Профилактика эмоционального выгорания педагогов
рабочая программа по теме

Назарова Светлана Евгеньевна

Профилактическая программа для специалистов системы образования, подверженных стрессовым, хроническим напряжениям. Рекомендововано исследование уровня личностного выгорания и  систематизация восстановительных техник и  упражнений. Дан ряд дыхательных упражнений и способов визуализации  физической и эмоциональной балансировки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vygoranie_kratko.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОУ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

«ЮГО-ЗАПАД»

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГОУ ЦППП «ЮГО-Запад»

_______________    Середенко Н.В.

«_____» ___________ 2014 года

«СОГЛАСОВАНО»                                                          «СОГЛАСОВАНО»

 Председатель                                                      Зав. лабораторией психолого-

научно-методического совета                              педагогической поддержки и

ГОУ ЦППП «Юго-Запад»                                  здоровьесбережения

                                                                               ОМЦ ЮЗОУО

___________ к.псих.н. Аександрова О.А.             _________ Объедкова З.К.

«____» _________ 200 __ год                               «_____» ________ 200__ год

 

ПРОГРАММА

    «Профилактика  эмоционального выгорания специалистов»  

           социально-педагогической направленности

Составил: педагог-психолог Назарова С.Е.

2014  г.

                  Программа «профилактики эмоционального выгорания»

  1. Пояснительная записка.

Актуальность программы по профилактике профессионального выгорания специалистов (педагогов, воспитателей) во многом определяется  высоким уровнем стресса на рабочем месте,  чрезмерными нервно-психическими нагрузками, многочисленными  интенсивными контактами с людьми приводящим к эмоциональному истощению и перегрузкам, формализации  межличностного взаимодействия.

    Синдром    эмоционального    выгорания, характеризующийся  эмоциональной  сухостью   педагога,   расширением   сферы экономии эмоций,  личностной отстраненностью,  игнорированием  индивидуальных особенностей учащихся, оказывает  достаточно  сильное  влияние  на  характер профессионального  общения  учителя.

 Профессиональная   деформация мешает  полноценному  управлению  учебным  процессом,  оказанию  необходимой психологической помощи, становлению профессионального  коллектива.  

Реальная педагогическая   практика   показывает,   что   сегодня    довольно    четко

прослеживается факт потери  интереса к ученику  как   к  личности,  неприятие

его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны  профессионального

общения. Многие педагоги отмечают  у  себя  наличие  психических  состояний,

дестабилизирующих  профессиональную   деятельность   (тревожность,   уныние,

подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).    

Анализ деятельности педагога  с  точки  зрения  наличия   факторов

инициирующих  эмоциональное  выгорание возможно осуществить  с  опорой  на   схему

предложенную Орлом В.Е.(2001г.)

|Индивидуальные факторы         |Организационные факторы           |

|Социально-демографические:    |Условия работы:                   |

|Возраст                                         |Рабочие перегрузки                |

|Пол                                                |Дефицит времени                   |

|Уровень образования                  |Продолжительность рабочего дня    |

|Семейное положение                  |Содержание труда:                 |

|Стаж работы                                 |Число клиентов                    |

|Личностные особенности:          |Острота их проблем                |

|Выносливость                              |Глубина контакта с клиентом       |

|Локус контроля                            |Обратная связь                    |

| Стиль сопротивления                 |Социально-психологические:        |

|Самооценка                                  |Взаимоотношения в организации     |

|Нейротизм (тревожность)          |Отношение к объекту труда         |

|Экстраверсия                               |                                  |

Рассмотрим сначала группу организационных факторов, куда включаются  условия

материальной среды, содержание работы  и  социально-психологические  условия

деятельности.

   - Условия работы. Основной упор в изучении этих факторов  был  сделан  на

     временные параметры  деятельности  и  объема  работы.  Практически  все

     исследования  дают  сходную  картину,  свидетельствующую  о  том,   что

     повышенные  нагрузки  в  деятельности,  сверхурочная  работа,   высокая

     продолжительность  рабочего   дня   стимулируют   развитие   выгорания.

     Профессия педагога подпадает под эти параметры: так, сам по себе  факт,

     что средняя величина рабочей недели учителя, равна  по  подсчетам  Л.Ф.

     Колесникова (1985г.), 52 часам, намного выше той  (40  часов),  которая

     установлена по стране; очень низкая  оплата  труда,  не  обеспечивающая

     нормального существования (практически все  исследования  подтверждают,

     что недостаточное  вознаграждение,  денежное  или  моральное,  или  его

     отсутствие  способствуют  возникновению   выгорания),   как   следствие

     сверхурочная работа, а значит повышенные нагрузки, что нередко приводит

     к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению  как  предпосылке

     различных психических заболеваний.

   - Содержание труда. Данная группа факторов включает в себя количественные

     и качественные аспекты работы с клиентами (учащимися):  их  количество,

     частоту  обслуживания,  степень  глубины  контакта.  Так  в   профессии

     педагога, большое  количество  учащихся  в  классе,  может  привести  к

     недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором,

     способствующим выгоранию.  Так же не секрет, что педагогам, в настоящее

     время,  все  чаще  приходится  иметь  дело  с  детьми   из   социально-

     неблагополучных семей, острота проблем этих детей  обычно  способствует

     возникновению  выгорания.  Наиболее  выпукло  показано   влияние   этих

     факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем

     клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения, в

     педагогике это  могут  быть  классы  коррекции,  где  при  максимальном

     вложении усилий со стороны педагога, результат может оказаться не самым

     высоким.  При  этом  отмечается,  что  любая  критическая  ситуация   с

     учеником, независимо от  ее  специфики  является  тяжким  бременем  для

     педагога, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге,

     к выгоранию.

   - Социально-психологические  факторы.       Анализ  взаимодействия  между

     социально-психологическими отношениями работников к  объекту  их  труда

     можно провести в двух направлениях: позиции работников по  отношению  к

     своим  реципиентам   и   особенностей   поведения   самих   реципиентов

     (учеников). Существует   взаимосвязь  между  данной  характеристикой  и

     выгоранием. Данная зависимость может быть обусловлена спецификой  самой

     деятельности.  Так  учителя,   характеризующиеся   наличием   опекающей

     идеологии во взаимоотношениях с учениками, а  так  же  не  использующие

     репрессивную и  ситуационную  тактики,  демонстрируют  высокий  уровень

     выгорания. С другой стороны,  атмосфера  в  коллективе  учащихся  и  их

     отношение  к  учителю   и   учебному   процессу   могут   провоцировать

     возникновение выгорания  у  педагогов.  В  частности,  отмечается,  что

     апатия  учеников  и  неблагоприятная  атмосфера  в  классе,   например,

     активное сопротивление учителю в виде  негативного  поведения  учеников

     вызывают у учителей выгорание (Орел, 2001г.)

       Таким  образом,  на  основании    вышесказанного,   мы   видим,   что

профессия учителя может быть отнесена к  “разряду  стрессогенных,  требующих

от него самообладания и саморегуляции” (Форманюк,1994г.) Проявления  стресса

в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в  первую  очередь  выделяются

фрустрированность,  тревожность,  изможденность,  депрессия,   эмоциональная

ригидность и эмоциональное опустошение – это цена  ответственности,  которую

платит учитель.

       Маркова А.К. в работе “Психология труда учителя”(1993г.),  говорит  о

том, что для работы учителя характерны: информационный  стресс,  возникающий

в ситуациях  информационных  перегрузок,  когда  человек  не  справляется  с

задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при  высокой

степени ответственности за их последствия;  и  эмоциональный  стресс,  когда

под влиянием опасности, обид возникают  эмоциональные  сдвиги,  изменения  в

мотивации,  характере  деятельности,  нарушения  двигательного  и   речевого

поведения.

       По  данным  социально-демографических  исследований   труд   педагога

относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном  плане  видов  труда:

по  степени  напряженности  нагрузка  учителя  в  среднем  больше,   чем   у

менеджеров и банкиров,  генеральных  директоров  и  президентов  ассоциаций,

т.е. тех,  кто  непосредственно  работает  с  людьми.  Бойко  В.В.  приводит

следующие  данные:  из  7300  педагогов  общеобразовательных  школ,  риск  и

повышенный  риск  патологии  сердечно-сосудистой  системы  отмечен  в  29,4%

случаев, заболевания  сосудов  головного  мозга  у  37,2%  педагогов,  57,8%

обследованных имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного  тракта.  Вся

выявляемая соматическая патология  сопровождается  клиникой  неврозоподобных

нарушений.  Собственно  невротические  расстройства   выявились   в   60-70%

случаев. (Бойко 1996г.) Указанная сторона здоровья  учительства  обусловлена

многими социальными,  экономическими,  жилищно-бытовыми  факторами.  Немалая

роль   здесь,   конечно,   и   психического   напряжения,    сопровождающего

профессиональные будни педагога. Не мудрено, что,  в  целях  экономии  своих

энергоресурсов,   многие   педагоги   прибегают   к   различным   механизмам

психологической  защиты  и,  по  крайней  мере,  обречены  на  эмоциональное

выгорание.

     Но есть еще и  оборотная  сторона  приведенной  удручающей  статистики.

Возникают вопросы: кто же учит детей? Может ли человек, обремененный  такими

страданиями, успешно влиять на подрастающее поколение?

         Рассмотрим теперь индивидуальные факторы, в  эту  группу   включены

социально-демографические  и  личностные  особенности.   Орел   В.Е.(2001г.)

отмечает, что из  всех  социально-  демографических  характеристик  наиболее

тесную  связь  с  выгоранием   имеет   возраст   и   стаж.   Причины   спада

профессиональной деятельности учителя   старшего  возраста,  так  называемый

“педагогический криз”, выделяет Ю.Л. Львова(1998г.). По ее мнению, это:

   - во-первых, стремление педагога использовать новые  достижения  науки  и

     невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствия отдачи

     учащихся; несоответствие ожидаемого результата и фактического;

   - во-вторых, возникновение и развитие  излюбленных  приемов,  шаблонов  в

     работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но  как

     менять – неизвестно;

   - в-третьих, возможность изоляции учителя  в  педагогическом  коллективе,

     когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами,  что  вызывает

     чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.

      Большая часть учителей справляется с  кризом,  но  частично  он  может

  оказывать влияние на развитие выгорания (Львова, 1998г.). Предлагаемая программа поможет предотвратить процессы эмоционального выгорания и стабилизировать профессиональную деятельность.

Цель программы:     Передача знаний и навыков, способствующих повышению психической устойчивости в трудных (критических) ситуациях на рабочем месте.  

Задачи: 1. Создание понятийного представления о синдроме «эмоционального выгорания».

     2. Исследование сфер личного и организационного стресса;

     3. Овладение методами самодиагностики уровня эмоционального выгорания (Бойко В. В.);

                 4. Обучение  приемам устранения эмоционального дискомфорта, ослабления психической  напряженности, совладания со стрессом.

                5. Раскрытие ресурсных сторон личности и расширение профессионального самосознания.

Состав группы - специалисты общеобразовательных учреждений разного типа (педагоги, воспитатели, логопеды, администраторы, управленцы).

Характер группы – закрытая, без возрастного критерия, в количестве 13-15 человек.  

Программа является краткосрочной, продолжительностью от 6 до 10 часов, формат встреч оговаривается индивидуально.

II Учебно-тематический план:

Название темы

Количество часов

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Вводное занятие. Установочная часть программы. Правила жизнедеятельности группы. Выявление основных ожиданий и трудностей. Информационный блок о синдроме эмоционального выгорания: стадии, признаки, составляющие синдрома.

0,5

1

2.

Диагностика эмоционального выгорания по методике Бойко В. В. Анализ поля самодиагностики.

0,5

3.

Личное и профессиональное в нашей жизни. Удовлетворение профессиональной деятельностью. Исследование источников стресса (личные, организационные).

0,5

1

4.

Способы организации энергосберегающего режима в профессиональной и повседневной жизни.  

1

5.

Смыслообразующие доминанты в профессиональной деятельности (приоритеты, ценности, цели). Тайм-менеджмент (управление личным временем, распределение нагрузок)

0,5

1

6.

Основы эмоциональной и когнитивной саморегуляции.

1

7.

Завершение. Подведение итогов. Интеграция опыта.

0,5

всего

7,5

1,5

6,0

III. Критерии оценки результативности работы по программе

Развитие когнитивных, аффективных, физических и поведенческих установок участников тренинговой программы.

Опросник самоанализа участников программы.

IV. Условия для реализации программы

Раздаточный материал:

Маркерная доска или ватманы для оформления информации

Маркеры, фломастеры, цветные карандаши

Бумага А 4

Таблицы

Кнопки, скотч, ножницы.

V. Список литературы

   1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. ПИТЕР, С.-Петербург,2002 г., с.221.

   2.  Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и  на  других.  –

М., Информационно-издательский дом ‘’Филинъ’’, 1996.

   3. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.

М., “Просвещение” 1989г.

   4. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., “Просвещение”  1986

г.

   5.  Форманюк  Т.В.  Синдром  “эмоционального  сгорания”  как   показатель

профессиональной дезадаптации учителя. Ж. “Вопросы  психологии”,1994  г.,  N

6.

   6. Орел В.Е. Феномен “выгорания” в  зарубежной  психологии:  эмпирические

исследования.  Журнал  практической  психологии   и   психоанализа.   2001г.

сентябрь.

   7. Трунов Д.Г. “Синдром сгорания”: позитивный подход к  проблеме.  Журнал

практического психолога. 1998 г., N 5.

   8.  Юдчиц   Ю.А.   К   проблеме   профессиональной   деформации.   Журнал

практического психолога. 1998 г., N 7.

   9. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение , 1993 г.

    10. Рогов Е.И. Учитель как  объект  психологического  исследования.  М.,

ВЛАДОС, 1998 г.

    11. Митина Л.М., Асмаковец  Е.С.  Эмоциональная  гибкость  учителя.  М.,

издательство “Флинта”, 2001 г.

     12.  Колесников  Л.Ф.   Резервы  эффективности  педагогического  труда.

Новосибирск 1985 г.

   13.  Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя.

   14.  Грановская Р.М. Элементы практической психологии. С.П., 1997г.

   15.  Селье Г. “Стресс без дистресса”  М.,1982г.

   16. Маслач К. Профессиональное выгорание: как  люди  справляются.  Статья

1978. Интернет.

   17. Щуркова Н.Е. Классное руководство. М., 2000г.

   18.  Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.,  Просвещение,

       1989г.

   19.  Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика,1991г.

   20. Гоноболин Ф.Н. Психология. М., Просвещение,1973г.

   21. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.,2000г.

   22.   Львова    Ю.Л.     Социально-педагогические    проблемы    развития

       профессиональной и общественной активности учителей. М., 1988г.

   23. Шитова И.Ю. Проблемы педагогической профессии и пути  их  разрешения.

       Интернет 2002г.

   24.  Аминов  Н.А.  Психофизиологические  и  психологические   предпосылки

       педагогических способностей. Вопросы психологии  N 5, 1988г.

   25.  Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя.

       Вопросы психологии N6. 1987г.

   26.  Вяткин Б.А., Хрусталев  Т.М.  Специальные  способности  в  структуре

       индивидуальности учителя. Вопросы психологии N4. 1994г.

   27. Антилогова Л.Н. Этико-психологические  аспекты  труда  учителя.  Омск

       1992г.

   28. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за  работников  и

       боссов растет. Статья, интернет.

   29. Дьяконов Г.  Регуляция  эмоциональных  состояний.  Детский  психолог.

       1993г.

   30. Иевлева С., Шаталова Т. Когда обожжены нервы. Статья 2003г. Интернет.

   31. Столяренко Л.Д.  Самыгин С.И. Психология и педагогика. М. 1999г.

   32. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург 1999г.

   33. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М. 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов"

Работа педагога требует много усилий, умений и терпения. Каждому педагогу необходимо уметь управлять своим психоэмоциональным состоянием и обладать навыками саморегуляции....

Профилактика эмоционального выгорания

Тематическое планирование по профилактике эмоционального выгорания...

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

Материал для психолого-педагогической консультации педагогов: Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания...

Буклеты на тему: "Профилактика эмоционального выгорания" (рекомендации), "Стимулирование и мотивация кадет в процессе обучения и внеурочной деятельности"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11764918","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"341","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11764930","...

ТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников о...

Профилактика эмоционального выгорания у медицинских работников

Синдром эмоционального выгорания давно привлекает ученых различных стран...