В помощь педагогам (копилка)
методическая разработка на тему

Евсеева Альбина Николаевна

         Современный период жизни отличается множественными изменениями социально-экономической и духовной ситуации жизнедеятельности и развития человека. Идет перестройка образования и воспитания. В переломные моменты учителю важно суметь не растеряться, сохранить конструктивное движение вперед, рост личности. Этому помогает, помимо прочего, наличие у учителя развитой психологической культуры: систематического самовоспитания культурных стремлений и навыков, высокого уровня общения, хорошей психической саморегуляции, творческого подхода к педагогической деятельности, умений познавать и реалистично оценивать свою личность и др. Профессию педагога можно отнести к стрессогенным. Постоянное перенапряжение может привести к соматическим заболеваниям; язве желудка, гипертонии, ишемической болезни. 

Профессиональные стрессогенные факторы. 
 
1. Сегодня работаем по новым требованиям. Необходимость быть предметом наблюдения и оценивания. 
2. Необходимость постоянно подтверждать свою компетентность и статус. 
3. Необходимость разрешать конфликтные ситуации в течение короткого времени 
4. Перегружены. 
5. Многочасовая работа ( не оцениваемая должным образом ) 
6. Информационная перегрузка 
7. Необходимость постоянного общения. 
8. Давление по поводу успеваемости 
9. Контроль успеваемости 
10. Чрезмерная укомплектованность классов ведет к эмоциональной перегрузке. 
 
Вывод: Необходимо сформировать у педагога желание сохранять свое здоровье и заботиться о нем начиная с самого элементарного, а именно с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна продолжительностью 7-8 часов, оптимистического взгляда на жизнь. Это простые всем известные вещи, но они помогают человеку продлить активную жизнь. Каждый учитель об этом знает, но в силу разных причин, (отсутствие воли, отвлечение на другие менее значимые дела ит.д.) не использует. 
 
Рекомендуемые упражнения  каждый способен выполнять самостоятельно. Для этого надо только ценить свое здоровье, беречь его  делать все возможное, чтобы сохранить его на долгие годы. 
 
Снятие головной боли. 
 
Профессия педагога стрессогенная. Он вынужден сдерживать собственные эмоции, контролировать действия  и поступки т. к. должен являть собой пример для детей. Поэтому педагоги часто жалуются на головную боль. Это упражнение поможет снять неприятные ощущения. 
 
1.«Головной убор» - Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинуть голову назад. Постарайтесь почувствовать в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на голову надет тяжелый неудобный головной убор. Снимите его и выразительно, эмоционально бросьте на пол. Потрясите головой. Погладьте ее руками, резким движением «бросьте» руки вниз.  
 
2. «Дождик» Вы забыли зонтик до мА ? начался дождь. Теплый, спокойный, приятный. Вам хорошо под дождем. Легкие капли падают на голову, плечи. Почувствуйте капельки дождя на себе. (подушечками пальцев нежно касайтесь головы, лица, шеи, то  замедляя, то убыстряя темп. 
 
3. «Ушки на макушке» Воздействуя на ушные раковины. Человек способен облегчить физическую боль, нормализовать функционирование внутренних органов, активизировать резервы организма для активной жизнедеятельности. Указательными пальцами обеих рук одновременно тянуть уши, начиная с верхнего края и постепенно спускаясь вниз до мочки. Б) массировать сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце растереть уши руками.  
 
4.»Цветное дыхание» Успокойтесь и. глубоко дыша животом, постарайтесь представить, что вы вдыхаете один цвет, а выдыхаете другой. Чтобы избавиться от нервозности и агрессивности, вдохните зеленый. Который уравновешивает и освежает, а выдохните агрессивный красный. Хотите ощутить прилив счастья – вдохните оранжевый. А выдохните синий. Хотите оградить себя от негативных воздействий – вдохните желтый. Выдохните фиолетовый. 
 
5. «Свеча» В течение дня каждый из нас находится в различных эмоциональных состояниях. Это может привести к эмоциональному выгоранию, но любой человек в состоянии научиться управлять собственными эмоциями. Сядьте удобно. Расслабьтесь и смотрите на пламя свечи в течение нескольких минут. Закройте глаза и погрузитесь в свой внутренний мир. 
 
Внимательно организм слушайте. Он подскажет совет нужный. Не надейся на всех и не верь чудесам. Есть одна лишь подмога – помоги себе сам. 
 
 
Таким образом, учитель должен знать о сущности эмоциональной напряженности, вероятности негативных последствий чрезмерных переживаний в ходе учебно-воспитательной работы, о наиболее простых методах и приемах управления своими эмоциями. 
Приведем некоторые приемы саморегуляции, оптимизации работоспособности и повышения функциональных резервов организма. 
 
«Дыхание» - Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По собственной команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на дыхании. При этом не старайтесь специально управлять своим дыханием: не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5 – 10 минут 
 
«Психоэнергетический зонтик». 
Упражнение проводится в первые минуты после начала урока, а также, при необходимости, периодически в течение всего урока. Учитель встает перед классом, желательно в центре комнаты и. объясняя материал. Старается представить, что он своей волей, своим сознанием устанавливает своеобразный «зонтик» плотно накрывающий всех учеников. Цель самого учителя: уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего урока. Упражнение вырабатывает способность контролировать ситуацию в классе. 
 
Игры – формулы для учителя. 
 
Формула 1. Любовь к ученикам « Я люблю своих учеников. Всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими учениками» 
 
Формула 2.  На работу.  «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Она – высший смысл моей жизни» 
 
Формула 3. (снятие усталости и восстановление работоспособности) «Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бодрым и энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, энергию во всем теле. 
Упражнение помогающее учителю развить в себе способность к быстрой, безболезненной и эффективной смене коммуникативных позиций в общении с подростками и старшеклассниками. 
 
«Мышечная броня». 
 
Вы только что закончили урок, собрали тетради, положили их аккуратной сопкой на столе в своем кабинете. К вам подходит ученик и начинает объяснять, почему он забыл тетрадь дома. Вы снова «надеваете» роль учителя, строго хмурите брови и…….. 
Остановитесь! Урок закончился, ситуация принципиально изменилась. На уроке вы учили, а сейчас – перемена. Вам надо сменить позицию : из позиции «над» перейти в позицию «наравне», эта позиция – более мягкая и эмоционально насыщенная. Поэтому нужно «освободить» собственные эмоции. Как это сделать ? Известно, что на физическом уровне существуют мышечные механизмы, блокирующие эмоциональную активность человека, описаны семь кругов «мышечной брони» пересекающей тело и подавляющей проявление непосредственных эмоций: на уровне глаз, рта, шеи. Груди. Диафрагмы, живота и таза. При доминирующей позиции «над» энергия обычно сконцентрирована в верхней части тела: напрягаются глаза (пристальный взгляд) сжимается рот («твердые губы») одеваются «панцирем» шея и грудь. На уровне талии течение энергии блокируется мышечным напряжением. Для того чтобы сменить позицию, в первую очередь необходимо ослабить напряжение глаз, рта, шеи. И груди. Предлагаем для этого несколько простых упражнений. 
Дыхание. – Перед беседой с учеником глубоко вздохните. При выдохе резким движением в воображении как бы сорвите напряженную маску со своего лица; «погасите глаза», расслабьте губы, освободите шею и грудь. Представьте, что через выдох вы снимаете с себя охватывающие ваше тело мышечные «кольца» и отбрасываете их – с глаз, губ, шеи и груди. Освободились? Теперь начинайте беседу со школьником!  Постарайтесь выяснить, по какой причине он забыл тетрадь, не будьте излишне строги и директивны, ваша жестокость вызовет в подростке или старшекласснике либо страх (а  значит, стремление вывернуться, солгать), либо, скорее всего, протест (грубость, агрессию). Покажите, что вы доверяете своему воспитаннику, подбодрите его участием. Направьте свою активность не на властное доминирование, а на то, чтобы установить психологический контакт во время во время диалога. 
 
«Массирование».
 
Возможно, вам подойдет другой способ снятия напряжения и перехода в позицию «наравне». Перед началом беседы с учеником дотроньтесь кончиками пальцев до своих глаз, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, как бы снимая старую маску. Этот жест, на который у вас уйдет 1-1,5 секунды, станет для вас границей, до которой вы находились в позиции «над» Перейдя «границу», вы оказались в позиции «наравне» и начали выполнять другую роль. Произошло ролевое перевоплощение: на уроке вы были учителем, а сейчас, перед началом разговора, вы становитесь собеседником. 
 
 

 

ТЕСТ: «Подтверждены ли вы стрессу?»

                                        На каждый вопрос вы можете ответить «ДА»-2, «НЕТ»-1  или «ИНОГДА»- 0

Вопросы

Да

Нет

Иногда

1

Часто ли у вас появляются чувство усталости?

 

 

 

2

Чувствуете ли вы ухудшение способности сосредоточиться?

 

 

 

3

Замечаете ли вы, что ваша память стала хуже?

 

 

 

4

Есть ли у вас склонность к бессоннице?

 

 

 

5

Часто ли вас беспокоят боли в области позвоночника?

 

 

 

6

Бывают ли у вас  сильные головные боли?

 

 

 

7

Есть ли у вас проблемы с аппетитом?

 

 

 

8

Замечаете ли вы, что отдых не дает желаемого результата?

 

 

 

9

Скучаете ли вы работе?

 

 

 

10

Легко ли вас вывести себя?

 

 

 

11

Замечаете ли вы за собой склонность к излишней суете?

 

 

 

12

Часто ли вам хочется выпить?

 

 

 

13

Часто ли вы курите?

 

 

 

14

Бывает ли, что вам трудно завершить мысль?

 

 

 

15

Часто ли перестаете себе нравиться?

 

 

 

16

Часто ли вам без видимой на то причины становится тревожно?

 

 

 

17

Часто ли вам не хочется видеть вообще никого?

 

 

 

 

 

Обработка результатов:

 

0 – 5 баллов.  Вы скорее всего, отнеслись к тесту поверхностно, потому что такая неподверженность стрессам – это действительно невероятно.

0 -10 баллов.  Вам можно позавидовать, вы невероятно стрессоустойчивы.  В непредвиденных и опасных ситуациях вы спокойны и рассудительны.

11 – 25 баллов. Стрессы вам досаждают, но проблем особых не создают.  Уровень стресса – средний.  Это значит, что избавление от стрессов не будет для вас большой трудностью.

26 – 34 баллов. Уровень стресса – высокий.  Вам стоит задуматься о последствиях.  Если вы не сгущаете краски, то последствия не за горами.  Не пренебрегайте своим здоровьем: вам надо срочно изменить свою жизнь.   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_pomoshch_pedagogam.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                В помощь педагогам (копилка)

         Современный период жизни отличается множественными изменениями социально-экономической и духовной ситуации жизнедеятельности и развития человека. Идет перестройка образования и воспитания. В переломные моменты учителю важно суметь не растеряться, сохранить конструктивное движение вперед, рост личности. Этому помогает, помимо прочего, наличие у учителя развитой психологической культуры: систематического самовоспитания культурных стремлений и навыков, высокого уровня общения, хорошей психической саморегуляции, творческого подхода к педагогической деятельности, умений познавать и реалистично оценивать свою личность и др. Профессию педагога можно отнести к стрессогенным. Постоянное перенапряжение может привести к соматическим заболеваниям; язве желудка, гипертонии, ишемической болезни. 

Профессиональные стрессогенные факторы. 

1. Сегодня работаем по новым требованиям. Необходимость быть предметом наблюдения и оценивания. 

2. Необходимость постоянно подтверждать свою компетентность и статус. 

3. Необходимость разрешать конфликтные ситуации в течение короткого времени 

4. Перегружены. 

5. Многочасовая работа ( не оцениваемая должным образом ) 

6. Информационная перегрузка 

7. Необходимость постоянного общения. 

8. Давление по поводу успеваемости 

9. Контроль успеваемости 

10. Чрезмерная укомплектованность классов ведет к эмоциональной перегрузке. 

Вывод: Необходимо сформировать у педагога желание сохранять свое здоровье и заботиться о нем начиная с самого элементарного, а именно с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна продолжительностью 7-8 часов, оптимистического взгляда на жизнь. Это простые всем известные вещи, но они помогают человеку продлить активную жизнь. Каждый учитель об этом знает, но в силу разных причин, (отсутствие воли, отвлечение на другие менее значимые дела ит.д.) не использует. 

Рекомендуемые упражнения  каждый способен выполнять самостоятельно. Для этого надо только ценить свое здоровье, беречь его  делать все возможное, чтобы сохранить его на долгие годы. 

Снятие головной боли. 

Профессия педагога стрессогенная. Он вынужден сдерживать собственные эмоции, контролировать действия  и поступки т. к. должен являть собой пример для детей. Поэтому педагоги часто жалуются на головную боль. Это упражнение поможет снять неприятные ощущения. 

1.«Головной убор» - Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинуть голову назад. Постарайтесь почувствовать в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на голову надет тяжелый неудобный головной убор. Снимите его и выразительно, эмоционально бросьте на пол. Потрясите головой. Погладьте ее руками, резким движением «бросьте» руки вниз.  

2. «Дождик» Вы забыли зонтик до мА ? начался дождь. Теплый, спокойный, приятный. Вам хорошо под дождем. Легкие капли падают на голову, плечи. Почувствуйте капельки дождя на себе. (подушечками пальцев нежно касайтесь головы, лица, шеи, то  замедляя, то убыстряя темп. 

3. «Ушки на макушке» Воздействуя на ушные раковины. Человек способен облегчить физическую боль, нормализовать функционирование внутренних органов, активизировать резервы организма для активной жизнедеятельности. Указательными пальцами обеих рук одновременно тянуть уши, начиная с верхнего края и постепенно спускаясь вниз до мочки. Б) массировать сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце растереть уши руками.  

4.»Цветное дыхание» Успокойтесь и. глубоко дыша животом, постарайтесь представить, что вы вдыхаете один цвет, а выдыхаете другой. Чтобы избавиться от нервозности и агрессивности, вдохните зеленый. Который уравновешивает и освежает, а выдохните агрессивный красный. Хотите ощутить прилив счастья – вдохните оранжевый. А выдохните синий. Хотите оградить себя от негативных воздействий – вдохните желтый. Выдохните фиолетовый. 

5. «Свеча» В течение дня каждый из нас находится в различных эмоциональных состояниях. Это может привести к эмоциональному выгоранию, но любой человек в состоянии научиться управлять собственными эмоциями. Сядьте удобно. Расслабьтесь и смотрите на пламя свечи в течение нескольких минут. Закройте глаза и погрузитесь в свой внутренний мир. 

Внимательно организм слушайте. Он подскажет совет нужный. Не надейся на всех и не верь чудесам. Есть одна лишь подмога – помоги себе сам. 

Таким образом, учитель должен знать о сущности эмоциональной напряженности, вероятности негативных последствий чрезмерных переживаний в ходе учебно-воспитательной работы, о наиболее простых методах и приемах управления своими эмоциями. 

Приведем некоторые приемы саморегуляции, оптимизации работоспособности и повышения функциональных резервов организма. 

«Дыхание» - Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По собственной команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на дыхании. При этом не старайтесь специально управлять своим дыханием: не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5 – 10 минут 

«Психоэнергетический зонтик». 

Упражнение проводится в первые минуты после начала урока, а также, при необходимости, периодически в течение всего урока. Учитель встает перед классом, желательно в центре комнаты и. объясняя материал. Старается представить, что он своей волей, своим сознанием устанавливает своеобразный «зонтик» плотно накрывающий всех учеников. Цель самого учителя: уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего урока. Упражнение вырабатывает способность контролировать ситуацию в классе. 

Игры – формулы для учителя. 

Формула 1. Любовь к ученикам « Я люблю своих учеников. Всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими учениками» 

Формула 2.  На работу.  «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Она – высший смысл моей жизни» 

Формула 3. (снятие усталости и восстановление работоспособности) «Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бодрым и энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, энергию во всем теле. 

Упражнение помогающее учителю развить в себе способность к быстрой, безболезненной и эффективной смене коммуникативных позиций в общении с подростками и старшеклассниками. 

«Мышечная броня». 

Вы только что закончили урок, собрали тетради, положили их аккуратной сопкой на столе в своем кабинете. К вам подходит ученик и начинает объяснять, почему он забыл тетрадь дома. Вы снова «надеваете» роль учителя, строго хмурите брови и…….. 

Остановитесь! Урок закончился, ситуация принципиально изменилась. На уроке вы учили, а сейчас – перемена. Вам надо сменить позицию : из позиции «над» перейти в позицию «наравне», эта позиция – более мягкая и эмоционально насыщенная. Поэтому нужно «освободить» собственные эмоции. Как это сделать ? Известно, что на физическом уровне существуют мышечные механизмы, блокирующие эмоциональную активность человека, описаны семь кругов «мышечной брони» пересекающей тело и подавляющей проявление непосредственных эмоций: на уровне глаз, рта, шеи. Груди. Диафрагмы, живота и таза. При доминирующей позиции «над» энергия обычно сконцентрирована в верхней части тела: напрягаются глаза (пристальный взгляд) сжимается рот («твердые губы») одеваются «панцирем» шея и грудь. На уровне талии течение энергии блокируется мышечным напряжением. Для того чтобы сменить позицию, в первую очередь необходимо ослабить напряжение глаз, рта, шеи. И груди. Предлагаем для этого несколько простых упражнений. 

Дыхание. – Перед беседой с учеником глубоко вздохните. При выдохе резким движением в воображении как бы сорвите напряженную маску со своего лица; «погасите глаза», расслабьте губы, освободите шею и грудь. Представьте, что через выдох вы снимаете с себя охватывающие ваше тело мышечные «кольца» и отбрасываете их – с глаз, губ, шеи и груди. Освободились? Теперь начинайте беседу со школьником!  Постарайтесь выяснить, по какой причине он забыл тетрадь, не будьте излишне строги и директивны, ваша жестокость вызовет в подростке или старшекласснике либо страх (а  значит, стремление вывернуться, солгать), либо, скорее всего, протест (грубость, агрессию). Покажите, что вы доверяете своему воспитаннику, подбодрите его участием. Направьте свою активность не на властное доминирование, а на то, чтобы установить психологический контакт во время во время диалога. 

«Массирование». 

Возможно, вам подойдет другой способ снятия напряжения и перехода в позицию «наравне». Перед началом беседы с учеником дотроньтесь кончиками пальцев до своих глаз, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, как бы снимая старую маску. Этот жест, на который у вас уйдет 1-1,5 секунды, станет для вас границей, до которой вы находились в позиции «над» Перейдя «границу», вы оказались в позиции «наравне» и начали выполнять другую роль. Произошло ролевое перевоплощение: на уроке вы были учителем, а сейчас, перед началом разговора, вы становитесь собеседником. 

ТЕСТ: «Подтверждены ли вы стрессу?»

                                        На каждый вопрос вы можете ответить «ДА»-2, «НЕТ»-1  или «ИНОГДА»- 0

Вопросы

Да

Нет

Иногда

1

Часто ли у вас появляются чувство усталости?

2

Чувствуете ли вы ухудшение способности сосредоточиться?

3

Замечаете ли вы, что ваша память стала хуже?

4

Есть ли у вас склонность к бессоннице?

5

Часто ли вас беспокоят боли в области позвоночника?

6

Бывают ли у вас  сильные головные боли?

7

Есть ли у вас проблемы с аппетитом?

8

Замечаете ли вы, что отдых не дает желаемого результата?

9

Скучаете ли вы работе?

10

Легко ли вас вывести себя?

11

Замечаете ли вы за собой склонность к излишней суете?

12

Часто ли вам хочется выпить?

13

Часто ли вы курите?

14

Бывает ли, что вам трудно завершить мысль?

15

Часто ли перестаете себе нравиться?

16

Часто ли вам без видимой на то причины становится тревожно?

17

Часто ли вам не хочется видеть вообще никого?

Обработка результатов:

0 – 5 баллов.  Вы скорее всего, отнеслись к тесту поверхностно, потому что такая неподверженность стрессам – это действительно невероятно.

0 -10 баллов.  Вам можно позавидовать, вы невероятно стрессоустойчивы.  В непредвиденных и опасных ситуациях вы спокойны и рассудительны.

11 – 25 баллов. Стрессы вам досаждают, но проблем особых не создают.  Уровень стресса – средний.  Это значит, что избавление от стрессов не будет для вас большой трудностью.

26 – 34 баллов. Уровень стресса – высокий.  Вам стоит задуматься о последствиях.  Если вы не сгущаете краски, то последствия не за горами.  Не пренебрегайте своим здоровьем: вам надо срочно изменить свою жизнь.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам, педагогическим работникам, воспитателям, родителям (законным

Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам,...

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ ПЕДАГОГУ

Работа педагога профессионального обучения должна быть обеспечена сопровождающей методической документацией. Перед началом педагогической деятельности необходимо ознакомиться с основными нормативно-пр...

Презентация "Молодому педагогу в помощь"

В помощь молодому педагогу...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено...

Статья « Песенки – картинки, обработки русских народных песен в помощь педагогу дополнительного образования в выборе репертуара по классу вокала»

В статье предлагается репертуар на начальном этапе обучения в классе вокала. пояснения к произведениям. Важность выбора такого репертуара.Сохранение традиций русской вокальной школы....

Национальный проект "Образование". Материалы в помощь педагогом ГБДОУ.

Данная презентация адресована воспитателям и специалистам дошкольных образовательных организаций и содержит материалы по изучению Национального проекта ";Образование";. Согласно Указу Президе...

В помощь педагогу

Данные пособия предназначены для педагогов и содержат практические рекомендации по восстановлению работоспособности и профилактике утомления....