Классный час "75 лет битвы за Москву".
классный час по теме

Смирнов Максим Григорьевич

Классный час "75 лет битвы за Москву".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Битва за Москву является одним из наиболее драматичных периодов Великой отечественной войны.

         «Тайфун» - так называлась операция по захвату Москвы
в гитлеровских документах. Нацисты планировали захватить Москву до наступления морозов. Город предполагалось превратить в руины.

        Днем взятия Москвы было назначено 7 ноября. Операция «Тайфун» должна была завершить войну.

Товарищи суворовцы, недавно, 5 декабря был один из дней ратной славы России. Кто из вас знает, что это за день?

Верно, это день начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой.

Операция по захвату Москвыпланировалаодновременные мощные удары, которые пробили бы бреши в обороне наших войск.

После этого гитлеровские войска должны были пройти вперед и окружить наши основные силы.

Уничтожив наш войска, немецкие танки и пехота должны были взять Москву в кольцо.

Обратите внимание на карту. Глядя на нее вы можете судить, о том, как близко немцы подошли к Москве.Несколько мотопехотных групп немцев были уничтожены в Химках.

7 ноября 1941 г. на Красной площади состоялся парад частей

Красной Армии.  Его участники с парада уходили на фронт.

В ночь на 7 ноября по приказу Сталина звезды на башнях Кремля были расчехлены и зажжены, также от маскировки освободили мавзолей Ленина.

В 7.50 на трибуне мавзолея появился Сталин и высшее руководство СССР. Парад начался в 8 часов утра. Командовал им командующий Московским военным округом генерал Павел Артемьев, а принимал его герой Гражданской войны, маршал Семен Михайлович Будённый.

В это же мгновение по всем громкоговорителям страны, раздался торжественный голос Левитана: «Говорят все радиостанции Советского Союза. Центральная радиостанция Москвы начинает передачу с Красной площади парада частей Красной Армии, посвященного 24й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции…».

Товарищи суворовцы, какое значение имел этот парад для бойцов Красной Армии и населения СССР?

Протяженность фронта, на котором велось сражение – порядка двух тысяч километров. В боевые действия с обеих сторон было вовлечено более 2,8 миллиона военнослужащих, 21 000 минометов
и орудий, около 2 000 танков, более 1 600 самолетов.

На пути врага стоял Ржевско-Вяземский укрепрайон и Можайская линия обороны.Масштабы оборонительных работ на подступах к столице были огромными, сроки зачастую мизерные – недели, дни. Эти укрепления сыграли значительную, роль в обороне Москвы.Было оборудовано свыше 30 тысяч огневых точек, установлено более 1 300 километров проволочных заграждений, свыше 22 000 противотанковых «ежей».

Предлагаю вам посмотреть несколько эпизодов из художественного фильма.

Как вы думаете, о ком мы с вами сегодня будем говорить?

Почему этих солдат называли Панфиловцами?

«Я, Панфилов Иван Васильевич, неопытный генерал.

В генеральском звании воюю впервые, но я опытный рядовой, ефрейтор, младший унтер-офицер, фельдфебель первой империалистической войны, я опытный взводный и ротный командир гражданской войны.         Против кого я только ни воевал! Белополяки, Деникин, Врангель, Колчак, басмачи».

316 стрелковая дивизия была сформирована июле 1941 года
в Казахстане и месяцпроходила боевое слаживание в районе
Алма-Аты.

         Чтобы преодолеть боязнь танков у новобранцев комдив организовал обкатку бойцов первоначально тракторами,
а в последствии танками.

         Панфилов говорил солдатам и командирам: «Мне не нужно, чтобы ты погиб, нужно, чтобы ты остался живым!»

Бойцы звали И. В. Панфилова «Батя».

Вопрос: Как вы думаете, почему солдаты называли своего комдива Батей? Прошу вас на карточках написать качества личности комдива, которые побуждали называть его – Батя.

Немцы бросили на Волоколамское направление две танковые дивизии и дивизию пехоты.

        Всей этой лавине смерти противостояла 316 стрелковая  дивизия.

Обратите внимание на схему. Кто из вас знает, как далеко от Москвы Волоколамск? (90 км.)

16 ноября 1941 года 28 человек из личного состава четвертой роты второго батальона 1075-го стрелкового полка во главе с политруком четвертой роты Василием Клочковым готовились принять бой  против наступающих гитлеровцев в районе разъезда Дубосеково,в семи километрах к юго-востоку от Волоколамска.

Вопрос: Как вы считаете, о чем думали солдаты перед боем?

Видео. Позиции четвертой роты атаковали танки Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.VI.

Утром 11-я танковая дивизия немцев атаковала позиции четвертой роты в районе Дубосеково. Из средствборьбы с танками у бойцов было всего четыре противотанковых ружья, гранаты РПГ-40 и бутылки с зажигательной смесью.

Первая атака врага. На позиции панфиловцев шло 12 танков противника. Пять танков удалось уничтожить - и немцы отошли.

В два часа дня противник начал сильный артиллерийский обстрел - и снова его танки пошли в атаку. На окопы наших солдат наступало теперь свыше 30 танков.

Вопрос: Какие образцы вооружения Красной Армии вы знаете? Прошу представителей двух команд получить карточки. Каждой команде необходимо выбрать изображения оружия,. Которое было на вооружении советской армии в годы Великой Отечественной войны.

«Тридцать танков, друзья.… Придется всем нам умереть, наверно. Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва».

Слова: "Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!", обращенные в критическую минуту к 28-и героям политруком Василием Клочковым, стали в те решающие дни обороны столицы девизом всех её защитников.

Какими качествами должен обладать человек, понимающий, что идёт скорее всего в последний бой? Вызываю шесть человек к доске. Разбиваю на две группы. Поочередно пишут качества.

Коллаж

В те дни героизм проявили не только 28 бойцов, это были дни массового героизма бойцов Панфиловской дивизии.

17 бойцов-истребителей танков вооружённых гранатами оборонялась у села Мыканина. Почти все они погибли, до последнего отражая атаки противника.

11 саперов сражались в районе села Стороково. Танки не прошли.

17 ноября 1941 г. за мужество и героизм 316-я дивизия была переименована в восьмую гвардейскую.

Защитники Москвы выполнили свою задачу - сдержали врага на подступах столице. 5 декабря 1941г. Красная Армия перешла в контрнаступление.

Защитники Москвы выполнили свою задачу - сдержали врага на подступах столице. Пятого декабря 1941г. Красная Армия перешла в контрнаступление.

Товарищи суворовцы, как вы считаете, что необходимо делать в наши дни, чтобы подвиг защитников Москвы не был позабыт?

Отдавая дань памяти защитникам Москвы ежегодно проводится реконструкция того легендарного парада.  В числе немногих честь участвовать в нем предоставлена  московскими суворовцам.

Отдавая дань памяти защитникам Москвы ежегодно проводится реконструкция того легендарного парада.  В числе немногих честь участвовать в нем предоставлена  московскими суворовцам.

Кто из вас хочет участвовать в параде? Почему это важно для вас?

МИНИ-ПРОЕКТ (проводится вместе с суворовцем выпускного курса)

Что должен делать суворовец, чтобы стать достойным защитником Родины? Прошу Ваши предложения написать на карточках и в порядке значимости расположить на пирамиде.

«Если стреляешь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».

«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Эти слова Александра Невского хорошо усвоили многочисленные агрессоры. После победы в ВОв им стало ясно, что завоевать наш народ силой не удастся. Теперь недоброжелатели пытаются разрушить наш народ изнутри и ведут войну с нашей памятью. Все чаще в газетах и на телевидении вместо «Великая Отечественная» произносится - «Вторая мировая», появляются авторы, которые порочат имена Александра Матросова, Зои Космодемьянской, героев-панфиловцев и других героев. Но эти деятели не учитывают мудрую заповедь: «Если стреляешь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».

Как вы понимаете эти слова?

Что же делать, чтобы будущее не выстрелило в нас из пушки?

- Нужно уважать прошлое своей страны, пытаться понять его.

- Нужно изучать свою историю, и, если были ошибки, не повторять их.

- Если будут порочить имена героев, никто не захочет совершать подвиги, страну легко завоюют.

- Народ, который плюет на историю своей страны, не ценит ее защитников, становится рабом других народов.

- Если мы сейчас будем порочить поступки дедов и прадедов, то наши внуки и правнуки будут презирать нас еще больше, вообще откажутся от нас.

- Если народ забывает предыдущую войну, презирает ее героев, начинается новая война, и в этой войне победы уже не будет, потому что не будет новых героев.

Примерные ответы детей:

- Не читать, не слушать всяких сплетен о Великой Отечественной войне.

- Не верить кому попало, разбираться самим.

- Нужно наказывать тех, кто плохо говорит о Великой Отечественной, о наших героях.

- Изучать историю войны, читать воспоминания участников сражений.

- Хранить благодарную память о защитниках Отечества.

- Защищать память о Великой Отечественной войне, не позволять втаптывать ее в грязь.

командира 1075-го стрелкового полка Ильи Капрова. В полку Карпова служили все 28 героев-панфиловцев.В течение 4-часового боя ими были уничтожены 18 танков противника, и продвижение немцев к Москве было приостановлено. В бою погибли все 28 бойцов.своей фотографии с дочкой Василий Клочков вывел слова: "И за будущее дочки ухожу я на войну". Ему, бывшему неграмотному батраку, было что сравнивать. Фашисты несли с собой тот же "новый порядок", который уже был когда-то в России: "Работай и молчи". Близкие и многие знавшие политрука Клочкова вспоминали, что у Василия Георгиевича на руках были шрамы. Это такая память осталось от тех недобрых времен, когда батрачил Вася на одного из кулаков Локтевского района по фамилии Калайда, спустившего на него псов "в оплату за труд"

Командующий 2-й танковой армией рейха генерал Гейнц Гудериан после разгрома под Москвой обвинил в своих неудачах… русские морозы. Дескать, немцы к ноябрю уже пили бы пиво в Кремле, но их остановили жуткие холода. Танки застряли в снегу, орудия заедало - замёрзла смазка. Так ли это? 4 ноября 1941 г. температура в Подмосковье составляла минус 7 градусов (до этого в октябре шли дожди, и дороги раскисли), а 8 ноября - и вовсе ноль (!). 11-13 ноября воздух заледенел (-15 градусов), но вскоре потеплело до -3 - и это трудно назвать «жутким холодом». Суровые морозы (под минус 40°) ударили лишь к самому началу контрнаступления Красной армии - 5 декабря 1941 г. - и кардинально изменить ситуацию на фронте не могли. Холод сыграл свою роль, лишь когда советские войска погнали армии вермахта назад (вот тут-то танки Гудериана и правда не завелись), но остановили врага под Москвой при обычной зимней погоде.

Генерал-полковник Эрих Гепнер, командир четвертой танковой группы, противостоящейПанфиловской дивизии, в своих донесениях называл её «дикой дивизией, воюющей в нарушение всех уставов и правил ведения боя, солдаты которой не сдаются в плен, чрезвычайно фанатичны и не боятся смерти».

На дворе XXI век. Дышло исторической «правды» отвернулось от своих героев. Но прошлое останется неизменным. И в этом прошлом, в далеком 41-м, из-под перепаханных бомбами укреплений, выберутся наружу бойцы 4-й роты, отряхнутся от грязного снега, рассчитаются, поймут, что осталось их всего 28, докурят свои самокрутки, возьмут в руки гранаты и встретят лавину немецких танков…



Предварительный просмотр:

Классный час «День воинской славы России. 75-летие битвы под Москвой»

Дата проведения:  «10» декабря 2016г.

Класс: 5

Руководитель занятия: воспитатель 2 учебного курса Смирнов М.Г.

Форма мероприятия: комбинированное занятие

Цель проведения: формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности.

Задачи:

- воспитывать гражданско-патриотические качества, уважение и благодарность к людям,      защищавшим Родину;

- расширить знания учащихся о подвиге советского народа в годы ВОВ.

Оборудование и материалы: компьютер, интерактивная доска, сценарий мероприятия.

Планируемые результаты: развитие у суворовцев ценностно – смысловых, познавательных и коммуникативных компетенций; расширение знаний суворовцев о событиях Великой Отечественной войны.

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Педагогические

технологии

Формируемые компетенции

Организационный этап

Принимает рапорт ЗКВ о готовности  взвода к занятию.

Приветствует личный состав

Строятся, отвечают на приветствие воспитателя.

Готовятся к занятию

Педагогика сотрудничества

Коммуникативные,

военно-профессиональные

Вступление.

Актуализация знаний по теме.

1-2. Операция «Тайфун»

Актуализирует знания суворовцев по теме классного часа, мотивирует на работу.

Рассказывает о планах нацистов по захвату Москвы

Слушают воспитателя, отвечают на вопросы

Технология проблемного обучения

Коммуникативные

Эпизод из фильма

«28 панфиловцев»

Демонстрирует видеофрагмент

Смотрят эпизод, определяют тему классного часа

Технология проблемного обучения

Познавательные

Информационные

Основная часть.

Парад  

7 ноября 1941г.

Рассказывает о параде

Задает вопросы  суворовцам

Слушают, отвечают на поставленные вопросы

ИКТ

Технология личностно-ориентированного воспитания

Познавательные

Информационные

Коммуникативные

Обстановка на фронте

Рассказывает об обстановке на фронте.

Задает вопросы  суворовцам

Слушают, отвечают на поставленные вопросы

Панфиловская дивизия.

Героизм панфиловской дивизии

Рассказывает о том, как создавалась дивизия, какую роль сыграл комдив Панфилов

Участвуют в создании портрета личности Панфилова - командира, которого бойцы называли Батя

Технология проектного обучения

Боевые действия под Москвой

Рассказывает о подготовке к боевым действиям и о бое.

Демонстрирует видеофрагмент.

Представляет суворовца 4 курса Чичкова М.

Участвуют в игровом задании: «выбрать карточки с изображением вооружения советской армии»

Игровые технологии

Заключение

Подведение итогов.

Рефлексия

Вместе с суворовцем 4 курса Чичковым М., организует участие суворовцев в мини-проекте: «Что должен делать суворовец, чтобы стать достойным защитником Родины?»

2 группы суворовцев на карточках записывают предполагаемые действия суворовцев и после размещения карточек на пирамиде защищают свой мини-проект

Технология проектного обучения

Коммуникативные

Познавательные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Этих дней не смолкнет слава" (Битве под Москвой посвящается...)

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Этих дней не смолкнет слава" был написан к 65-летию битвы под Москвой. Литературно-музыкальная композиция  "Этих дней не смолкнет слава" в 2007 году з...

Методическая разработка классного часа, посвященного Великим Победам и Великим Героям Великой России Тема: «Г.К. Жуков и его битва за Москву...»

Данная методическая разработка может использоваться для проведения классных часов и внеклассных мероприятий....

Внеклассное мероприятие, посвященное 75-летию битвы под Москвой

Преподавателям истории, кураторам для проведения уроков истории и внеклассных мероприятий....

Битва под Москвой в примерах и задачах по математике», посвященный 75 лет битве за Москву.

Битва под Москвой в примерах и задачах по математике», посвященный 75 лет битве за Москву....

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинское училище №30 Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБОУ СПО МУ №30) Классный час: Битва под Москвой 2014 год

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный во...

Классный час"Пролог к Победе.Битва под Москвой"

Это мероприятие посвящено одному из памятных дат в России - битве под Москвой.Это было одно из самых крупнейших сражений времен Великой Отечественной войны.Именно здесь на подступах столицы хваленная ...

Классный час "Битва за Москву"

Классный час "Битва за Москву"...