ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
материал на тему
В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов (особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории которых относится профессия воспитателя) начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации, а в результате обходится очень дорого.
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.
За годы работы в детском доме у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа профилактики эмоционального выгорания | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Актуальность.
В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов (особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории которых относится профессия воспитателя) начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации, а в результате обходится очень дорого.
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.
За годы работы в детском доме у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.
К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания воспитателей, относят:
1) высокую ответственность за своих подопечных;
2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;
3) самоотверженную помощь;
4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;
5) наличие ролевых конфликтов;
6) работу с «трудными» детьми.
Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией специалиста на пролонгированные во времени стрессовые воздействия межличностного общения. Это комплекс, состоящий из поведенческой модели и психологических переживаний, которые непосредственно влияют на уровень работоспособности воспитателя, психофизиологическое самочувствие и на характер межличностных отношений как в системе «воспитатель – коллеги», так и в системе «воспитатель – ребёнок».
Так как выгорание является относительно устойчивым состоянием, приносящим несомненный ущерб профессиональной деятельности специалиста, профилактика данного синдрома является значимым аспектом в системе профилактической работы дошкольного учреждения.
По мнению специалистов в области стресс–менеджмента, выгорание «заразно», наблюдались целые «выгорающие» отделы и организации (Водопьянова Н. Е., 2005). Специалисты, подверженные процессу выгорания, демонстрируют такие проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм. Все перечисленные проявления недопустимы в работе специалистов «помогающих» профессий, особенно при взаимодействии с детьми.
Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.
Последствия эмоционального выгорания педагогов могут проявляться в различных сферах:
• межличностные последствия проявляются в профессиональных, семейных отношениях, а именно в конфликтах с коллегами, администрацией , воспитанниками и родителями, в раздражительности и эмоциональной истощенности;
• установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к детям, работе вообще, коллективу, к себе лично, которые ведут к снижению лояльности сотрудников;
• поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения: педагог выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг себя и, как следствие, – снижение качества работы и межличностного взаимодействия, потребность в употреблении психоактивных веществ;
• психофизиологические последствия находят выражение в расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в виде изнурительных головных болей, так и в форме бессонницы.
Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на психологический комфорт как в педагогическом коллективе, так и в группе, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на общее состояние здоровья воспитателей и воспитанников.
Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной профилактики синдрома.
Профилактику эмоционального выгорания воспитателей необходимо проводить в двух направлениях:
1) оптимизация организационных условий труда педагога;
2) актуализация личностных ресурсов педагога.
Первое направление включает в себя следующие составляющие.
• Организация рабочего места педагога предполагает, как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные работать в тесных, обшарпанных. «голых» группах.
• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.
• Конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе.
• Справедливая кадровая политика, возможность продвижения по служебной лестнице и др.
• Оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников.
• Отлаженная система охраны труда сотрудников.
• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.
• Наличие и развитие высокой организационной культуры.
• Профессиональная и административная поддержка.
• Эффективное руководство, доступность администрации для диалога.
Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется следующим образом.
1. Просветительское направление:
- информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;
-ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья.
2. Повышение значимости педагогической профессии, которое будет способствовать удовлетворению потребности в признании, самоутверждении и самовыражении учителя:
- создание администрацией школы условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации педагогов;
- создание возможностей для беспрепятственной аттестации педагогов и обеспечение «бесстрессовой» ситуации аттестации;
- участие в педагогических чтениях и методических семинарах, марафонах, деловых играх;
- обобщение педагогического опыта воспитателя;
- возможности публикации педагогических находок и разработок педагога и др.
3. Обучение педагогов следующим приемам и методам саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы)
Цели программы:
- Осознание причин эмоционального и профессионального выгорания учителя и влияние на качество образовательного процесса.
- Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.
Задачи программы:
· Формировать умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя.
· Побуждать участников к анализу своих взаимоотношений с окружающими.
· Формировать умение контролировать свое поведение.
Факторы, определяющие содержание работы:
- Причины, вызывающие эмоциональное выгорание (повышение эмоционального напряжения).
- Внешнее проявление.
- Способы выхода из состояния эмоционального напряжения, в частности, через творчество.
Формы работы:
Основной формой проведения встреч по данной программе является практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки по теме занятия. Причем практической работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом в виде мини-лекций.
Организация занятий.
Занятия проводятся с группой педагогов до 15 человек, 1 раз в неделю. Длительность одного занятия — от 1 часа до 1,5 часов. Для проведения занятий желательно просторное помещение.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
№ | Этапы | Время | Задачи | Средства | Роль ведущего |
1 | Начало | 5-10мин. | Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства | Ритуализирован ная форма работы | Обозначение правил и границ. Сплочение группы. |
2 | Разминка | 5-10мин. | Объединение участников (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают) | Подвижные игры с четко определенными правилами | Развитие межличностных связей. Включение в совместную деятельность Обеспечение безопасности участников |
3 | Основная часть занятия | 45—60 мин | Задачи соответствуют теме | Самые разнообразные формы активности (игры, мозговой штурм, психодрама и т. д.) | Дать определенную информацию в доступной форме. Предоставить возможность выразить свои чувства. Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации |
4 | Разминка | 10-15мин. | |||
5 | Завершение занятия | 10мин. | Возможность выплеснуть накопившееся напряжение. Завершение работы в позитивном эмоциональном состояния | Подвижные и/или релаксационные игры | Обеспечение безопасности участников |
6 | Рефлексия | 10мин. | Ответить на вопросы по итогу занятия: • Что для меня было важно? • Что было тру дно? Что понравилось? | Опрос | Эмоциональная поддержка |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п | Тема занятия | Цели занятия | Методы | Кол-во часов |
1 | «Синдром эмоционального выгорания», естественные способы саморегуляции эмоционального состояния | Ознакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития. Способствовать осознанию возможности саморегуляции эмоционального состояния | Беседа, элементы игротерапии, арт-терапии, наблюдение, релаксация, работа в группах | 1,5-2 |
2 | Условия эффективного общения | Знакомство с механизмами общения, которые способствуют развитию психологической культуры, формированию навыка глубокого позитивного отношения к себе и другим | Беседа, элементы игротерапии, наблюдение, релаксация, работа в группах | 1,5-2 |
3 | Коммуникативные позиции в педагогическом общении | Познакомить участников занятия с основными коммуникативными позициями в процессе педагогического общения. Осознание ответственности за определенное поведение в ситуации общения | Беседа, элементы игротерапии, наблюдение, релаксация, работа в группах | 1,5-2 |
4 | Общение в конфликте | Дать рабочее определение конфликта; способствовать пониманию собственных эмоциональных проблем в конфликтах; познакомить с особенностями компетентного общения | Беседа, элементы игротерапии, наблюдение, работа в группах | 1,5-2 |
5 | Самореализация в творчестве как способ предотвращения эмоционального сгорания | Осознание своей креативности, повышение развития творческой индивидуальности | Беседа, элементы игротерапии, наблюдение, работа в группах, творческие задания | 4,5-6 |
6 | Самореализация в творчестве как способ предотвращения эмоционального сгорания | Осознание своей креативности, повышение развития творческой индивидуальности | Беседа, элементы игротерапии, наблюдение, работа в группах, творческие задания | |
7 | Самореализация в творчестве как способ предотвращения эмоционального сгорания | Осознание своей креативности, повышение развития творческой индивидуальности | Беседа, элементы игротерапии, наблюдение, работа в группах, творческие задания | |
8 | Способы снятия нервно-психического напряжения | Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах | Беседа, элемен - ты игротерапии, наблюдение, работа в группах | 4,5-6 |
9 | Способы снятия нервно-психического напряжения | Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах | Беседа, элемен - ты игротерапии, наблюдение, работа в группах | |
10 | Способы снятия нервно-психического напряжения | Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах | Беседа, элемен - ты игротерапии, наблюдение, работа в группах | |
Итого: | 15-20 |
Список используемой литературы:
1. Е. А. Чекунова, Т. П. Колодяжная Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. / учебно-методическое пособие. М. 2010.
2. Е. В. Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. / Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Волгоград. 2013.
3. Н. А. Рогалева Дни психологической разгрузки для педагогов ДОУ. / Справочник педагога-психолога. 01.2012.
4. В. М. Чернышова, С. Ю. Лифанова Инновационные подходы к профилактике профессиональной деформации педагога. / Справочник педагога-психолога. 03.2011.
5. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома (психотехнические упражнения; коррекционные программы) ./ М. 1995.
6. Т. Н. Сташкова Занятие-тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». / Справочник педагога-психолога 02.2011.
7.«Большая книга детского психолога» / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. Ростов на Дону, «Феникс»,2011
8.Колошина Т.Ю., Трусь А.А. «АРТ-терапевтические техники в тренинге»,СПб, «Речь», 2010
9.«Психология общения. Энциклопедический словарь» / А.А. Бодалева, М., «Когито-Центр», 2011
10.«Психология профессионального здоровья» / Г.С. Никифорова, СПб, «Речь», 2006
11.Саенко Ю.В. «Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и настроениями», СПб, «Речь», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для творческого педсовета по предупреждению профессионального выгорания.Доклад "Эмоциональное выгорание. Профессиональные заповеди учителя".Памятка по предупреждению профессионального выгорания для педагогов
Цель тренинга с педагогами:сплочение педагогического коллектива, развитее творческих способностей через использование методов арт- терапии, мандала- терапии, снятие эмоционального напряжения....
Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания
Материал для психолого-педагогической консультации педагогов: Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания...
Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Профилактическая программа для специалистов системы образования, подверженных стрессовым, хроническим напряжениям. Рекомендововано исследование уровня личностного выгорания и систематизация восс...
«Влияние психологической культуры педагога на эффективность его профессиональной деятельности».
В центре проблемы модернизации российского образования находится педагог, культурный потенциал которого во многом определяет возможность развития компетентного творческого, свободного, социально актив...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Профилактика эмоционального выгорания...
Конспект психологического тренинга "Профилактика эмоционального выгорания"
Есть внешние и внутренние факторы, которые могут привести к выгоранию. Например, условия работы относятся к внешним — их можно поменять сравнительно быстро. Внутренние факторы — это устано...