладки  грузов и т.д.

УГОЛ АТАКИ – угол, заключенный между хордой крыла и направлением набегающего потока воздуха.

ФАЛЬШБОРТ- продолжение борта выше открытой верхней палубы. Служит ограждением, предохраняющим от падения за  борт.

ФЮЗЕЛЯЖ – корпус летательного аппарата, на котором монтируются: крылья, хвостовое оперение, двигатель.

ФЛАГШТОК  - шест, на котором поднимается флаг.

ЧЕРТЕЖ – графическое изображение предмета, выполненное с помощью чертежных инструментов, по определенным правилам, содержащее все необходимые данные для его изготовления и контроля.

ШАРНИР – (в переводе с латинского – дверная петля) вращательная пара.

ШАССИ - взлетно-посадочное устройство, благодаря которому самолеты могут взлетать  и приземляться.

ШВАРТОВЫЕ  УСТРОЙСТВА  - комплекс изделий и механизмов, обеспечивающих крепление и подтягивание судна к береговым сооружениям:

- кнехты – служат для крепления на корабле тросов на  верхней палубе.

ШТУРВАЛ - ворот с рукоятями, которым управляют судном, поворачивая руль.

ЭСКИЗ – чертеж, выполненный от руки и на глаз с соблюдением пропорций.

ЯХТА  - небольшое прогулочное судно.

Список литературы

 для педагогов:

1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.  институтов [Текст] / Ю.К. Бабанский и др. – М.: Просвещение, 1988.-479с.

2. Бабкин, И.А. Подготовка юных судомоделистов. [Текст]/ И.А.  Бабкин. - М.:  ДОСААФ, 1988.- 136с.

3. Болотина, Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для пед. училищ [Текст] / Л.Р.   Болотина, С.П. Баранов, Л.Г. Семушина и др. – М.: Просвещение, 1987. – 288с.

4. Вилле, Р. Постройка летающих моделей-копий.  [Текст]/ Р.  Вилле. - М.: ДОСААФ, 1986.- 264с.

5.Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству [Текст]/ И.П. Волков.  - М.: Просвещение, 1982.- 164с.

6.Волхотруб, И. Т. Основы художественного конструирования. [Текст]/ И. Т.  Волхотруб. -  Киев, 1982. – 296с.

7.Гаевский, О.К. Авиамоделирование [Текст]/ О.К. Гаевский – М.: Патриот, 1990.- 170с.

8.Данкевич, Е. Выпиливаем из фанеры [Текст]/  Е. Данкевич. – СПб.: Кристалл, 1998.- 208с.

9.Драгунов, Г.Б. Автомодельный кружок  [Текст]/  Г.Б.  Драгунов – М.: ДОСААФ,1988.-120с.

10.Ермаков, А. Простейшие авиамодели [Текст]/ А.  Ермаков. - М.: Просвещение, 1989.- 144с.

11.Жакова, О.В. Плавающие модели [Текст]/ О.В. Жакова, Е.В.Данкевич – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 20с.

12.Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить[Текст]/ А.П.Журавлева –М.: Патриот, 1990.-229с.

13.Заворотов, В. От идеи до модели [Текст]/  В. Заворотов. - М.: Просвещение, 1988.- 160с.

14.Закон РФ “Об образовании” от 13.01.1996 г. с изменениями от 24.10.2000, от 27.12.2000, от 30.12.2001.

15.Замотин, О.Е. Твори, выдумывай, пробуй [Текст]/  О.Е. Замотин, Р.В. Зарипов, Е.Ф.Рябчиков – М.: Просвещение, 1986.-144с.

16.Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей [Текст]/  В.Н.Иванченко - Ростов – н/ Д.: Учитель, 2007.-288с.

17. Конвенция “О правах ребенка” от 13.06.1990.

18.Крупенин, А.Л. Эффективный учитель. [Текст]/ А.Л. Крупенин, И.М. Крохина – Ростов – н/ Д.: Феникс, 1995. – 480с. 

19.Лебедев, О.Е. Дополнительное образование детей  [Текст]/ О.Е. Лебедев,

     М.В. Катунова  и др. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 256с.

20.Лында, А.С. Методика трудового обучения и общетехнических дисциплин: Учебное пособие для студентов пед. институтов [Текст] / А.С. Лында и др. – М.: Просвещение, 1982. - 286с.

21.Маркуша, А. Мужчинам до 16 лет [Текст]/  А. Маркуша. -  Новосибирск, 1984.- 176с.

22. Огерчук Л.Ю. Примерные тестовые задания по технологии [Текст]/ Л.Ю. Огерчук – М.: Школьная пресса, 2003.-48с.

23. Падалко, А. Букварь изобретателя [Текст]/ А.   Падалко. - М.: Рольф, 2002.- 208с.

24.Постановление “О введение в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов” (СанПиН 2.4.4.1251-03) от 06.03.2003.

25.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся [Текст] /под ред. В.А. Горского, И.В. Кротова. – М.: Министерство просвещения СССР, 1988.- 352с.

26.Рувинский, Л.И. Учителю о педагогической технике [Текст] / Л.И. Рувинский – М.: Педагогика, 1987. – 160с.

27. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской

      Федерации” от 24.07.1998.

28. Шпаковский, В.О. Для тех, кто любит мастерить [Текст] / В.О. Шпаковский – М.: Просвещение, 1990. – 191с.

для детей:

1.Данкевич, Е. Выпиливаем из фанеры [Текст]/  Е. Данкевич. – СПб.: Кристалл, 1998.- 208с.

2.Заворотов, В. От идеи до модели [Текст]/  В. Заворотов. - М.: Просвещение, 1988.- 160с.

3.Маркуша, А. Мужчинам до 16 лет [Текст]/  А. Маркуша. -  Новосибирск, 1984.- 176с.

4.Падалко, А. Букварь изобретателя [Текст]/ А.   Падалко. - М.: Рольф, 2002.-208с.

5.Шпаковский, В.О. Для тех, кто любит мастерить [Текст] / В.О. Шпаковский – М.: Просвещение, 1990. – 191с.

6..Жакова, О.В. Плавающие модели [Текст]/ О.В. Жакова, Е.В. Данкевич – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 20с.

7.Энциклопедический словарь юного техника [Текст]/ сост. Б.В. Зубков, С.В. Чумаков – М.: Педагогика,1988.-512с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Интеллект"

Пояснительная запискаНаправленность  образовательной программыСовременное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личност...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...

Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения

Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...

Авторская дополнительная общеразвивающая программа "Танцевальный кружок "Акварель"

Программа разработана для детей 5-13 лет сроком реализации 4 года...

Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения»  разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изучение технико-экономических расчетов в электроснабжении промышленных предприятий»

Программа разработана для студентов 3,4-го курса многопрофильного  колледжа, обучающихся по специальностям  технического профиля в объёме 32 часа.К освоению программы допускаются любые лица ...