Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по английскому языку.
методическая разработка на тему

Иванцова Татьяна Александровна

Внеаудиторная самостоятельная работа — это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, про­текающая без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им.

Для внеаудиторного изучения предлагаются вопросы по те­мам, основной материал которых рассмотрен на аудиторных за­нятиях, индивидуальные задания призваны расширить кругозор студентов, углубить их знания, развить умения исследователь­ской деятельности, проявить элементы творчества.

При организации СРС необходимо пробудить у студентов желание стать самостоятельными иссле­дователями в овладении знаниями для своей будущей специальности. Выполнение заданий внеаудиторной самостоятельной работы позволит студентам развить и закрепить необходимые для этого качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_moskovskoy_oblasti.docx33.03 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 Московской области

«Сергиево – Посадский  колледж»

Методические рекомендации

по организации внеаудиторной самостоятельной

работы студентов

по английскому языку

                        

2017 г.

Пояснительная записка

Современный  поток информации требует от студентов новых видов умений и навыков работы с ней, которые необходимо сформировать к началу профессиональной деятельности.

Внеаудиторная самостоятельная работа — это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им.

Для внеаудиторного изучения предлагаются вопросы по темам, основной материал которых рассмотрен на аудиторных занятиях, индивидуальные задания призваны расширить кругозор студентов, углубить их знания, развить умения исследовательской деятельности, проявить элементы творчества.

При организации СРС необходимо пробудить у студентов желание стать самостоятельными исследователями в овладении знаниями для своей будущей специальности. Выполнение заданий внеаудиторной самостоятельной работы позволит студентам развить и закрепить необходимые для этого качества.

Цель самостоятельной работы – содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.

Задачи самостоятельной работы:

- углубление и систематизация знаний;

- постановка и решение познавательных задач;

- развитие аналитических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объёму и виду информацией, учебной и научной литературой;

- практическое применение знаний, умений;

- развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля над его эффективностью.

Выполняя задание и самостоятельную работу в целом, студентам необходимо понимать: ради чего? (мотив), что должны приобрести? (цель), с помощью чего? (средства), что приобрели? (результат), а также усвоить правила по планированию и реализации самостоятельной учебной деятельности:

  1. Прежде чем выполнить любое дело, чётко сформулируйте цель предстоящей деятельности.
  2. Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это делать, для чего это нужно.
  3. Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты.
  4. Выберите наилучший вариант, взвесив все условия.
  5. Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, определите время выполнения каждого этапа.
  6. Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учётом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь.
  7. По окончании работы проанализируйте её результаты, оцените степень их совпадения с поставленной целью. Учтите сделанные ошибки, чтобы их избежать в будущем.

Последовательность действий студентов при выполнении заданий самостоятельной работы:

  • самостоятельная формулировка темы задания (при необходимости);
  • сбор и изучение информации;
  • анализ и систематизация информации;
  • отображение информации в необходимой форме;
  • консультация у преподавателя;
  • коррекция поиска информации и плана действий (при необходимости);
  • оформление работы;
  • поиск способа подачи выполненного задания;
  • представление работы на оценку преподавателя или группы (при необходимости).

По итогам самостоятельной работы студенты должны:

  • развить такие универсальные умения, как умение учиться самостоятельно, принимать решения, проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное, проводить исследование, осуществлять и организовывать коммуникацию;
  • научиться проводить рефлексию: формулировать получаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы, корректировать свой образовательный маршрут;
  • познать радость самостоятельных побед, открытий, творческого поиска;

Роль преподавателя в самостоятельной работе студентов  - это роль консультанта, координатора  действий.

Содержание

  1. Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………….. 5
  2. Перечень основных видов заданий самостоятельной работы…………………….. 6
  3. Ориентировочные затраты времени на выполнение заданий СРС……………….. 20
  4. Критерии оценки самостоятельной работы………………………………………… 21
  5. Образцы оформления отдельных видов заданий (приложения 1-13)…………. 22-37

Методические рекомендации по организации внеаудиторной

самостоятельной работы студентов

  1. Перед началом самостоятельной работы студентам следует изучить

        содержание основных видов заданий:

  • их краткую характеристику,
  • ориентировочные затраты времени на их подготовку,
  • алгоритм действий,
  • объём помощи преподавателя.
  1. Все виды заданий, представленных в данных рекомендациях, могут быть обязательными и/или дополнительными (по выбору преподавателя).

Обязательные задания предлагаются после изучения каждой темы (раздела, др.).

Преподаватель озвучивает требования по их выполнению, сроки исполнения, критерии оценки и др.

Дополнительные задания являются заданиями по самостоятельному выбору студента. Студентам предоставляется возможность в зависимости от своих индивидуальных особенностей, склонностей по каждой теме выбрать из перечня то или иное задание так, чтобы оно не повторялось по другой теме и не дублировало форму обязательного задания.

Например, по теме 1 в качестве обязательного задания студентам предстоит составить конспект, следовательно, в качестве дополнительного задания данный вид работы они выбрать не могут.

Расчёт объёма часов самостоятельной работы по каждой теме складывается из суммы ориентировочных затрат времени (см. табл. 1) на выполнение обязательных (и выбранных студентами дополнительных) заданий.

  1. Необходимо студентов ознакомить:
  • с образцами выполнения заданий,
  • критериями их оценки,
  • рекомендуемой литературой.
  1. Студенты подбирают необходимую литературу, получая консультации преподавателя.
  2. Студенты выполняют задания самостоятельной работы и сдают выполненные работы преподавателю, в т.ч. и на практическом занятии.
  3. Итоговая сумма набранных студентом баллов, суммируясь с результатами оценки аудиторной работы, составит рейтинговый показатель студента, который учитывается при проведении итогового контроля знаний по дисциплине.

Перечень основных видов заданий самостоятельной работы

1. Перевод текста с английского языка на русский – вид внеаудиторной самостоятельной работы студента,  при которой он разбирает значение предложений на английском языке и переводит их на русский. При этом формируется способность студента анализировать грамматические и лексические структуры текста, работать со словарем и ресурсами интернета для нахождения значения  терминов и определений.  

 Оформляется задание письменно.

     Регламент времени на аудиторную проверку задания  – до 20 мин (зависит от формы организации проверки).

     Затраты времени на подготовку сообщения зависят от объема текста, сложности грамматических структур и терминов индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем:

- ориентировочное время на перевод текста с английского на русский язык  – 1,5 ч.,

- максимальное количество баллов – 5

Роль преподавателя:

  • Провести первичный анализ текста вместе со студентами
  • Выбрать и объяснить наиболее  сложные грамматические структуры и лексические единицы
  • оказать консультативную помощь при выполнении перевода
  • рекомендовать базовую и дополнительную литературу для поиска ответов по теме;
  • оценить правильность перевода текста

Действия студента:

  • Прочитать текст
  • Определить основную идею текста
  • Перевести и выписать в словарь незнакомые слова
  • Найти в Интернете новые определения из текста
  • Сдать на контроль преподавателю или озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

  • Точность перевода грамматических и лексических структур
  • Понимание смысла текста
  • Глубина проработки материала;

2. Перевод с русского на английский язык – вид внеаудиторной самостоятельной работы студента,  при которой он разбирает значение предложений на русском языке и переводит их на английский. При этом формируется способность студента анализировать грамматические и лексические структуры текста, работать со словарем и ресурсами интернета для нахождения значения  терминов и определений.  

 Оформляется задание письменно.

     Регламент времени на аудиторную проверку задания  – до 20 мин (зависит от формы организации проверки).

     Затраты времени на подготовку сообщения зависят от объема текста, сложности грамматических структур и терминов индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем:

- ориентировочное время на перевод текста с английского на русский язык  – 1,5 ч.,

- максимальное количество баллов – 5

Роль преподавателя:

  • Провести первичный анализ текста вместе со студентами
  • Выбрать и объяснить наиболее  сложные грамматические структуры и лексические единицы
  • оказать консультативную помощь при выполнении перевода
  • рекомендовать базовую и дополнительную литературу для поиска ответов по теме;
  • оценить правильность перевода

Действия студента:

  • Прочитать текст
  • Определить основную идею текста
  • Перевести незнакомые слова  
  • Найти в Интернете новые определения из текста и их соответствие английским терминам
  • Сдать на контроль преподавателю или озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

  • Точность перевода грамматических и лексических структур
  • Понимание смысла текста
  • Глубина проработки материала;

3. Составление глоссария – вид самостоятельной внеаудиторной работы студентов, при которой их задачей является  объединение слов по определенной теме, перевод и толкование этих слов. Слова в глоссарии располагаются в алфавитном порядке на  английском языке. Работа выполняется письменно  в рабочей тетради студента и оформляется в виде отдельного блока, обозначенного “Glossary”.   

          Затраты времени на подготовку глоссария  зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем:

- ориентировочное время на подготовку – 0,3 ч.,

- максимальное количество баллов – 3

Роль преподавателя:

  • Предоставление темы для составления глоссария;
  • Вариант: предоставление слов для разделения по смысловым группам и составление глоссария по одной из групп;
  • Проверка правильности перевода и толкования слов;
  • Консультирование студентов по значению слова.

Действия студента:

  • Выбор слов из текста или из группы слов;
  • Перевод  слов на русский язык и  их толкование;  
  • Оформления глоссария согласно установленной форме.

Критерии оценки:

  • Точность перевода
  • Правильность толкования;
  • Правильность оформления;

4. Выполнение упражнения  – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по закреплению пройденного материала. Упражнения могут быть направлены на тренировку знания грамматики, расширения словарного запаса, тренировки навыков чтения, а также для закрепления  знаний  лексики раздела.

     Работа выполняется письменно.

     Затраты времени при выполнении упражнений зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

     Ориентировочное время на подготовку:

- выполнение упражнения – 10 минут

Максимальное количество баллов – 2 балла

Роль преподавателя:

•        обратить внимание студентов на упражнение;

•        проконсультировать в случае возникновения вопросов по выполнению упражнения

Действия студента:

  • Ознакомиться с заданием упражнения
  • Выделить и перевести незнакомые слова
  • Выполнить упражнение в соответствии с заданием

Критерии оценки:

  • Правильность выполнения упражнения

5. Выучить слова – вид внеаудиторной работы, при которой студенты самостоятельно закрепляют пройденные слова.   Задание выполняется устно, но для закрепления правильности написания слова преподаватель может в отдельных случаях попросить прописать слово несколько раз.

- ориентировочное время на подготовку – 30 минут,

- максимальное количество баллов – 3

 Роль преподавателя:

  • Проверить правильность произношения слов студентами;
  • Проверить правильность написания слов;
  • Проконтролировать выполнение задания в письменной или устной форме.

Действия студента:

  • Выписать в тетрадь слова для заучивания
  • Прочитать слова, удостовериться в правильности произношения и перевода на русский язык
  • Выучить слова

 

Критерии оценки:

  • Знание слов, умение правильно использовать их в речи.

6. Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами.

     Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание.  В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объёмом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при её запоминании. Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др. Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным.

     Опорные конспекты могут быть проверены в процессе опроса по качеству ответа студента, его составившего, или эффективностью его использования при ответе другими студентами.

     Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем:

- ориентировочное время на подготовку – 20 минут,

- максимальное количество баллов – 4.

Дополнительное задание по составлению опорного конспекта вносится в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости.

Роль преподавателя:

  • помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;
  • консультировать при затруднениях;
  • предоставить возможность апробирования эффективности конспекта в рамках занятия.

Действия студента:

  • изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
  • установить логическую связь между элементами темы;
  • представить характеристику элементов в краткой форме;
  • оформить работу и предоставить в установленный срок.
    Критерии оценки:
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • аккуратность и грамотность изложения;
  • работа сдана в срок.

7. Написание эссе  – вид самостоятельной работы студента, выражающейся  в написании сочинения на заданную тему. Данная работа выполняется письменно. Написание эссе позволяет отработать навыки  письма на английском языке. При этом активно задействованы грамматические и лексические единицы, пройденные студентом. Студенты также учатся правильно формулировать свои мысли и укладываться в заданный объем слов.

     Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем:

- ориентировочное время на подготовку эссе в 250 слов  – 1,5 ч.,

- максимальное количество баллов – 5

Роль преподавателя:

  • определить тему, рекомендовать источник информации;
  • задать объем эссе
  • проверить выполнение задания

8. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний. Составление кроссвордов требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

     Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподавателем:

- ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объёмом не менее 10 слов – 0,5 ч,

- максимальное количество баллов – 1.

Роль преподавателя:

  • конкретизировать задание, уточнить цель;
  • проверить исполнение и оценить в контексте занятия.

Действия студента:

  • изучить информацию по теме;

•        создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;

  • представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • грамотная формулировка вопросов;
  • кроссворд выполнен без ошибок;
  • работа представлена на контроль в срок.

9. Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы Power Point. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

     Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft Power Point. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

     Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем:

- ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч.,

- максимальное количество баллов – 2.

     Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях.

Роль преподавателя:

•   помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;

•   консультировать при затруднениях.

Действия студента:

  • изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
  • установить логическую связь между элементами темы;
  • представить характеристику элементов в краткой форме;
  • выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
  • оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
  • работа представлена в срок.

10.  Повторение изученного материала  –  задание, направленное на обобщение и систематизацию полученных в течение определенного срока знаний. Включает в себя повторение лексических единиц и грамматических правил.  

     Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем:

- ориентировочное время на  повторение пройденного материала  – 0,7 ч.,

- максимальное количество баллов – 2

Роль преподавателя:

  • определить тему для повторения;

Таблица 1

Ориентировочные затраты

времени на выполнение заданий СРС

№ п/п

Основные виды заданий

Затраты времени на единицу задания, час.

Количество баллов

1

Перевод текста с английского языка на русский

1

5

2

Перевод с русского на английский язык

1,5

5

3

Составление глоссария

0,5

3

4

Выполнение упражнения

0,17

2

5

Выучить слова

0,3

3

6

Составление опорного конспекта

0,3

4

7

Написание эссе

1,5

5

8

Составление кроссвордов по теме и ответов к ним

1

1

9

Составление материалов-презентаций

1,5

2

10

Повторение изученного материала

0,5

2

*Затраты времени на выполнение заданий и баллы даны ориентировочно. Преподаватель может изменить время на выполнение заданий и  разработать свою балльно-рейтинговую систему оценивания, учитывая специфику своей дисциплины.

Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов с использованием балльно-рейтинговой системы.

Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объёма приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических занятиях и во время консультаций преподавателя.

Максимальное количество баллов, указанное в таблице1 самостоятельной работы студента по каждому виду задания, студент получает, если:

  • обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
  • даёт правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
  • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

70-89% от максимального количества баллов студент получает, если:

  • неполно (не менее 70% от полного), но правильно изложено задание;
  • при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
  • даёт правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
  • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

50-69% от максимального количества баллов студент получает, если:

  • неполно (не менее 50% от полного), но правильно изложено задание;
  • при изложении была допущена 1 существенная ошибка;
  • знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий;
  • излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
  • затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.

49% и менее от максимального количества баллов студент получает, если:

  • неполно (менее 50% от полного) изложено задание;
  • при изложении были допущены существенные ошибки.
    В "0" баллов преподаватель вправе оценить выполненное студентом задание, если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.

Сумма полученных баллов по всем видам заданий внеаудиторной самостоятельной работы составляет рейтинговый показатель студента. Рейтинговый показатель студента влияет на выставление итоговой оценки по результатам изучения дисциплины.

Если рейтинговый показатель студента составляет:

  • максимальное количество баллов, то студент на дифференцированном зачёте претендует на оценку "отлично";
  • 70-89% от максимального количества баллов, то студент претендует на оценку "хорошо";
  • 50-69% от максимального количества баллов, то студент претендует на оценку "удовлетворительно";

49% и менее от максимального количества баллов, то студент  готовится к зачёту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания и контрольные домашние задания по английскому языку для студентов-заочников по специальностям 080110 «Экономика и бухгалтерский учет», 080501 «Менеджмент», 080402 «Товароведение»

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Методические указания и контрольныедомашние задания для студентов-заочниковпо специальностям 080110 «Экономика и бухгалтерский учет», 080501 «Менеджмент», 080402 «Товароведение»...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по английскому языку по формированию навыков чтения адаптированных произведений английских и американских писателей на английском языке

Данные методические рекомендации ставят своей целью дальнейшее развитие навыков чтения разного вида, что обеспечит целенаправленное формирование у обучающихся  рациональных приемов работы с учебн...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ПРИМЕРЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ ВРЕМЁН PRESENT SIMPLE И PRESENT CONTINUOUS

                         В данной статье рассматривается сложная для русскоговорящих студентов тема «Present Continuous и P...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ПРИМЕРЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ ВРЕМЁН PRESENT SIMPLE И PRESENT CONTINUOUS

В данной статье рассматривается сложная для русскоговорящих студентов тема «Present Continuous и Present Simple» в виде заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Трудности...

Статья. «Методические рекомендации для организации внеаудиторной работы студентов в учреждениях среднего профессионального образования»

Наше время характеризуется бурным развитием науки и техники. Наука становится производительной силой общества. Под влиянием запросов практики происходит сближение фундаментальных и прикладных наук, со...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ» среди студентов 1-го курса

Методическая разработка представляет собой комплект документов, сопровождающих проведение внеурочного мероприятия «Предметная олимпиада по английскому языку». Предназначена для повыше...